Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XXIII. Основателем мусульманской религии, по ее учению, считается Мухаммед (или Магомет—по неверному европейскому произношению этого арабского имени)






МУСУЛЬМАНСТВО

1. Мухаммед

Основателем мусульманской религии, по ее учению, считается Мухаммед (или Магомет—по неверному европейскому произношению этого арабского имени). Согласно сказаниям ислама, Мухаммед был купеческого происхождения. О его рождении мусульманские писатели рассказывают много чудесного '. Рождение его, как посланника бога [согласно легендам], было заранее предопределено. На шестом месяце беременности к матери его якобы явился таинственный посланник с неба со словами: «О, Амина! Ты носишь в себе лучшее создание всех миров. Когда ты родишь его, назови прославляемым

176

 

(«Мухаммедом»). Но сохрани эту тайну в себе». Когда Мухаммед рождался, то мать его не испытывала никаких болей (припомним, что то же рассказывалось о рождении многих богов и героев). Как только Мухаммед появился на свет, все вокруг осветилось небесным огнем. Земля и небо сотрясались при его рождении. Все реки вышли из берегов, и идолы во всем мире упали со своих подставок. Вестники бога явились к Мухаммеду, родившемуся уже обрезанным2.

[Легенда рассказывает, что ангел] вскрыл Мухаммеду [в детстве] грудь, вынул оттуда сердце, очистил его от всего нечистого, выдавил из него черные капли «первородного греха», который, по учению религии, все люди унаследовали от прародителя Адама, и затем, наполнив его небесной мудростью, вложил обратно в грудь ребенка. При этом Мухаммед даже ничего не почувствовал. С того момента лицо Мухаммеда стало сиять таинственным светом3.

Не меньше чудес рассказывают [легенды] и про детство Мухаммеда. Когда он проходил, овцы кланялись ему. Во время одного путешествия [из Мекки] осел, на котором ехал Мухаммед, вдруг заговорил человеческим голосом и всем объявил, что он несет на себе величайшего пророка...4 Когда Мухаммеду было 9 месяцев, он будто бы обнаружил такую ученость, такую мудрость, что все изумлялись, слушая его. (Вспомните подробные рассказы про Иисуса Христа, про Будду, как им изумлялись ученые и книжники...)

Мухаммеду приписываются всякие чудесные видения. Так, однажды, рассказывают почитатели пророка, ночью он вдруг услышал голос, зовущий его. Когда он поднял голову, он увидел такой яркий свет, что даже лишился чувств, а когда он очнулся, перед ним стоял ангел, в руках которого был исписанный шелковый свиток. «Читай», — сказал ангел. «Я не читаю», —сказал Мухаммед, по мусульманским сказаниям, бывший неграмотным. «Читай, —повторил ангел, придавив Мухаммеда так, что тот решил, что умирает.—Читай во имя господа твоего, который создал, создал человека из сгустившейся крови... который научил человека [владеть] письменной тростинкой...» После этого Мухаммед почувствовал, что он может читать5. И вот он прочел все, что там было написано.

177


Затем прочитанное им якобы было записано в священную мусульманскую книгу, названную кораном. Гак объясняют магометане происхождение корана. Всякий, кто знает библейскую историю о том, как Моисей писал на горе Синае под диктовку господа бога Саваофа, сразу же заметит, что рассказ о камне Кааба в Мекке, почти целиком заимствован оттуда. Когда Мухаммед гулял близ города Мекки, каждое дерево, каждый камень встречали Мухаммеда словами: «Благо тебе, посланник божий»6. Мухаммед, находясь еще на земле, имел уже время от времени свидания с ангелами. Так, однажды, когда он был на горе Хира, он вдруг услышал голос с неба и, обернувшись, увидел архангела Гавриила (Джабраила), который сидел между небом и землей на троне со скрещенными ногами. Архангел Гавриил сказал ему: «Ты—посланник божий, а я— Гавриил». Так архангел Гавриил [по рассказу ИбнИсхака] представился Мухаммеду. Не только ангелы, но и дьяволы-джины тоже являлись Мухаммеду, иногда во сне, а то и наяву.

...Мусульманское духовенство рассказывает... что Мухаммед исцелял слепых, хромых и немых... По мусульманским сказаниям, Мухаммед захотел—и покрыл небо в полдень сверхъестественной тьмой, т. е. устроил затмение солнца. Затем он заставил луну спуститься на землю и остановиться на верхушке священного храма Каабы в Мекке. Остановившись на верхушке храма, она обошла потом 7 раз вокруг храма и глубоко поклонилась Мухаммеду, но Мухаммеду этого было мало. Он заставил луну войти в правый рукав своего плаща и выйти в левый. Луна так и поступила, а потом вновь отправилась гулять по небу7... Впрочем, когда иудейские церковники смеялись над мусульманами и не верили в то, что Мухаммед

178

сделал так.., то мусульмане резонно отвечали иудаистам: «А что же, ведь у вас рассказывается в библии, что солнце остановилось по приказу пророка Иисуса Навина, почему же луна по приказу Мухаммеда не могла войти в его рукав? Для бога все возможно». Одним словом, он проделывал все те чудеса, которые мусульмане слышали про Будду, Заратуштру, Иисуса Христа и других богов.

Согласно учению мусульман на седьмом небе предвечно существует книга, в которую записаны все повеления божий и все события как прошедшие, так настоящие и будущие. Копии с этой книги, в которой начертаны веления божий, были якобы перенесены на самое низшее небо архангелом Гавриилом, который сообщал их от времени до времени Мухаммеду частями, приноровленными к какому-нибудь событию или обстоятельству. Так как это слова самого бога, то они всегда передаются в первом лице.

На этой книге основан мусульманский свод законов, гражданских, уголовных, а также и духовных, и все правоверные смотрят на нее с величайшим благоговением. Набожный мусульманин полагает свою гордость в том, чтобы иметь копию с корана в хорошем переплете и с разными украшениями...

Помимо корана, в мусульманстве есть еще немало правил и нравоучений, которые тоже приписываются... Мухаммеду [и его ближайшим сподвижникам]. Они составляют основную часть мусульманского предания, и собрание их названо «сунной». В сунне же прославляется власть арабских феодалов, халифов Абубекра, Омара, Османа, Али и др. Мусульмане, почитающие эту сунну, называются суннитами. Но есть и другие мусульманские предания, другая сунна. В них, по политическим мотивам, первые три из названных халифов именуются узурпаторами — людьми, обманом захватившими власть над мусульманами. Достойным халифом почитается в этих преданиях лишь четвертый халиф — Али, якобы прямой потомок Мухаммеда. Последователи этого пророка именуются шиитами, от арабского слова «шиа», что значит «партия».

Между этими двумя направлениями бывала временами такая же ожесточенная вражда и такие же взаимные пресле-

179

 

дования, как и между католиками и протестантами и между различными сектами православной церкви.

Кроме названных двух направлений мусульманской религии, в ней имеется и много сект. Между последователями их также не раз разжигалась рознь и даже кровавая резня.

2. Небожители мусульманской религии

...В картине мусульманского неба мы встречаем тех же героев, что и в картине неба христиан и иудеев. Около Аллаха и вокруг него имеется множество помощников, множество ангелов, которые выполняют его поручения или служат ему для личных услуг. Главных ангелов четыре. Это почти те же самые четыре ангела, которых мы встречаем в иудаистской мифологии: Гавриил, Михаил, Азраил и Исрафил. Здесь также окончания имен указывают на то, что в древности эти имена служили для обозначения отдельных богов.

Личную свиту Аллаха составляют херувимы. День и ночь неумолкаемо повторяют они: «нет бога, кроме Аллаха!»...

Гавриил отличается огромным ростом. Его крылья такие огромные и их так много, что когда он появился, то произвел переполох среди небесных жителей...

Архангел Михаил заведует отделом снабжения на небе. Он дает как пищу для тела, так и знание и мудрость для ума. Кроме того, он высший контроль над силами природы, у него так много дел, что ему необходимо иметь множество помощников...

Третий архангел—это Азраил (Абд-аль-джаббар, т. е. раб всемогущего), ангел смерти... Он должен охранять книгу судеб. Когда настает чей-нибудь смертный час, ангел сообщает об этом Азраилу, —ведь к каждому человеку приставлено несколько ангелов, которые за этим делом наблюдают. Азраил сейчас же делает пометку в своей памятной книге, но он еще не приводит в исполнение смертного приговора. Он ждет, пока не упадет листок с дерева, что растет около Аллаха. [Существуют верования], что листок падает за сорок дней до смерти, и людям кажется только, что человек живет, а на самом деле он уже умер...

180


В сказаниях многих религий пророки и спасители в конце концов возносятся на небо: вознесение героя древнегреческой мифологии Геракла, вознесение Христа, вознесение Магомета.

Судя по тому, правоверный это или грешник, поступает ангел с душами. То относит их к ангелам сострадания, то относит их к палачам... Азраил присутствует тут же и с одними душами обращается любезно, а с другими очень грубо... В этих сказках также много общего с христианским и иудейским учением о загробной жизни. Как во всех религиях, сказки эти служат орудием застращивания и одурманивания верующих.

Четвертый архангел, Исрафил, —это ангел, вкладывающий душу в тело. Этот ангел будет играть на трубе, созывая на страшный последний суд, когда погибнут все, кроме тех, за кого заступится один из архангелов или сам Аллах. Но и ангелы сами погибнут в этот последний час, и последним погибнет Исрафил. Через двадцать лет он вновь возродится в Басре и протрубит во второй раз, тогда начнется воскресение душ; словно рои пчел, воскреснут они на этот призыв и помчатся к своим телам...

Был когда-то еще один ангел—Азазил, иначе Люцифер, один из самых славных ангелов во всем небесном воинстве, но он возгордился и возмутился против бога. Когда бог повелел своим ангелам воздать почести Адаму, то Азазил отказался сделать это, говоря: «Неужели я, которого ты сделал из огня, должен преклоняться перед человеком, созданным из персти» [глины]. За такое неповиновение он был проклят богом, изгнан из рая и переименован в Иблиса, что значит «отчаяние». Он мстит за свое унижение тем, что измышляет всякого рода зло

181

 

против сынов человеческих, внушая им непокорство и нечестивые мысли. (Этот Азазил заимствован из еврейской мифологии.)

Между ангелами низшей степени есть разряд, который носит название спутников (муаккибат). К каждому человеку, по учению мусульманской религии, приставлены для наблюдения два таких ангела: один находится по правую руку его, а другой—по левую; они занимаются тем, что записывают все его слова и поступки. По окончании дня они улетают на небо с письменным отчетом...

Другие муллы утверждают, что каждый человек окружен множеством злых и добрых духов, ангелами, шайтанами и джинами...

Возмутившийся и падший Азазил, ставший потом сатаной, или Иблисом, все-таки удержал за собой верховную власть над низшими духами...

3. Мусульманский рай и ад

Человек, по учению ислама, состоит из души и тела. Душа— начало бессмертное, тело—его бренная оболочка. Правоверный должен жить, твердо веруя, что «нет бога, кроме бога, Мухаммед—пророк его». Совершай ежедневно омовения и пять молитв, соблюдай посты, подавай милостыню, наконец, в продолжение своей жизни соверши хоть один раз странствование в Мекку, на богомолье...

Смерть, учит религия, есть отделение души от тела, и это дело возложено Аллахом на Азраила. Когда ангел смерти исполнил свое дело и труп предан могиле, к нему являются два ангела—Мункор и Накир. Вид их мрачен и ужасен, обязанность их—допрашивать человека о его жизни. И вот в могиле душа снова соединяется с телом и остается в нем, пока черные ангелы производят свое испытание. Умершему приказывают встать и спрашивают о том, верует ли он в единство божие, верует ли в то, что Мухаммед—пророк бога, спрашивают о том, какие дела совершил человек при жизни. И все полученные ответы записываются в особые книги ко дню «страшного

182

 

суда». Если ответы удовлетворительны, душа тихо вылетает изо рта, а тело оставляется в покое; если же нет, то ангелы (вот где палачи-то!) бьют умершего тяжелыми палками по лбу, а душу выдергивают из тела с мучительной болью... Мусульмане верят, что всех людей в будущем ожидают воскресение и «страшный суд»...

Души пророков сразу допускаются к полному наслаждению раем. Души мучеников, в том числе и души умерших в битве, входят в тела или, точнее, в зобы зеленых птиц, которые питаются райскими плодами и пьют из протекающих там ручьев. Некоторые мусульмане веруют, что души истинно верных принимают образ белоснежных птиц и живут под престолом Аллаха. Души обыкновенных правоверных, по наиболее распространенному мнению, порхают в состоянии ангельского спокойствия около могил. Что касается душ неверных, то они будут прогнаны ангелами с неба и земли и ввержены в пещеристые недра земли, где в страхе будут ожидать наступления суда.

Как и в других религиях, в мусульманстве разработано учение о «страшном суде»...

Суду, учат муллы, будут предшествовать знамения и предвестия па земле и небе: полное затмение луны, изменение в движении солнца, которое взойдет на западе вместо востока» войны и смуты, освобождение Яджудж и Маджудж (Гога и Магога) на пагубу миру, густой дым, покрывающий всю землю. Эти и многие другие чудеса и знамения вселят ужас и беспокойство в души человеческие и произведут отчаяние и утомление жизнью, так что человек, проходя мимо могилы, позавидует спокойствию мертвеца и скажет: «Дай бог, чтобы я был на твоем месте»*.

«Последним грозным предвестием того, что близок страшный день, будет трубный глас архангела Исрафила. При этом звуке земля потрясется, замки и башни обрушатся и горы сравняются с равнинами. Небо омрачится, небесный свод исчезнет, а солнце, луна и звезды спадут в море. Океан или совсем пересохнет, или закипит, вздымая огненные волны.

* В. Ирвинг. Жизнь Магомета. СПб., 1875. стр. 295. 12,

183

 

При грозном звуке этой трубы на род человеческий нападет непреодолимый страх; люди побегут от своих братьев, родителей и жен, и матери, объятые невыразимым ужасом, бросят своих грудных младенцев. Дикие звери побегут из лесов, а домашние животные—с пастбищ и, забыв свою кровожадность и взаимную вражду, в страхе соберутся все вместе.

Второй звук трубы будет предвещать общее истребление. При этом звуке все твари на небесах, на земле и в водах, под землею, ангелы и гении, люди и животные — все умрут, за исключением немногих избранных, которых, не в пример Другим, пощадит Аллах. Последним умрет Азраил, ангел смерти.

Вслед за этим звуком, предвещающим истребление, сорок дней или, по словам толкователей, сорок лет будет идти непрерывный дождь; затем архангел Исрафил вострубит в третий раз, и это уже будет призывом на суд. При этом последнем звуке трубы все пространство между небом и землей наполнится душами умерших, летящих со всех сторон и отыскивающих свои тела. Тогда разверзнется земля и загремят сухие кости, соберутся вместе разъединенные члены и соединятся даже волосы, так что составится целое тело, в которое снова войдет душа, и мертвец восстанет от тления с неповрежденными членами и нагой, как при рождении»...

Коран осуждает сомневающихся в том, что бог исполнит свое обещание, данное через своих посланников. Будет день, говорит коран, когда «небо разорвется на облака и... ангелы выйдут толпами» (гл. XXV, ст. 27) *. В тот день земля заменится другою землею, а также и небеса другими небесами, и все люди явятся пред богом. Настанет день, когда труба прозвучит, «небо будет, как расплавленная медь». Солнце обовьется мраком, °w, " bi померкнут, горы с мест своих сдвинутся, самки верблюдов окажутся праздными, звери столпятся, моря закипят (гл. LXXXI, ст. 1—6); ангелы будут со всех сторон неба. Над ними в тот день будут носить престол бога восемь ангелов. Мы, вещает про себя бог, соберем людей и дьяволов, поставим вокруг геенны коленопреклоненными, потом от каждой толпы отделим тех из них, которые были оже-

* Все ссылки сделаны по русскому переводу Корана Мисква, 1864.

184

 

сточеннее других в упорстве милосердному (гл. XIX, ст. 69, 70).. В этот день устрашатся все на небесах и все на земле (гл. XXVII, ст. 89). Тогда, по учению корана, начнется «страшный суд». Фантазия составителей корана по вопросу о «страшном суде» не пошла дальше того, что уже было в иудействе и христианстве, а до них и в более древних религиях. И здесь фигурируют весы, на которых бог взвешивает «добрые» и «злые» дела, и каждому выносит приговор (гл. XXI, ст. 48).

«Ангел Гавриил поставит огромные весы; на одну чашку их, называемую светом, положатся добрые дела, на другую, называемую тьмою, —злые дела. Одной пылинки или горчичного семени достаточно, чтобы вывести из равновесия эта весы, и приговор будет зависеть от перевеса той или другой чашки. В тот момент за каждую неправду, за каждый несправедливый поступок потребуется возмездие. Кто обидел своего собрата смертного, тот вознаградит обиженного частью своих добрых дел, а если у него нет добрых дел, то он примет на себя в соответственной мере тяжесть грехов второго»*.

После взвешивания злых и добрых дел последует испытание на мосту. Вся собравшаяся толпа двинется за Мухаммедом через мост аль--сират, тонкий, как лезвие сабли, который перекинут через пучину геенны, или ада. Неверные, а с ними и грешные мусульмане будут идти по этому мосту ощупью во тьме и попадут в пропасть, верные же переправятся с быстротой птиц, В той же мере, как мрачен мусульманский ад, привлекателен мусульманский рай. Опять-таки здесь мы имеем явление, характерное для всех религий. Мусульманская религия обещает в раю все удовольствия и блага, каких только человек того времени, когда составлялся коран, мог желать. Здесь и обильная еда, и питье, и фрукты, и вино, и красивые девы, и спокойное бездельное житье. По существу, этот рай дает картину жизни (не на небе, а на земле) богатых людей, эксплуататоров того времени...

Вот как рисуется рай в коране.

* В. Ирвинг. Жить Магомета, стр. '296.

185

 

Рай мусульман носит название аль-Джаннат, или Сад. Когда правоверный пройдет все испытания и очистится от всех грехов, то он отдыхает и освежается у пруда пророка. Это—озеро благовонной воды, на месяц пути в окружности, оно питается рекой аль-Каутер, вытекающей из рая. Вода в этом озере сладка, как мед, холодна, как снег, и светла, как хрусталь; кто раз испил ее, никогда уже не будет томиться жаждой. Когда правоверный напьется живой воды, ангел Рушван открывает перед ним райские двери, и правоверный вступает в рай.

Коран о рае говорит: здесь [верующие в бога найдут] прекраснейшие сады, по которым протекают реки, в раю будут вечно жить, найдут «женщин, чуждых всякого порока» (гл. III, ст. 13). Рай есть награда для верующих. Здесь им будут постоянно утехи, и господь будет радовать их милосердием и благоволением, они будут жить здесь в прекрасных жилищах среди эдемских садов, питаться их плодами (гл. XIII, ст. 35), здесь будут наряжаться в запястья из золота и жемчуга, одежда будет шелковая (гл. XXII, ст. 23). Здесь праведники получат все, чего только ни пожелают (гл. XXV, ст. 17). После суда вступившие в рай за свою деятельность возвеселятся, они и супруги их отдохнут в тени. Там для них плоды и все, чего только потребуют (гл. XXXVI, ст. 55—57). В садах утех они будут восседать друг против друга, их будут обносить круговою чашею с сладостью для пьющих, от которой не будет головной боли, от которой не опьянеют; у них будут скромные взглядами девы (гл. XXXVII, ст. 42—47). В раю возрадуются супруги, вокруг них будут разносить золотые блюда и кубки, и в них будет все, чего пожелает душа, чем услаждаются очи (гл. XLII1, ст. 70—73). В раю источники, вода которых никогда не испортится, источники молока, вкус которых не изменится, источники вина, приятного для пьющих, источники чистого меда (гл. XLVII, ст. 16, 17). Райские блаженства описываются с таким же многословием и с такими же мельчайшими подробностями, какими отличается и описание геенны. Вместо земли там самая лучшая пшеничная мука, пропитанная благовониями, и вся она усыпана жемчугом и гиацинтами, заменяющими собой песок и кремни.

186

 

В некоторых из рек вода чиста, как хрусталь, окаймляющие их зеленые берега испещрены цветами; другие же текут молоком, вином и медом по руслу из мускуса, среди камфарных берегов, покрытых мохом и шафраном. Воздух там приятнее благоуханного ветерка Сабеи и освежается искрометными фонтанами.

Здесь растет также туба—чудесное дерево жизни, которое так велико, что самый быстрый конь может только в сто лет пробежать пространство, покрываемое его тенью. Его ветви гнутся под тяжестью разнообразных плодов чудного вкуса и сами склоняются к руке того, кто пожелал бы сорвать с них плод

Все обитатели этого сада блаженств облачены в одежду, усеянную сверкающими драгоценными камнями; на головах их—золотые венцы, украшенные жемчугом и бриллиантами, а спят они на мягких как пух постелях, располагающих к неге. Здесь каждый правоверный будет иметь в своем распоряжении целые сотни слуг, которые станут подавать ему на золотых блюдах и в золотых бокалах всякого рода изысканные кушанья и напитки. Он будет есть, но никогда не наестся досыта, будет пить и не опьянеет. У него не будет ощущения сытости и потребности в очищении желудка...

Кроме того, правоверный будет наслаждаться женским обществом в такой мере, как это доступно только воображению. Жены, которые были у него на земле, останутся при нем в загробной жизни во всей своей прежней красоте; кроме того, он будет окружен красавицами-гуриями—светлыми существами, свободными от всех человеческих недостатков и слабостей, сохраняющими вечную юность и красоту, возобновляя свое девство. На долю каждого из правоверных приходится по семьдесят две гурии. От них могут родиться дети или нет, смотря по их желанию, и дети в один час дорастают до своих родителей...

Все эти наслаждения обещаются правоверным в зависимости от их заслуг. Что же касается тех, которые уготованы достойнейшим, то, согласно мусульманским сказкам, Мухаммед был уже не в силах описать их и поневоле должен был прибегнуть к словам священного писания, где сказано, что они

187

будут таковы, каких «глаза не видели, уши не слышали и что не всходило на сердце человека» *.

В раю правоверным мусульманская религия обещает праздность и всякие утехи. Верующим и потомкам их, последовавшим им в вере, мы, как говорится в сказках ислама от имени Аллаха, дадим видеться с потомством их. Мы дадим им в изобилии плодов и мяса, каких они ни пожелают. Они будут подавать одни другим чашу с питием, от которого не бывает ни празднословия, ни возбуждения ко греху: вокруг них будут ходить отроки, подобные сберегаемым жемчужинам. Там праведников ожидают молодые женщины, которые никогда не утрачивают своих прелестей...

Между раем и геенной, по мусульманскому учению, находится страна аль-Арафа. Она предназначена для детей, лунатиков, идиотов и людей, не сделавших никому ни добра, ни зла, или чьи добрые и злые дела взаимно уравновешиваются.

Геенна—вечное местопребывание грешников. Владыкою этой страны, преисполненной всяких ужасов, называют мусульмане Малика (что значит владеющий, царствующий царь). В геенну ведут семь ворот, и состоит она из семи этажей. В первом этаже, по утверждению мулл, мучаются безбожники, отрицавшие создателя и творение, уверенные, что мир вечен; во втором этаже заключены манихеи, арабы-идолопоклонники и все, кто допускает два божественных начала; в третьем — индийские брамины; в четвертом—евреи; в пятом—христиане; в шестом — ученики Заратуштры; в седьмом—те лицемеры, которые исповедуют религию, не веруя в нее. Коран описывает геенну в мрачных и страшных красках, подобно тому как христианские и еврейские попы описывают свой ад...

* В. Ирвинг. Жизнь Магомета, стр. 300.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.