Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Альтернативные концепции развития мировых цивилизаций






 

1. Линеарная концепция. Основывается на представлении, что человечество развивается от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Этой концепции не знали ни античность, ни средние века, появилась она в XVI - XVIII в. в. в период борьбы за духовную эмансипацию человека.Прогресс человечества виделся как прогресс человеческого разума, о чем писали Вольтер, Дидро, Даламбер. Динамика прогресса - основная идея О. Конта. Идеи Конта далее развил Спенсер. Закон усложнения, нарастания разнородности охватывает по Спенсеру, все сферы жизнедеятельности общества, цепочка изменений охватывает, подобно вееру, какое-то открытие и, не зная ограничений, втягивает в себя все новые и новые элементы. Спенсер делает вывод, что прогресс есть благотворная необходимость, не подчиненная человеческой воле. В XX в. американский политолог Френсис Фукуяма поставил вопрос: ”Конец истории? ” Фукуяма разделил современный мир на 2 части: историю и постисторию, на задворках которой - страны третьего мира. Постистория ограничена странами Европы, Японии, Сев. Америки, т.е. индустриально развитыми. В беге столетий либерализм здесь победил, но “конец истории печален… В постисторический период нет ни искусства, ни философии, есть лишь тщательно оберегаемый музей истории”. Фукуяма делает вывод, что человечество в своем странствии по истории набрало на совершенный путь развития - либеральную демократию и сопутствующий ей рынок. Успехам западной цивилизации придается статус общечеловеческих ценностей, но в мире есть другие цивилизации: исламская, конфуцианская, индуистская, японская, православно-славянская и т.д., поэтому достижения западной цивилизации не могут автоматически переносится на почву других цивилизаций. Таким образом, прогресс западной цивилизации не может иметь универсального статуса. Осевое время развития цивилизации называют еще “ковариантной" моделью, представлено оно Карлом Ясперсом. Немецкий философ считает, что исторический процесс ограничен началом и концом, а внутри этих рамок история делится на 4 больших периода - доистория, древние культуры, период осевого времени и технический век. Доистория - время создания человека, его биологических свойств, накопления им земных навыков и духовных ценностей. В трех областях земного шара почти одновременно возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская и эгейская. Одновременно с ними существовала доарийская культура долины Инда и архаический мир Китая. Ясперс, в противовес концепциям культурных циклов, считает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития. “Ось мировой истории" он определяет временем между 800-200 г. г. до н.э. В это время жили Конфуций и Лао-Цзы, появился Будда. В Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и др. В Греции расцвет философии. “Осевое время" знаменует исчезновение великих культур древности. С разрушением обособленных культур пришла империя, которая грубо перемешала народы, а возникшую духовную пустоту заполнили мировые религии.

Ясперс выделяет в истории 4 среза:

1). Возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня;

2). Возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и Китае V - III тыс. до н.э.;

3). Духовное основоположение человечества, происшедшего в VIII - II в. до н.э.

4). Подготовленное в Европе с конца средневековья рождения научно-технической эры, которая приобретает стремительное развитие в XX веке.

“Ось мирового времени" - это третий срез, на котором возникает современный для нас человек. На этом этапе происходит становление истории человечества, тогда как до “осевого времени" были лишь локальные истории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.