Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информатика и родственные ей информационные науки как представительный пример современной техники знания






Профессор Шпиннер обозначает эту область следующим образом: „В сети связанных с проблематикой порядка знания – но не непосредственно с ним самим – науками информатика образует сегодня отдельный узел с разветвлением на множество дальнейших дисциплин от когнитивных наук с преимущественно психологическим направлением, но и все увеличивающейся ориентацией на аспекты техники знания до системно ориентированной кибернетики, от наук о мозге и нейронауки до технических наук, от синтаксически-статистических, семантических прагматических информационных теорий до библиотечной науки с ее буквалистским „порядком знания» для книжной классификации.

Сюда входят информационные науки с жестким ядром, образуемым информатикой...

Информационная техника представляет собой первую, дающую имя и прокладывающую путь к информационному веку техникой... Исходным пунктом такого преобразования в ранжированный порядок дисциплин и техник была электронная революция (называемая компьютерной революцией). Она инициировала в значительной степени не только продолжение уже начавшейся технизации посредством знания, но и обширную технизацию самих знаний «.[47]

В России методологическим проблемам информатики, определению предмета информатики и исследований искусственного интеллекта как ее важной части уделяется традиционно большое внимание. Проблема определения предмета информатики как особой дисциплины привлекала уже давно внимание как философов, так и специалистов. По этому поводу в нашей литературе существует широкий спектр различных мнений. Одни обозначают ее как фундаментальную естественную науку, другие – как комплексную научную и инженерно-техническую или же как современную комплексную научно-техническую дисциплину, в то время как третьи считают, что в данном случае речь идет о новом названии для кибернетики, причем это название употребляется лишь с той целью, чтобы выделить здоровое научно-техническое ядро и отмежеваться от околонаучной болтовни по этому поводу. Во всяком случае, все сходятся на том, что она является комплексной областью знания, в которой принимают непосредственное участие кибернетики и логики, психологи и лингвисты, математики и т.д. Причем в ней обсуждаются не только технические и связанные с программным обеспечением проблемы, но и возникающие при этом лингвистические, психологические, методические, социальные и моральные проблемы. Центр тяжести в информатике приходится на исследования программных и алгоритмических аспектов (софтвэр) компьютеризации в отличие от технического обеспечения (хардвэр). Предмет информатики образуют следующие компьютерные области:

- информационные системы и коммуникационные средства, включая средства информационного поиска, запоминания и хранения, передачи в реальном масштабе времени и распределения информации прежде всего в хозяйственной, образовательной и культурной сферах,

- средства автоматизации управления (автоматизированные системы управления и контроля, автоматизированного проектирования и производства, компьютерные системы в гибких системах производства и в робототехнике),

- средства математического моделирования и поддерживаемые компьютером эксперименты (автоматизация эксперимента).

Предлагается также проводить различие между информатикой как наукой об информации и информатикой как технической дисциплиной, а также между кибернетикой и информатикой. Кибернетика имеет целью фундаментальное исследование процессов обработки информации, в то время как информатика рассматривается как прикладная наука об использовании компьютеров (в США она называется компьютерной наукой – computer science). Обе науки близки между собой, поскольку в них обеих идет речь об использовании компьютерной техники для обработки данных, однако в информатике отсутствует важная для кибернетики концепция управления. В кибернетике компьютеры играют примерно ту же роль, что и физические приборы в физике.

Информатика оказывает сегодня большое влияние на другие научные и технические дисциплины – природу математического доказательства, например, и предмет математики в целом, а также современную формальную логику, лингвистику, психологию, системотехнику, другие технические науки, технологию, проектирование и т.д.

Профессор Шпиннер различает следующие ведущие науки о знании и техники знания в рамках информатики:

- хардвэрную информатику,

- софтвэрную информатику,

- информатику искусственного интеллекта,

- организационную информатику (он образует для обозначения этой области от английских понятий софтвэр и хардвэр еще одно новое понятие „оргвэр«),

- военная информатика.

„В информатике искусственного интеллекта интенсивно тематизируется расположение знаний в искусственном интеллекте в дальнейшей связи с экспертными системами и поддержанными компьютерами процедурами принятия решений. В аспекте результатов исследования мозга как естественного интеллекта происходит заметный отход от „классического» исследования искусственного интеллекта к его „неклассической» форме коннекционизма «.[48]

Проблема исследования искусственного интеллекта ранее привлекала большое внимание ученых различных областей науки и техники. Ей интересовались не только инженеры и кибернетики, но и философы, лингвисты, логики, психологи, социологи и экономисты. Интенсивная разработка проблем в этой сравнительно новой области науки и техники происходила в семидесятые годы. В это время лавинообразно растет число публикаций по данной проблематике, а также число национальных и международных конференций, глобальных и частных проектов. До середины шестидесятых годов исследования по искусственному интеллекту еще не имели твердого научного фундамента и привлекали внимание лишь профессиональных кибернетиков. Сегодня же они имеют уже солидный теоретический базис и, что еще важнее, множество прикладных результатов как в научной, так в инженерно-технической области, в космических исследованиях, в экономике, медицине и промышленной сфере.

Основная цель исследований в области искусственного интеллекта не заменить человека машиной, а имитация человеческой мыслительной деятельности для передачи все большего количества рутинной работы компьютерным устройствам с помощью алгоритмизации и формализации отдельных фрагментов этой деятельности, а человеку оставить решение действительно творческих задач, обеспечив компьютерную поддержку принимаемых человеком решений. В этой связи возникает и множество философских проблем, например, исследования человеческой мыслительной деятельности с целью алгоритмизации отдельных ее фрагментов. Время, когда некоторые философы и кибернетики обсуждали возможность и даже необходимость полной формализации и автоматизации человеческой деятельности, безвозвратно ушло в прошлое. Практика показывает, что формализация и автоматизация деятельности не всегда возможна независимо от уровня развития техники, а часто бессмысленна и экономически неэффективна. Компьютер представляет собой всего лишь инструмент для облегчения интеллектуальной деятельности человека, а исследования в области искусственного интеллекта придают этому инструменту новое качество и новый способ его применения. Само же выражение „искусственный интеллект» представляет собой метафорическое обозначение данного научного направления, которое объединяет философов, лингвистов, психологов, инженеров и других специалистов. Суть этого направления состоит в усилении интеллектуальной деятельности человека с помощью вычислительных машин, и поэтому попытки сравнения искусственного и естественного интеллектов не имеют никакого конструктивного смысла.

Исследования в области искусственного интеллекта представляют собой одно из важнейших направлений информатики, связанное с поддержанным компьютером моделированием отдельных творческих процессов. В них можно выделить два основные направления исследований: во-первых, связанное с попытками моделирования работы головного мозга, его психических функций для воспроизведения их в новых вычислительных устройствах; во-вторых, прагматическое направление, связанное с постройкой компьютеров и разработкой программного обеспечения для них, чтобы можно было поддерживать с помощью компьютера отдельные творческие процессы. Это последнее направление является доминирующим и имеет многочисленные прикладные результаты. В этой области можно выделить следующий круг проблем: имитация творческой деятельности человека, машинное распознавание текстов и разработка вопросно-ответных систем на естественном языке, использование средств искусственного интеллекта в робототехнике.

Одной из центральных проблем искусственного интеллекта является проблема представления знаний для компьютерных систем; поскольку их пользователями являются специалисты из тех или иных областей науки и техники, а не профессиональные программисты, то возникает задача организации диалогового режима работы с компьютером на ограниченном естественном языке (языке деловой прозы). Согласно компьютерной лингвистике, которая специально занимается вопросами оптимизации коммуникации между человеком и вычислительной машиной, вопрос выработки такого языка является не таким простым, каким он может показаться неспециалистам в этой области. Язык – это не только форма выражения готовых мыслей, сколько в большей мере средство содержательной организации и представления знаний. Кибернетическое определение информации в области исследований искусственного интеллекта не применимо. Не существует знаний, которые не прошли через голову человека, а само знание представляет собой совместный продукт языка и мышления. И это – не просто философская установка, а техническая предпосылка. Для систем искусственного интеллекта является характерным то, что они имеют дело с „готовым» знанием и не могут его производить. Человек всегда использует понятия, которым невозможно дать точное научное определение, поскольку в них огромную роль играет также бессознательное. Отсюда вытекают большие сложности в проблеме представления знаний для компьютерных систем. Человеческие знания являются многомерными и кроме понятийной формы общения существуют также язык мнемонических изображений, жестов и т.д.

Таким образом, можно констатировать, что если в социальной сфере проблематика установления нового „порядка знания» в Восточной Европе и прежде всего в России, является сложной задачей, связанной с переходом от тоталитарного к демократическому порядку, то в методологической сфере, связанной с разработкой теоретических проблем компьютерной и информационной революции, информатики и информационной техники, а также исследований в области искусственного интеллекта ученые бывшего Советского Союза были и остаются не менее, а часто и более продвинутыми, чем западные специалисты.

Учитывая все возрастающую насыщенность России новейшей компьютерной техникой и быстрое развитие системы современных коммуникаций, в том числе и развитость у нас средств массовой информации, представляется весьма реалистичным, что именно в этой области Россия может сделать первый существенный прорыв в мировую систему рыночной экономики. Для этого не требуется слишком большое количество капитальных вложений и времени для развития необходимой инфраструктуры телекоммуникаций, как для развития системы железных и автомобильных дорог или подъема экономики предприятий, учитывая огромные расстояния России. Поэтому становление нового информационного порядка может стать тем ключевым звеном, которое вытянет всю страну из затянувшегося переходного периода.

 

Литература (Literatur)

Bekkermann/Technokratie: Jorg Bekkermann. Technokratie und verfassungsrechtliche Prinzipien (Einigen rechtspolitologische Anmerkungen), in: Hans Lenk, Hrsg., Technokratie als Ideologie. Sozialphilosophische Beitrдge zu einem politischen Dilemma, Stuttgart: Verlag V. Kahlhammer GmbH, 1973

Berdjaev/Kommunismus: Nikolai Berdjajew. Wahrheit und Lьge des Kommunismus, Wien: Edition Neue Mitte, 1977

Bulgakov/Philosophy: Sergei Bulgakov. The Philosophy of Economy, N.Y.: Chalidre Publication, 1982

DABEI/Erfinder: DABEI, Hrsg., DABEI – Handbuch fьr Erfinder und Unternehmer: von der Idee zum Produkt und zur Vollbeschдftigung, Dьsseldorf: VDI-Verlag, 1987

EKD/Gemeinwohl: Kirchenamt der EKD, Hrsg. Gemeinwohl und Eigennutz: Wirtschaftliches Handeln in Verantwortung fьr die Zukunft, Gьtersloh: Gьtersloherverlag – Haus Mohn, 1991

Euve/RuЯland: Francois Euve. RuЯland und Europa, in: Projekt Europa, Zeitschrift des OCIPE, N 24, 1993

Forrester/High-Tech: Tom Forrester, High-Tech Society. The Story of the Information Technology Revolution, Oxford: Basil Blackwell, 1989

Gorokhov/Engineering: V. Gorokhov, Engineering: Art and Science, Moscow: Mir Publishers, 1990

Gorokhov/Progress: Vitaly Gorokhov. Politics, Progress and Engineering: Technical Professionals in Russia, in: Langdon Winner, Hrsg., Democracy in a Technological society, Dordrecht: Kluwer Academic Publischers, 1992

Gorokhov/Technikforschung: Vitali G. Gorokhov. Technikforschung in der UdSSR, in: Arno Bamme, Peter Baumgartner, Wilhelm Berger, Ernst Kotzmann, Hrsg., Klagenfurter Beitrдge zur Technikdiskussion, Heft 39, Klagenfurt: Interuniversitдres Forschungsinstitut fьr Fernstudien der цsterreichischen Universitдten, 1990

Gorshkov/Environment: V.G. Gorshkov, K.Ya. Kondratyev, V.I. Danilov-Danilian, K.S. Losev. Environment: From New Technologies To New Thinking, Moscow: Federal Ecological Foundation of the Russian Federation, 1994

Habermas/Revolution: Jurgen Habermas. Die nachholende Revolution, Frankfurt a. M.: Suhrkamp Verlag, 1990

Jesse/Demokratie: Eckard Jesse. Die Demokratie der Bundesrepublik Deutschland, Berlin: Colloquium Verlag GmbH, 1986

Kahlew/Wirtschaftsbegriffe: Egbert Kahle, Lutz Kruschwitz, Rolf Merkel, Wilma Merkel. Wirtschaftsbegriffe in Markt– und Planwirtschaft. Deutsche Bank AG, 1990

Lenk/Informationstechniken: Hans Lenk. Geschдftliche Probleme und Chancen der neuen Informationstechniken, in: Deutsche Zeitschrift fьr Philosophie, Berlin, 1992, Heft 3

Popper/Woran: Karl R. Popper. Woran glaubt der Westen? in: Auf der Suche nach einer besseren Welt. Vortrдge und Aufsдtze aus dreiЯig Jahren, Mьnchen, Zьrich: Pipper, 1984

Sclove/Design: Richard E. Sclove. The Nuts and Bolts of Demokracy: Democratic Theory and Technological Design, in: Langdon Winner, Ed., Democracy in a Technological society, Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1992

Spinner/Wissensordnung: Helmut F. Spinner. Die Wissensordnung, Band 1, Opladen: Leske + Budrich, 1994

VDI/Technikbewertung: Technikbewertung – Begriffe und Grundlagen. Erlдuterung und Hinweise zur VDI-Richtlinien. VDI Report 15, 1991

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.