Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Размышления о развитии философии науки относительно технических наук2






 

1. Как в (германской) философии техники (a), так и в (общей) философии науки (b) инженерные, или технические науки, а также инженерная деятельность играют лишь подчиненную роль.

(a) В (германской) философии техники преобладает рассмотрение “феномена” техники преимущественно как социотехнического, или социокультурного “явления”. Основными темами современных дискуссий являются дифференцированность и амбивалентность последствий технизации, сложность отношений человека и техники, механизмы и факторы техногенеза, возможности и проблемы осмысления последствий техники, а также основания и методы оценки техники. Эти дискуссии ведутся либо на очень общем уровне (техника вообще), либо касаются отдельных областей технических разработок (прежде всего ядерной энергетики, генной инженерии, медицинской техники, а также информационных и коммуникационных технологий). В то время как исследователи концентрируются на предметных технических системах («артефактах») и их использовании или применении, остается в тени процесс возникновения или изготовления этих систем, базирующийся на науке и технике.

(b) (Общая) философия науки концентрирует свое внимание главным образом на (математизированных) естественных науках и прежде всего на физике в форме механики. При этом изучаются описание, анализ, разъяснение и возможное прогнозирование событий, связанных с наблюдением, измерением, экспериментом и “духовными усилиями” (прежде всего в виде формулировки проблем, построения гипотез, индукции, дедукции, аналогии и т.д.). Если эти действия реконструируются с точки зрения науки ex post, то в центр внимания попадают целевые установки, языковые средства, методические, когнитивные или нормативные предпосылки и т.п. С этой точки зрения инженерные науки вследствие их “непохожести” рассматриваются либо исключительно как прикладные естественные науки (что в своем крайнем выражении ведет к тому представлению, будто технологические правила являются “дегенеративными”, “неточными” естественными законами), либо противопоставляются естественным наукам (однако без точной характеристики этого противопоставления).

Философия науки должна (может) преодолеть, связанную с пунктами (a) и (b), односторонность в отношении инженерных наук (сведение их, с одной стороны, лишь к предметным системам, а с другой - к естественным наукам).

 

2. Предполагается, что для обоснования или разработки теории науки в отношении инженерных наук подобного рода разъяснения должны охватывать, во-первых, предметную область научно-технической деятельности, во-вторых, саму эту деятельность - специфику, методику, исследовательскую ситуацию - и, в-третьих, техническое, т.е. научно-техническое знание как продукт этой деятельности – например, типы проблем, знания о законах, технологические правила.3 К этому стоит добавить, что для основания теории техники (технических наук) могут привлекаться (a) знание о технических предметных системах, (b) анализ технической, или инженерной деятельности, а также (c) рассматриваться “характер” научно-технического знания, как это сегодня показано в различных концепциях. Моя позиция исходит из комбинации (b) и (c).

При этом следует безоговорочно согласиться с тем, что “разработка единой теории технических наук, а также методологии технических процедур и способов действия является чрезвычайно сложной задачей”.4 Уже только принятие во внимание дифференцированности технических наук, разнообразия их предмета исследования, а также включение в сферу рассмотрения широкого спектра технических действий делает этот вывод еще более очевидным.

Под техническим действием понимается любое действие человека, связанное с техникой. (Под действием понимается намеренная и целенаправленная, в основном сознательно инициированная деятельность, основанная также и на знании). Научно-техническая деятельность охватывает специфическим образом организованный (и институциализированный) и ориентированный, целенаправленный и систематический процесс получения, приумножения, изложения и использования технически релевантного знания в еще более характерной форме. К технической деятельности относится в первую очередь деятельность по производству, использованию и утилизации. Во всех этих трех видах деятельности значимой с точки зрения технической науки является сфера “проектирования” (в широком смысле этого слова), поскольку преимущественно с этой сферой связаны процессы научно-технических исследований и разработок.

Далее будут рассматриваться несколько подробнее лишь одна тематическая область теоретико-научного исследования инженерных наук - характеристика технических наук.

 

При всей своей многообразности под собирательным понятием технических, или инженерных наук, могут пониматься те научные дисциплины, в чью объектную область включается техника главным образом в форме предметных технических систем (“артефактов”), материалов (сырья), методов работы и технологических процессов, и которые выполняют следующую двойную функцию или целевую установку.

Во-первых, технические науки имеют целью изучать с помощью наблюдения и измерения (прежде всего) технические характеристики существующих предметных систем, а также анализировать их эмпирически (экспериментально) и теоретически (мысленно, на модели). Полученные результаты должны обосновываться естественнонаучно и с точки зрения технических наук, а если возможно, то и математически, а также обобщаться так, чтобы технические системы можно было улучшать или овладевать ими сообразно их цели, например, в плане способности их функционирования, эффективности, удобства эксплуатации, возможности их использования, надежности и безопасности.

Во-вторых, в технических науках необходимо методологически предвосхитить новые технические объекты и технологические процессы (либо изменения уже существующих) на основании теоретических знаний и выводов, а также имеющегося практического опыта. Эти объекты и процессы должны быть оценены и структурированы в соответствии с внешними требованиями (конструкторская деятельность, инженерное проектирование). Научно-техническая деятельность, таким образом, осуществляется прежде всего как исследование (в узком смысле) и как техническая разработка, между собой тесно взаимосвязанные.5

В технических науках на передний план выходит систематическое предвосхищение и комплексная оценка структуры и функции предметных технических систем, путей их реализации и способов их внедрения (технологий), т.е. на первом плане научной деятельности - мысленное предвосхищение нового, еще не имеющегося в наличии. Результатом являются возможные решения технических задач и проблем, технические идеи, нововведения, разработки и открытия. Теория науки по отношению к техническим разработкам была бы прежде всего теорией деятельности и теорией принятия решений, поскольку должна отвечать прежде всего на следующий вопрос: “Какие опытные или теоретические характеристики имеет создание некоторого предмета? ” (выделение мое Г.Б.).6 При том, что в технических науках на первый план выходит вопрос “как”, все же они должны отвечать на такие вопросы как: “Что необходимо делать? ”, “Как это делать? ”, “При каких условиях и какой принцип реализуется? ”, а также формулировать другие тому подобные указания (для деятельности) и требования, представляющие собой необходимую предпосылку перехода от знания к действию (" деланию") или же предпосылку самого этого действия.

3.2. Техническая разработка в вышеприведенном смысле начинается с формулировки требуемых системных свойств, т.е. системных отношений и осуществляется вплоть до определения возможной или необходимой структуры системы (функционирующей структуры). Для достижения определенной технической цели в действительности существует чаще всего несколько решений (целое семейство решений).7 При этом возникает необходимость оценить эти различные варианты на основе (внешних, заданных) критериев отбора и оценки, для того чтобы выявить соответствующее действующим в данное время целевым установкам и условиям оптимальное решение. Подобные критерии касаются, например, эффективности, стоимости, надежности, совместимости с уже имеющимся или приспособляемости к уже имеющемуся, удобства в обслуживании, а также переносимости окружающей средой и социальной совместимости. Поэтому к техническим наукам относятся также высказывания о целесообразности технических систем и о реализуемости технологических процедур, оценки адекватности, полезности и безопасности технических объектов, процессов и мероприятий, а также методы оценки различных решений или подходов к ним.[73]

3.3. " Принципы-предписания" в форме указаний к действию, требований и т.д. (например, спецификация, строительный план, технологическая схема), которые представляют результат технической разработки, находят свое объяснение и теоретическое обоснование в правилах, гипотезах, закономерностях и т.п. и могут быть из них выведены, если и не полностью, то с помощью упрощения. С этой целью техническими науками проводится обширное исследование в узком смысле этого слова. Данное исследование направлено на познание технически релевантных взаимосвязей в форме понятий, гипотез, высказываний о законах, моделей, теорий и т.д.[74] При этом исследуются преимущественно связи и механизмы действия, отношения «цель – средство», комплексы явлений и возможности сопряжения или связи элементов. Таким образом, техническими науками в частности выясняется и то, почему " что-то происходит так" или почему " что-то следует делать так". В любом случае не достаточно знать только, что " нечто происходит именно таким образом" или что " это следует делать так-то".[75] Связанная с этими компонентами теория инженерных наук была бы в первую очередь теорией знания и по многим основаниям сравнима с теорией естествознания.

К тому же нельзя не заметить, что знание воспроизводимых эффектов зачастую предоставляло и предоставляет основу для технических нововведений. " Техника (имеется в виду техническая наука, Г.Б.) не работает так, что она использует лишь научно объясненные природные явления. Напротив, она уверенно изобретает, испытывает и работает не задумываясь с необходимыми ей эффектами, даже когда не знает их закономерной взаимосвязи".[76] Тем не менее в долгосрочной перспективе, только на базе фундаментального исследования в рамках технической науки, которое явно ориентировано на познание, целенаправленно разрабатывается новое или существенно улучшается уже существующее. К этому, разумеется, относится также " трансформация" и " комбинирование" компонентов естественнонаучных, экономических знаний и знаний социальных наук в технически приемлемые формы, что достигается как способом представления (характеристические кривые, диаграммы и номограммы, таблицы и т.д.), так и соотнесением с реальными комплексными пространственными характеристиками (а не с идеализированным рассмотрением в изолированных условиях, как, например, во многих случаях в физике).

3.4. Исходным пунктом теоретических и практических действий в инженерной деятельности и технических науках являются проблемные ситуации, т.е. противоречия между достигнутым и достижимым или между необходимым (требуемым) и возможным (тем, что возможно сделать). Этот разрыв между требуемым и имеющимся в распоряжении знанием, т.е. между реализуемыми в действительности и реализуемыми в возможности процедурами выражается прежде всего в вопросах и требованиях, а также в вытекающих из этого задачах и проблемах. Проблема представляет, согласно своей мыслительной структуре, систему высказываний и вопросов, " которая относится к поставленной цели, а также к уже имеющемуся знанию, определяющему условия достижения цели. Проблема также содержит вопросы, фиксирующие пробелы в знаниях об условиях достижения цели. При этом не известен алгоритм, посредством которого установленный недостаток знания может быть устранен за конечное число шагов". [77] Решение проблем всегда направлено на производство знания или на снижение дефицита знания по возможности настолько долго, пока не будут даны ответы на вопросы, поставленные в связи с этой проблемой, пока система вопросов и высказываний не сможет быть превращена в систему, содержащую лишь высказывания. Так как решение проблемы в технической науке часто происходит на фоне сложных, случайных динамических взаимосвязей, то цель зачастую бывает недостижима. Тогда становится важной (мысленная) редукция подлежащих учету параметров на входе и управляющих воздействий, не упуская из виду общей целостной взаимосвязи или влияния упрощения сложности. Как правило, это возможно провести осмысленно лишь на базе накопленного опыта.

3.5. Наконец, следует указать, что в научно-техническом действии создание новых, или улучшенных технических решений, или возможностей решения часто совпадает непосредственно с получением нового знания. Вследствие многообразия технических наук, их задач и стадий развития являются разнообразными также и формы этого знания: наряду с высказываниями о единичных наблюдениях и закономерностях (опытное знание), имеются объяснения структурных и функциональных взаимосвязей, предсказания возможных условий реализации, знание правил и законов, указания к осуществлению действий и принципы-предписания, а также оценочные суждения, например, о целесообразности той или иной возможности решения и тех или иных мероприятий.

Здесь выявляется принципиальная двойственность. Во-первых, согласно двойным целевым установкам научно-технической деятельности - на технические разработки и на исследование в узком смысле слова - следует различать, с одной стороны, " теоретическое" знание прежде всего в форме теорий, гипотез, моделей и высказываний законах (" know-that" – «знание о чем-то»), а с другой - " инструментальное", " операциональное", " стратегическое" знание в форме систематических правил, предписаний и принципов-решений (" know-how" – «знание как»). Во-вторых, еще более проясняется их же специфическое выражение и представление в технических науках (также и в виде таких невербальных представлений, как эскизы и схемы) и прежде всего их взаимоотношение и сложность " переноса" одной формы знания в другую.

Эти краткие размышления о философии науки относительно инженерных наук могли бы стать лишь некоторым импульсом для ее дальнейшего развития. При этом я исхожу прежде всего из того, что в сфере, названной мной исследованием в узком смысле, многое может быть “заимствовано” из “традиционной” философии науки[78], несмотря на их существенные различия. Иначе обстоит дело в области, которая была представлена мной как технические разработки (специально в форме конструкторской деятельности). Здесь для философии (техники) открывается еще одно важное поле для исследований.

(Перевод: В.Г. Горохова и И.Е. Москалева)

 

Литература) Literatur

Banse, G. (1996): Technisches Handeln unter Unsicherheit - unvollstä ndiges Wissen und Risiko. In: Banse, G.; Friedrich, K. (Hrsg.): Technik zwischen Erkenntnis und Gestaltung. Philosophische Sichten auf Technikwissenschaften und technisches Handeln. Berlin 1996, S. 105-140.

Banse, G. (1999): Zu den Methoden der Technikwissenschaften. In: Berlin-Brandenburgische Akademie der Wissenschaften; Nordrhein-Westfä lische Akademie der Wissenschaften (Hrsg.): Beiträ ge zum Arbeitssymposium des Konvents fü r Technikwissenschaften (KTW) " Technik und Technikwissenschaften. Selbstverstä ndnis - Gesellschaft - Arbeit". Berlin, Dü sseldorf 1999, S. 1-9 (als Manuskript gedruckt).

Banse, G. (2000): Konstruieren im Spannungsfeld: Kunst, Wissenschaft oder beides? Historisches und Systematisches. In: Banse, G.; Friedrich, K. (Hrsg.): Konstruieren zwischen Kunst und Wissenschaft. Idee - Entwurf - Gestaltung. Berlin 2000, S. 19-79.

Banse, G.; Wendt, H. (1986): Erkenntnismethoden in den Technikwissenschaften. Eine methodologische Analyse und philosophische Diskussion der Erkenntnisprozesse in den Technikwissenschaften. Berlin 1986.

Grunwald, A. (1986): Das lebensweltliche Apriori in der Begrü ndung technikwissenschaftlicher Sä tze. In: Banse, G.; Friedrich, K. (Hrsg.): Technik zwischen Erkenntnis und Gestaltung. Philosophische Sichten auf Technikwissenschaften und technisches Handeln. Berlin 1986, S. 51-75.

Lenk, H. (1973): Zu neueren Ansä tzen der Technikphilosophie. In: Lenk, H.; Moser, S. (Hrsg.): Techne - Technik - Technologie. - Philosophische Perspektiven -. Pullach b. Mü nchen 1973, S. 198-231.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.