Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и сообщений. 1. Какой принцип положен в основу деления уровней социологического знания?






1. Какой принцип положен в основу деления уровней социологического знания?

2. Что представляют собой теории среднего уровня?

3. Каков объект исследования микросоциологических и макросоциологических теорий?

4. Макросоциологические теории: структурный функционализм, теории социальных изменений, теории социального конфликта.

5. Микросоциологические теории: символический интеракционизм, феноменологическая социология.

6. Функционалистские и конфликтологические теории.

7. Школа французского структурализма (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Ж.Деррида).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие из нижеперечисленных положений составляют основу теории конфликта:

а) все процессы в обществе связаны с экономическими;

б) человек в любом обществе формируется его социальными институтами;

в) для мира более характерно движение и развитие, чем стабильность и эволюционность;

г) социальное действие невозможно полностью предвидеть;

д) в обществе не должно быть борьбы. Она – отклонение от нормы, патология;

е) исторический материализм;

ж) в социальном мире изменения часты и их можно научно описать?

2. Определите, какие из нижеперечисленных парадигм относятся к макросоциологическим, а какие – к микросоциологическим:

а) теория социального действия; г) символический интеракционизм;

б) конфликтные парадигмы; д) этнометодология;

в) структурный функционализм; е) феноменология.

3. В какой теории предпринимается попытка ликвидировать различия между макро- и микроподходами в социологии:

а) в драматургической социологии И.Гофмана;

б) в постструктурализме М.Фуко;

в) в теории структурации Э.Гидденса;

д) в теории «индустриального общества» У.Ростоу?

4. Сформулируйте основные достоинства и недостатки структурного функционализма Т.Парсонса.

5. Найдите положения, характерные для функционализма:

а) конфликты между социальными группами – естественное состояние общества;

б) общество в равновесии – общество без конфликта, где каждый играет свою роль;

в) дисфункциональные формы поведения подлежат контролю;

г) задача социологии – выделение компонентов социального взаимодействия и определение их значения в обществе.

6. Какое понятие является основным в теории структурно-функционального анализа:

а) социальная система; б) социальная общность;

в) общество; г) культура?

7. Р.Мертон выделил три основных постулата функционального анализа:

а) постулат функционального единства общества (согласованность функционирования всех его частей);

б) постулат универсального функционализма (все общественные явления функциональны).

Каков третий постулат функционализма Р.Мертона?

8. Понятие, предложенное Р.Мертоном, для обозначения последствий любого социального института, которые препятствуют сохранению общества:

а) функция; в) девиация;

б) дисфункция; г) аномия.

9. В чём вы усматриваете различие между марксистскими и немарксистскими конфликтными парадигмами? Назовите современных представителей немарксистской конфликтной социологии.

10. Какие объекты исследования являются основными для символического интеракционизма:

а) общество в целом; в) власть;

б) межличностные взаимодействия; г) социальные институты?

11. Кто из социологов стоял у истоков символического интеракционизма:

а) Дж. Г. Мид; д) Дж. Хоманс;

б) М. Мид; е) А. Щюц;

в) Р. Парк; ж) Ю. Хабермас;

г) Т. Адорно; з) Т. Лукман?

12. Укажите, какие суждения верны с позиции теории обмена:

а) любое взаимодействие есть обмен;

б) социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждения и затрат;

в) если вознаграждение уменьшается в 2 раза, то во столько же обязательно возрастёт реальная отдача;

г) чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение.

13. Какой термин предложил Г.Гарфункель для обозначения методов, которые используют люди, воспроизводя социальный мир:

а) феноменология; г) интерпретация;

б) этнометодология; д) классификация?

в) интернализация;

14.Для описания взаимодействия структур и социального действия английский социолог Э.Гидденс использует термин:

а) структурация; б) самореференция; в) habitus

15. Какое из направлений современной социологии играет наиболее значительную роль в развитии управленческих и коммуникативных технологий?

16. Что такое «парадигма» и каково её значение для социологии?

17. Почему в социологии нет одной общепризнанной теории, объясняющей общественную жизнь, развитие жизненных сил человека и общества?

18. Какие парадигмы наиболее приемлемы для объяснения событий повседневной жизни и почему?

19. Какие обобщающие парадигмы существуют в социологии? В чем их суть?

20. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) позитивизм; ж) теория обмена;

б) функционализм; з) социальный факт;

в) микросоциология; и) социальная физика;

г) макросоциология; к) парадигма;

д) понимающая социология; л) интеракция;

е) этнометодология; м) идеальный тип.

Определения:

1) уровень социологического знания, связанный с крупными элементами социальных структур и их взаимодействием;

2) знание, дающее обобщенную модель постановки проблем и их решений;

3) направление в социологии, полагающее, что общество состоит из тесно связанных друг с другом компонентов, которые своим взаимодействием поддерживают существование всей системы;

4) уровень социологии, обращенный к социальному поведению людей, межличностному общению, мотивации человеческих действий;

5) концепция социального взаимодействия, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждается;

6) наиболее абстрактные понятия, с помощью которых исследователь упорядочивает эмпирический материал (М.Вебер);

7) направление в социологии, ориентированное на исследование общества методами, аналогичными методам естественных наук;

8) надыиндивидуальная реальность, оказывающая влияние на индивида (Э.Дюркгейм);

9) направление в социологии, утверждающее, что общество конструируется индивидами и поэтому требует специфических методов познания;

10) первоначальное название социологии в работах О.Конта;

11) процесс взаимодействия людей друг с другом;

12) социологическая школа, главным методом которой является анализ разговорных высказываний и обнаружение с их помощью, неявных механизмов поведения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.