Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г лава 111






КЛАССОВЫЙ ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

Мы вкратце рассмотрели в предыдущей главе, как образовались религиозные верования и как вера в духов и олицетворение природы превратилась в веру во всемогущих богов—царей, страшных, всемогущих и жестоких.

Но что же такое религия?

На это до сих пор давались различные ответы. Попы разных вер и буржуазные историки религии дали и дают неправильные определения религии. Это происходит потому, что и

24

попам и буржуазным ученым—защитникам религии —выгодно представить религию в наилучшем свете, выгодно убедить массы, что без религии они не могут обойтись. Так, один из них (Вовенарт) говорит: «Обязанности человека по отноШению к богу—вот религия». Другой (Шлейермахер) определяет религию как «сознание человеком своей зависимости от бога». Третий (А. Ревилль) считает, что «религия есть определение человеческой жизни посредством связи человеческой души с тем таинственным духом, владычество которого над миром и над собой признается человеком и с которым он чувствует себя соединенным». Наконец Л. Н. Толстой заявляет: «Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками» 1.

Нетрудно доказать неверность этих определений. На определении религии Л. Н. Толстого очень легко показать несостоятельность остальных определений. Во-первых, какая разница между «истинной» и «неистинной религией»? Кто эту разницу устанавливает? Совершенно было бы бесполезно и ненаучно устанавливать разницу между «истинными» и «ложными» богами, между «истинной» и «ложной» религией по той причине, что все религии одинаково ложны и вредны для трудящихся Во-вторых, любой дикарь, кормящий своего умершего предка или почитающий священным крокодила, кошку и др., так же «устанавливает свое отношение к окружающей его бесконечной жизни», «согласное с разумом и знаниями» этого дикаря, как и сам Л. Н. Толстой, как и любой из его последователей. Ведь кормление бога, как и поедание крови и тела бога (причастие), «согласно с разумом и знаниями» дикаря, иначе он не стал бы этого делать. Поэтому, когда какой-нибудь толстовец доказывает, что человек есть слабое, несчастное животное «до тех пор, пока в душе его не горит свет бога», он в сущности повторяет только то, что повторяли тысячи лет назад изуверы, фанатики...

Религию все эти люди объявляют делом «надклассовым». Поэтому Толстой проповедует: «Если он (религиозный человек.— Ем. Я.) принадлежит к правящим классам, он не только

25

не захочет скрывать истину ради выгод своего положения, но, напротив, возненавидя эти выгоды, все силы души своей употребит на освобождение себя от этих выгод и на проповедание истины... Если же он принадлежит к порабощенным, то, точно так же, отказавшись от общего людям в его положении желания улучшить условия своей плотской жизни, такой человек не будет иметь другой цели, кроме исполнения воли бога*...»2

Никто не сумел бы выразить так хорошо вредную, реакционную сторону религии — «истинной религии», как это сделал сам Толстой. И нельзя было лучше подчеркнуть именно классовый характер религий, как это сделал Толстой.

В самом деле, что он рекомендует эксплуататорским классам — буржуазии, помещикам, рабовладельцам? Он им рекомендует добровольный отказ от их привилегий и власти, от

* Курсив Ем. Ярославского.— Ред.

26

господства, богатства, эксплуатации народных масс. На основании этого учения баптисты, толстовцы, евангелисты и проповедники других религий проповедуют трудящимся покорность и безропотное подчинение эксплуататорам. Но разве эксплуататорские классы откажутся добровольно от своего господства? Разве можно империалистическую буржуазию, залившую весь мир кровью рабочих и крестьян, разве можно ее «уговорить» отказаться добровольно от своего господства, от власти? Не ясно ли, что всякий, кто проповедует такие идеи, играет на руку тем же империалистам? А что рекомендует религия эксплуатируемым? Что она советует рабочим и крестьянской бедноте, которые в капиталистических странах стонут под ярмом капитала и помещиков?

Этим массам, страдающим там, в капиталистических странах, от безработицы, голода, нищеты, войн, всякого рода религиозные проповедники советуют: «нужно отказаться от свойственного людям желания улучшить условия своей плотской жизни». Иначе говоря, рабочий и крестьянин вовсе не должны бороться за лучшую жизнь.

Именно в этом духе ведется проповедь представителями различных религий во всех странах мира. Глава католической церкви — папа римский в своих посланиях призывает рабо-· чих и крестьян, всех тех, кто угнетен капиталом, к покорности и смирению Напуганные ростом влияния коммунизма среди миллионов людей, римский папа и попы других религий выступают с посланиями против коммунизма и против СССР и призывают трудящихся к покорности и смирению, обещая им «небесные блага» за отказ от борьбы за человеческую жизнь на земле.

Вот почему эксплуататорские классы повсюду поддерживают религию и церковь. Вот почему буржуазные правительства заключают с церковью специальные договоры (конкордаты), снабжают ее деньгами, защищают своими законами...

В годы гражданской войны белогвардейщнна часто прикрывалась религией в борьбе против Советов. В годы, когда Советская страна под руководством партии большевиков боролась за осуществление пятилеток, за индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства, церковные орга-

 

низации явились орудием контрреволюции в ее противодействии социализму. И в настоящее время многочисленные факты свидетельствуют об этой враждебной социализму деятельности религиозных организаций и реакционной роли религии3.

Таким образом, всякие утверждения попов и буржуазных ученых о том, что «религия — это связь человека с богом», что она способствует «обузданию зла» и т. д., лживы. Людям, которые представляют религию в таком прикрашенном виде, Ленин отвечал, что это «неверно и явно реакционно».

Неверно это потому, писал Ленин, что «...из идеи бога убиоается прочь то, что исторически и житейски в ней есть (нечисть, предрассудки, освящение темноты и забитости, с одной стороны, крепостничества и монархии, с другой), причем вместо исторической и житейской реальности в идею бога вкладывается добренькая мещанская фраза (бог=«идеи будящие и организующие социальные чувства»)». В действительности, пишет дальше Ленин, «идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства», подменяя живое мертвечиной, буду-

28

чи всегда идеей рабства (худшего, безысходного рабства). Никогда идея бога не «связывала личность с обществом», а всегда связывала угнетенные классы верой в божественность угнетателей» *.

...Когда же отомрет всякая вера в сверхъестественное, в богов, когда не будет религии?

Об этом в программе коммунистов-большевиков говорится: «ВКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественнохозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма».

В последующих главах книги мы рассмотрим, как в различных религиях родятся, живут и умирают боги и богини.

* В. И. Лени н. Письмо к Горькому. Соч., т. 35, стр. 92. 93.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.