Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из предисловия к первому изданию






Е. М. Ярославский

КАК РОДЯТСЯ, ЖИВУТ И УМИРАЮТ БОГИ

И БОГИНИ

 

ОГЛАВЛЕНИΕ

Из предисловия к первому изданию....………………………………………………….3

Глава I. Всегда ли люди веровали в бога?.…………………………………………5

Глава II. Как возникают религиозные верования………………………………… 9

Глава III. Классовый характер религиозных верований.............………………24

Глава IV. Свидетельства евангелистов..…………………………………………..30

1. Евангелие [от] Матфея......……………………………………………………………31

2. Евангелие [от] Марка.......…………………………………………………………...38

3. Евангелие [от] Луки.......…………………………………………………………….39

4. Родословная Иисуса Христа....……………………………………………………...41

5. Евангелие [от] Иоанна.......………………………………………………………….43

Глава V. Непорочное зачатие. Матерь божия……………………………………...44

Глава VI. «Звезда на востоке».....…………………………………………………….55

Глава VII. Хлев, пещера и ясли....………………………………………………….. 58

Г л а в а VIII. Голубица — дух святой...…………………………………………… 61

Глава IX. Сын божий........…………………………………………………………… 67

Глава X. Избиение младенцев и бегство в Египет…………………………………71

Глава XI. Когда родятся боги.....……………………………………………………. 76

Глава XII. Противоречия в евангельской проповеди Иисуса...........…………… 81

Глава XIII. История и география в евангелиях как свидетельство против достоверности евангелия (Выдержка из книги Э. Мутье-Руссэ «Существовал ли Иисус Христос?»).....…. 86

Глава XIV. Умирающие и воскресающие весенние боги (праздник пасхи')........ 91

Глава XV. Святая троица.......……………………………………………………….106

Глава XVI. Крест..........……………………………………………………………….115

Глава XVII. Причащение......…………………………………………………………119

Гл а в а XVIII. Крещение........………………………………………………………..126

Глава XIX. Загробная жизнь по учению христианской церкви...........………….130

1. Христианские представления о душе после смерти ………………………………133

2. В первые сорок дней.......………………………………………………………….. 134

3. Ад, по учению церкви......…………………………………………………………..137

Глава XX. Небожители древних Греции и Рима…………………………………..141

1. Родословная богов.......………………………………………………………………142

2. Жизнь богов на небе.......……………………………………………………………144

3. Боги на дне моря.......………………………………………………………………...149

4. Тартар..........………………………………………………………………………….150

5. Многобожие у греков и христиан.………………………………………………….152

Глава XXI. Небожители еврейского неба …………………………………………156

Глава XXII " Судный лень» (иом-кипур)……………………………………………165

Глава XXIII Мусульманство.....……………………………………………………..176

1. Мухаммед...........……………………………………………………………………..176

2. Небожители мусульманской религии.………………………………………..……180

3. Мусульманский рай и ад....…………………………………………………………182

Глава XXIV. Как и почему умирают боги.. ………………………………………189

Примечания..........………………………………………………………………………197

Словарь.............…………………………………………………………………………207

 

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Разошедшийся в несколько дней выпуск книги «Как родятся боги» показал, что в широких массах существует потребность в знании истории религии. Интересует не только история рождения тех или иных богов, но прежде всего интересует вопрос о том, как произошла религия, под влиянием каких причин и как развивалась она у разных народов. Чувствуется острая потребность в книге, в которой собраны были бы наиболее важные моменты, касающиеся религий разных народов. Эту попытку я и делаю в настоящей работе.

Главная задача работы—показать земной источник всех религиозных понятий и представлений, показать, что все боги созданы людьми, показать путем сравнения, как при одинаковых условиях существования возникали у разных народов сходные верования и религиозные культы, как соприкасающиеся друг с другом народы перенимают религиозные верования один у другого, как одна религия очень часто является в значительной тепени видоизменением существовавших до нее; Так, например, христианство впитало в себя в огромной мере представления и культ так называемых языческих религий Востока. И если верующего человека несколько покоробит тон книги, правдиво изображающей то, во что свято верили и верят еще доныне миллионы людей, то пусть эти верующие подумают о том, что у нас нет и не может быть никакого почтения к тому, чем тысячи и тысячи лет эксплуататоры одурачивали народные массы, задерживали их развитие и держали в кабале.

Настоящая книга дает кратко и сжато лишь главнейшие моменты истории религий. Она стремится разоблачить тайны

 

 

религиозных культов, обнажить корни происхождения этих культов и показать религию такой, какая она есть, без всяких покровов.

Небольшая работа, в которой были бы описаны культы разных народов и сравнены между собой, тем более необходима, что попы в рясах, как и попы в ученых мантиях, отрицают за простыми смертными право даже касаться всех сказок о богах и богинях. Митрополит Макарий (1816—1882 гг.), составивший руководство для попов, как одурачивать людей («Догматическое богословие»), очень решительно заявляет: «Не забудем, что в вопросе о подлинности или неподлинности какого-либо места в Библии верховным судией может быть только святая церковь, как уполномоченная на всегдашнее хранение слова божия самим спасителем и как предохраняемая духом святым от всякого заблуждения в деле веры» 1. Вот ведь до чего самосомнение у людей развито! Эти господа, которые на протяжении веков грызлись между собой, дрались и избивали друг друга из-за различных толкований «священного писания», из-за того, надо ли креститься двумя или тремя пальцами, и прочих таких же «важных» и мудреных вопросов, которые забивали насмерть Друг друга из-за того, надо ли писать Исус или Иисус2, — эти господа запрещают людям даже касаться противоречий библии, уверяя, что какой-то спаситель только их одних, попов, уполномочил быть единственным судьей в делах религий.

Для эксплуататорских классов нужны эти религиозные тайны, которых не должен касаться простой смертный, подобно тому как, по библейскому рассказу, в раю еврейских богов—«элогимов» люди из племени «Адама» не должны были кушать запрещенных яблок с дерева познания добра и зла.

Пролетарская революция раскрыла перед взором трудящихся эти «тайны», показала, что за ними прячется.

Зная назревшую потребность в общедоступном материале для антирелигиозной пропаганды, я собрал в настоящей книге данные о религиозных верованиях христиан, магометан, евреев, бурят и других народов.

 

Μ α рт 1923 г.


Автор

 


Глава 1

ВСЕГДА ЛИ ЛЮДИ ВЕРОВАЛИ В БОГА?

От верующего человека часто можно услышать: «Как наши деды веровали, так веруем и мы». И те, кто так говорит, думают, что, действительно, они веруют так, как их «деды веровали». Но ведь это же совершенно неверно! В современных верованиях христиан, евреев, магометан сохранились под более поздними напластованиями отголоски прежних верований далеких предков, а история человечества свидетельствует, что вместе с непрерывными изменениями в хозяйственном, общественном, государственном строе изменялись и религиозные представления и верования людей.

 

 

Попы утверждают, что уже «первый человек» на земле (по поповскому учению, созданный богом) обладал настолько богатым языком, т. е. знал столько слов, имел столько понятий, что мог дать имена всем видам животных и растений... на земле. Согласно поповскому учению, этот «первый человек» имел понятие о высшем существе—боге, который управляет миром, который его создал и является высшим судьей человеческих поступков. Проще говоря, попы хотят убедить, что религия, вера в бога, всегда существовала, что она врождена людям.

На самом же деле это совершенно неверно и не соответствует фактам. Наука о происхождении человека говорит нам о том, что человек произошел из животного мира, что его далекими предками были животные—человекообразные обезьяны. Если, как утверждают попы, первобытные люди имели религию, то они должны допустить, что и у животных также существовала и существует религия.

— Как, —возмутится какой-нибудь верующий, —сравнивать человека, «созданного по образу и подобию бога», с каким-нибудь животным?!

Конечно, тому, кто верит сказкам, что мир создан богом, а в человека «вдунута» какая-то бессмертная душа, тому трудно понять такое сравнение. Между тем оно является самым законным, так как наука установила, что человек—выходец из животного мира и произошел от существовавших некогда на земле человекообразных обезьян. Если у первобытного человека, как уверяют попы, было понятие о боге, то оно, выходит, было и у обезьяночеловека и у обезьян. Однако ни один верующий и ни один поп не могут с этим согласиться, так как это подрывает сказку о «божественном» происхождении религии.

Религия требует для своего выражения выработки ряда понятий, а с развитием понятий связано развитие языка, а развитие понятий и языка человека связано с успехами его техники. Тот, кто думает, что язык первобытного человека был настолько богат и развит, что он мог обозначать религиозные понятия, тот глубоко заблуждается. И сейчас кое-где есть отсталые племена, у которых число слов в языке не больше нескольких сот.

 

 

На заре человечества не было и этого. Поповские сказки о «первом человеке», который обладал будто бы вполне развитой речью и представлениями о боге, —только вымысел. Человек не родится с готовыми понятиями, человек не родится со знанием языка.

Существует легенда, что правитель Индии Джелал-удДин Акбар заспорил со своими придворными о том, на каком языке говорили «первые люди». Он отдал приказ взять 12 детей у женщин тотчас по рождении; детей заперли в башню, и к ним приставили немых мамок-кормилиц. Дети остались на попечении немых. Ни один говорящий человек не должен был к ним приближаться в течение нескольких лет. Когда прошло двенадцать лет, маленьких узников привели к радже; к нему собрались евреи, персы, индусы, арабы, халдеи, и каждый доказывал на основании «священного писания», что именно на его языке должны заговорить дети. Что же оказалось? Они не говорили ни на одном из существующих языков. Они издавали какие-то непонятные вопли и звуки, объяснялись телодвижениями'.

О чем это говорит? О том, что у человека нет какого-нибудь врожденного языка, как нет и врожденных представлений или идей.

На вопрос о том, всегда ли люди веровали в бога, была ли у первобытного человека религия, мы должны ответить, что первобытные люди не знали религии, не знали веры в богов. Они не знали богов не потому, что понимали бессмысленность веры в бога и обман всякой религии, а потому, что религия появляется только на дальнейшей ступени развития человечества.

Все, что наука знает о жизни первобытных людей, а так же о происхождении и развитии религиозных верований, опровергает поповские учения о «вечности» религии. Было время, когда люди не знали никакой религии. И ныне наступило время, когда миллионы людей порывают с ней и отказываются от нее. Религия есть явление историческое, т. е. не вечное, а преходящее, возникающее в определенных условиях и в соответствующих условиях отмирающее. Марксистско-ленинское учение об обществе совершенно четко отвечает на вопросы, поче-

 

 

му и при каких условиях зарождается религия и почему ныне миллионы людей порывают с ней.

Об общественных корнях религии Ленин в статье «Социализм и религия» (статья была написана им в 1905 г.) писал: Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, а чудеса и т. п.»*.

В одном из своих писем к Максиму Горькому (в 1913 г.) Ленин ту же мысль о причинах, порождающих веру в бога, выразил в словах, что идея бога порождается «...тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом...»**. Таким образом, религия возникла у дикарей в результате бессилия их в борьбе с природой, а с появлением классового деления общества к этим корням религии присоединяется классовый гнет эксплуататоров над народными массами. Вместе с исчезновением классового гнета начинается и отмирание религии. Этот упадок религии и имеет место в стране победившего социализма — СССР.

В. И. Л е н и а. Соч., т. 10, стр. и. ** В. И. Л е н и н. Соч., т. 35, стр. 93.

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.