Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г л а в а II






КАК ВОЗНИКАЮТ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Когда ученые начали производить раскопки в земле, они нашли остатки многих животных, которые в далекие времена жили на земле, а затем совершенно исчезли. Костяки многих таких ныне не существующих животных можно видеть в музеях. Среди остатков когда-то существовавших животных находят иногда в пещерах или просто в земле остатки человеческих костяков, лежащих нередко среди груд разбросанных кругом костей разных животных. Вся обстановка показывает, что такие пещеры были когда-то обиталищем первобытного человека. Туда он скрывался от диких животных, выгоняя оттуда

 

 

своих врагов—пещерного медведя, тигра. Ученые по этим и другим остаткам воссоздали картину жизни первобытного человека.

Скелеты многих животных и человека, давно населявших землю, сохранились не целиком. Тем не менее на основании этих остатков ученые воссоздали весь скелет того или иного животного. Иногда при дальнейших раскопках находили недостававшие кости, и оказывалось, что ученые по ранее найденным нескольким костям правильно восстанавливали скелет всего животного. Точно так же по отдельным чертам, по отдельным фактам, рисующим жизнь первобытного человека, восстанавливается и картина далекого прошлого человечества.

Древнейшие люди не оставили после себя никаких •книг, так как они не умели писать. Однако кое-какие материалы о жизни древних людей остались. В земле при раскопках находят стоянки первобытных людей, их могильники, и, наконец, кое-где сохранились изображения людей, животных и разных сцен охоты, нацарапанные острым камнем на стенах

пещер.

По древним могилам, относящимся к тому времени, когда люди еще не знали употребления металлов, а знали только употребление камней (каменный век), мы можем узнать, как

 

 

 

прежде хоронили людей. И когда мы находим в могилах горшки или оружие, то это дает нам представление о религиозных верованиях людей того времени. Для нас ясно, что если в могилу рядом с мертвецом клали горшки с пищей или оружие, то это свидетельствует о существовавших тогда верованиях, что после смерти человек нуждается во всем том, чем пользовался при жизни.

И язык человеческий, хотя он постоянно меняется, сохранил в себе очень много от далекого прошлого людей. Мы, например, и теперь еще употребляем такие выражения, которые имели когда-то совсем другой смысл, чем тот, какой мы в них сейчас вкладываем. Прослеживая шаг за шагом развитие человеческого языка, мы также воссоздаем многое в картине жизни и верований первобытных людей.

Еще одним источником наших знаний о верованиях древних людей является мифология, т. е. сказания, передаваемые из поколения в поколение, о богах, героях и др. По этим сказаниям мы узнаем, каковы были представления о вселенной у древних людей, и судим по ним о первобытных религиозных верованиях.

Другим источником служат для нас народные обычаи, поверья, обряды, которые сохраняются часто много столетий после своего возникновения, так что люди даже не умеют уже объяснить, какое значение они имеют. В них мы находим свидетельства о далеких, исчезнувших временах. Точно так же по обрядам современных религий мы прослеживаем и определяем религиозные обряды и представления первобытного человека.

У нас есть еще один источник изучения первобытных верований—это живущие еще кое-где на земном шаре культурно отсталые племена. Правда, все они встречаются и общаются с более культурными народами, многое от них переняли, и, стало быть, нельзя сказать, что это «первобытные люди» и верования у них «первобытные». Тем не менее изучение жизни и верований этих людей дает огромный материал для понимания возникновения и развития религиозных верований вообще.

Таким образом, на основании самых различных данных науки можно восстановить картину жизни и верований древних людей.

 

Поповская сказка о том, что первобытные люди жили в каком-то раю, что кругом них мирно паслись рядом тигры и овцы, — только детская сказка: никакого «золотого века» человечество никогда не знало на земле. Первобытный человек вел неустанную, упорную борьбу за существование. У окружавших его хищников были страшные, острые зубы и когти. Эти животные во много раз превосходили человека по силе. Но в отличие от животных человек умел делать орудия труда, и это дало ему перевес над животными. Он научился делать оружие для охоты и защиты. Его орудия труда были сначала очень просты, примитивны: это были сучья, палки и дубины, затем камень, прикрепленный волокнами растений к концу палки (молот, топор); позже научились изготовлять из камня острые режущие орудия. Благодаря общественному труду и приготовлению орудий труда человек приобрел то, чего не дала ему природа (сила, когти, клыки и др.) и чем она наделила животных. Отныне он мог дробить череп животного, с большим успехом на него охотиться, смертельно ранить. Употребление огня, являясь тоже результатом коллективного человеческого труда, сделало человека более сильным, хотя, по всей вероятности, первоначально человек не умел добывать огонь, а пользовался


 

 

огнем, который находил в природе, - так называемым «естест венным огнем» (например, пожар от молнии во время грозы). Но при всем том не человек господствовал над природой, а он был в полной зависимости от природы и ее сил. Именно это «бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.», —так определил Ленин причины возникновения религиозных верований.

Формы религиозных представлений первобытных людей, очевидно, были самые различные, в зависимости от конкретных условий жизни каждой общественной группы. На основа нии многих данных можно лишь отметить наиболее характерные формы первобытных религиозных представлений.

«...Но ведь всякая религия, — писал Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, —отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения»*.

Олицетворение и обожествление сил природы характерно для древних религий, а пережитки этого мы находим во всех

* Φ Энгельс. Анти-Дюриж М., Госполитиздат, 1957, стр 299.

 

 

современных религиях. В религиях многих народов солнце, луна, звезды представляются живыми существами. Такие явления природы, как дождь, ветер, буря и т. д., представляются как действия этих существ. В представлениях дикаря весь окружающий его мир населен живыми существами, только более сильными, чем человек.

Олицетворяя силы природы, человек имел в то же время самые смутные представления о своей собственной природе. Такие явления, как болезнь, смерть, сны, не были понятны людям, и во всех таких случаях они думали, что в человеке действуют какие-то особые силы или существа, подобно тому как и теперь есть немало людей, которые думают, что болезнь происходит оттого, что в человека «вселился бес». Для дикарей явления смерти были непонятны. Переходя с места на место, им приходилось покидать раненых на охоте или заболевших. Случалось, что раненый или больной возвращался к своей группе через несколько дней. Но бывало и так, что они сами возвращались к месту прежней стоянки, где оставался иногда в обморочном состоянии больной или раненый, и находили его живым и здоровым. Умерших и оставленных сородичи видели во сне, разговаривали с ними, охотились с ними вместе. Все это приводило к выводу, что оставленные, брошенные бездыханные сородичи продолжают жить, и происходит это потому, что в человеке живет какое-то особое существо—дух, душа, и все явления сна, смерти, болезни объясняются действием души или душ.

Первобытный человек не отличал сна от действительности так, как отличаем мы. Да и в наши дни есть немало людей, которые придают снам значение действительности. Ведь почти все «святые» христианской церкви, а также и других религий значительную часть своих поучений основывали на том, что они «видели во сне». И подобно тому как религиозные люди ныне верят в то, что видения во сне соответствуют чему-нибудь в действительности, так и дикарь придавал своим снам значение действительных событий.

Если мы обратимся к человеческому языку, то увидим, что почти у всех современных народов в языке сохранились пережитки того далекого времени, когда человек был уверен в

14

 

том, что во время сна, обморока, при смерти происходит только отделение от человека чего-то такого, что сидит внутри его, что двигает его руками, ногами и другими членами тела, но может уйти из тела, сражаться, радоваться, страдать, видеть давно умерших людей, разговаривать с ними и пр. В самом деле, возьмите такие выражения, как: «он вышел из себя», «он пришел в себя», «он отошел в вечность», «из него и дух вон», «вышибить дух» и др., —откуда они? Как они создавались? Что они означали в свое время? Когда дикарь говорил: «он пришел в себя», он вкладывал в это совершенно определенный—буквальный—смысл. По его убеждению, обморок или тяжелое болезненное состояние заключались именно в том, что душа больного, или дух больного, в это время уходил из него куда-то, а выздоровление заключается в том, что душа снова возвращается—человек «приходит в себя».

Душа в представлениях людей была копией, двойником тела. Душа может страдать, ощущать голод, жажду, нуждаться в пище и питье. Эти древнейшие представления о душе вошли составной частью в современные религии.

С верой в душу и в духов связан ряд других верований и обрядов. О покойнике надо позаботиться; дикари считали, что он продолжает существовать, поэтому его необходимо обеспечить всем, чем он пользовался при жизни, надо его и кормить. Поэтому в старинных могильниках мы находим посуду с остатками пищи и оружие для охоты. Впоследствии эти представления и заботы о душе после смерти приняли самые различные формы. Так, норманны' спускали своих умерших в море привязанными к лодкам, чтобы их

15

не сбросило волнами, и снаряжали эти лодки так, как будто покойник отправлялся в далекий путь. У многих народов хоронили знатных людей не только с оружием, но и с рабами, рабынями, женами, со скотом, с лошадьми и пр. Покойник снаряжался в путь, «отходил» со всем тем, чем он пользовался

при жизни.

Та ранняя форма религии, которая выражалась у первобытных людей в вере в душу и в почитании «духов», в науке

носит название анимизма.

В древнейшую пору своего существования человек еще не выделял себя из царства природы, не делал существенного различия между собой и животными. Эти представления до сих пор сохранились в народных сказках. Почитание животных и поклонение им—один из элементов первобытных религиозных верований. У многих народов существовали верова-

 

 

 

ния, что они произошли от животных, что их предками были те или иные животные (тотемы) 2. Отзвуком этих древнейших верований является, например, предание, которое можно найти во многих учебниках истории, что мифические основатели города Рима — Ромул и Рем были вскормлены волчицей.

У многих первобытных народов существовала вера в их [кровно] родственные отношения с теми или иными видами животных [или растений]; известны боги-тотемы: агнцы («агнец божий»), быки, рыбы, змеи, голуби и др. А вместе с этими верованиями о родстве людей с тем или иным животным выработались различные запрещения (табу) поедать данное животное.

Во всех первобытных религиях, как и современных, огромное место занимала магия, или, проще говоря, колдовство. Это выражалось в ряде действий, посредством которых дикарь рассчитывал воздействовать на природу сообразно своим нуждам. Он не знал, что в природе все развивается по своим

17

 

законам. Для него все явления природы —результат действия сверхъестественных сил, злых и добрых духов, которых можно заставить служить человеку. Когда дикарь отправляется на «охоту, он рисует на песке изображение животного и протыкает это изображение копьями. На стенах пещер найдены древнейшие изображения животных, пронзенных копьями. Это магические (колдовские) изображения: поражая животное на изображении, дикарь был уверен, что это поможет ему и на охоте победить животное. Дикари, например, для того чтобы вызвать дождь, прибегают к колдовским действиям — обливаниям, которые производятся по установленному обряду. Магическим, колдовским пережитком в современных религиях являются всякого рода молебствия с водосвятиями на полях. Бессилие дикаря в борьбе с природой порождало веру в богов и в чудесное действие всякого рода обрядов, манипуляций, способных заставить духов природы поступать так, как

это необходимо человеку.

Более поздней и сложной формой религиозных верова-

 

18


Магические (колдовские) действия австралийцев перед охотой; охотники бросают копья на нарисованные на земле изображения кенгуру, уверенные в том, что это обеспечит им удачную охоту.

ний явился культ предков, поклонение которым возникло уже на сравнительно поздней ступени развития общества —с образованием родового строя. Род состоял из кровных родственников, причем первоначально счет родства велся по женской линии и лишь впоследствии стал вестись по мужской. Люди верили, что умершие предки, особенно старейшины, и после смерти продолжают заботиться о сородичах. Им поэтому воздавали особое почитание, особо рассчитывая на их помощь. Пережитки культа предков сохранились во всех современных религиях.

Вместе с усложнением культа и колдовских обрядов появились люди, которые специально выполняли эти действия: колдуны, знахари, шаманы—предшественники попов.

Забота о душах умерших предков составляла одну из серьезных обязанностей каждой родовой группы. Многочисленные пережитки кормежки покойников сохранились и до настоящего времени. Приготовление кутьи у христиан—это пережиток приготовления пищи именно для покойника. И теперь еще во многих местах в «родительские дни» приносят

 

продукты на могилу. Во многих сельских местностях на пасху приходят на могилу, «христосуются» с покойником и оставляют на могиле яйца и другую пищу. Впоследствии, с усложнением культа, на специально воздвигнутом алтаре ставились изображения духов предков и перед ними убивали людей, животных или приносили в дар продукты. Эти жертвы в некоторых культах сжигали и верили, что дым, поднимающийся кверху, запах жареного приятен для богов. Боги ассиро-вавилонского [шумерского] сказания о потопе, когда праведник Утнапиштим после потопа приносит жертву, собираются и нюхают приятное благоухание: Тогда... я... принес жертву,, Совершил приношение на вершине горы; Семь и еще семь сосудов поставил я, По ним распределил я тростник, кедровое дерево и мирту *, —

Боги нюхали благоухание, Боги нюхали приятное благоухание, Боги, как мухи, собрались вокруг приносящего жертву. Из «Эпоса о Гильганеше» 3.

То же самое рассказывается об еврейском боге Ягве в библии: «И устроил Ной жертвенник Ягве; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых, и принес и во всесожжение на жертвеннике. И обонял Ягве приятное благоухание...» (Бытие, VIII 20, 21**)

С течением времени среди духов предков выделяются один или несколько и делаются родовыми божествами.

Этим богам придаются фантастические, причудливые черты и размеры; бога превращают в исполина, великана. Слово «бог» на многих языках просто означает старик, старший (евреи называют своего бога «ветхий деньми», т. е. старец; у финнов название бога «Укко» означает старец, дед и т. д.). В десятой книге гимнов древнейшего индусского евангелия «Ригведы»4 говорится: Благовонные древесные породы.

* Здесь и в дальнейшем изложении при ссылках на библию римскими цифрами обозначены главы соответствующих книг библии, арабскими — стихи.

20

1. Восстаньте вы, самые древние, средние и последние отцы, Отошедшие в царство духов, — Приветливые, верные, знакомые с заповедями, — Вы, святые предки, услышьте наши призывы.

2. Вам, предки, посвящаем ныне мы это моленье, Вам, отшедшим рано и отшедшим поздно, Вам, обитающим в земных пространствах, И вам, еще пребывающим среди племен.

3. Я нашел отцов, ближайших родственников. Внуков и длинный след от Вишну; Вы, на баргис* вкушающие жертвенный напиток, Вы здесь самые обычные из всех посетителей.

4. Вы, отцы, сидящие на соломе, пошлите нам помощь, Вкусите приготовленного нами жертвенного напитка, Насладитесь им, будьте к нам милостивы, Даруйте нам исцеление и неиссякающие силы **.

Когда из слияния многих родов образовались племена, то наряду с почитанием родовых духов и божеств возникло почитание племенных богов. Часто в роли таковых выступали божества наиболее сильного рода. Почитание племенных богов одновременно с почитанием богов родовых продолжается довольно долго. Домашние боги, лары и пенаты у греков и римлян, деды и домовые у славян—это именно такие семейные, родовые боги. Но чем больше возрастала власть главы племени, тем больше почитались племенные боги. которым воздвигались алтари, жертвенники — зачатки будущих храмов.

Только с дальнейшим развитием человеческого общества, с образованием классов и государства, как отражение этого в головах людей, возникла вера в небесных царей—богов, копии царей земных. Божества отдельных племен уступают место божествам более крупных [этнических] объединений, национальным богам. В борьбе между отдельными племенами принимают участие, по верованиям людей, и племенные боги. В результате борьбы создаются национальные государства древнего мира с их национальными [общегосударственными] богами. Пример такого объединения племенных богов под главенством одного национального бога приводит академик Б. А. Тураев. Вот что он сообщает:

* Баргис—по верованиям индуистов, жертвенная подстилка, на которой сидят предки в царстве мертвых.

** Г. К у но в Возникновение религии и веры в бога. 1925, стр. 148.

 

«Возвышение Вавилона повлекло за собой некоторые изменения в пантеоне (сонмище богов.— Ем. Я.). Бог Вавилона должен был занять первое место. Таким богом был Мардук... Это было божество весеннего солнца. Династия Хаммурапи действительно возвела его на степень верховного бога, солнечное значение которого скоро отошло на второй план пред политической ролью покровителя владык мирового города». Другие наиболее почитавшиеся боги—Ану, Энлиль и Эа— должны были уступить место Мардуку. Энлиль...—«до сих пор наиболее чтимый бог.., должен был уступить ему свое место даже как творец мира... Энлиль, царь неба и земли, передал Мардуку... владычество над четырьмя странами света и свое имя «владыки стран». Что касается бога Эа, то «Мардука объявили его «первородным сыном», которому отец уступил милостиво свои права и свою силу, свою роль в мироздании...» * С укреплением вавилонской монархии мало-помалу выработалось представление о единой божественной силе, проявившей себя во множестве видимых форм и носившей сообразно этому множество различных наименований.

Еще задолго до возникновения верований во всесильных богов, верований, которые целиком отражают устройство монархического государства на земле, происходит обожествление отдельных сил природы. Так возникло представление о боге, который управляет солнцем. У других народов, занимаю-

* Б. А. Т у ρ а е в. История древнего Востока, т. I, 1936, стр. 121—122.

22

 

щихся мореплаванием, создались представления о богах, управляющих морями и ветрами: боги ветров и боги морей чтутся главным образом у жителей островов и приморских стран. Удушливый ветер «самум» африканских пустынь, по верованиям древних египтян, посылается особым «злым» богом, а ежегодный разлив реки Нила —добрым богом. Своих богов народы наделяли и соответствующими чертами. Бог солнца изображался либо в виде солнечного диска (круга), огненного колеса, либо в образе животного с солнечным сиянием вокруг головы, либо человека с таким же сиянием. Если этот бог управляет громами, молниями (Тор, Перун, ЗевсЮпитер), то в руках его — молот, которым он грохочет и вызывает гром, или связки молний, которые он рассыпает с неба.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.