Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления модернизации налоговых органов






Для решения проблем, имеющихся в сфере информатизации и модернизации налоговых органов, нужны не только значительные капитальные вложения, но и дальнейшие научные теоретические и практические разработки.

Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования. Кроме того, необходима оптимизация численности территориальных налоговых органов и центрального аппарата. В то же время для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Основными целями проекта модернизации государственного налогового администрирования на современном этапе являются:

1. Оптимизация и снижение трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и создания подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.

2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет фактически о переводе в электронный вид максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизация системы информационного обслуживания, которая включает развитие системы интернет-сайтов ФНС России и создание единого контакт-центра, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. Объем уже накопленной в налоговой службе информации составляет порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции и анализа этой информации, в первую очередь для выявления зависимостей, важных для налогового администрирования и проведения контрольной работы.

4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов – соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России.

Основываясь на выше обозначенных целях, ФНС России необходимо осуществлять модернизацию налоговых органов, включающую пять основных составляющих (рисунок 8):

Рис. 8. Направления модернизации налоговых органов

Во-первых, максимальное разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей. Функции налогового автомата будут реализованы в Центре обработки данных (ЦОД) и должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников (Федеральное казначейство, Центральный банк, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС России и др.). Конечная цель – переход полностью на электронный документооборот и с внешними источниками, и с налогоплательщиками. В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.

Для этого необходимо провести модернизацию телекоммуникационной системы путем перевода всех точек подключения в единый сегмент и переход на работу с единым провайдером, а также перестроить систему Центров обработки данных с учетом возложения на них дополнительных функций. В результате комплексной модернизации ФНС России должен быть получен четко работающий, прозрачный временный механизм, основанный на максимальной автоматизации, что позволит вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень.

При разработке концепции модернизации информационной системы налоговых органов сотрудниками Главного научно-исследовательского вычислительного центра Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС России) был проведен анализ новых тенденций и технологий в IT-области, которые уже сегодня и в ближайшие 10 лет будут определять облик информационных систем. С учетом этих тенденций была разработана новая архитектура системы налоговых органов России (рисунок 9).

Рис. 9. Модернизация архитектуры информационной системы
налоговых органов

Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в региональных центрах обработки данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет.

Региональный ЦОД должен обеспечивать централизацию обработки бухгалтерской и налоговой отчетности и иных данных, существенных для налогового администрирования, формировать информационные базы, необходимые для повседневной работы налоговых инспекторов в местных инспекциях, обеспечивать распределенный режим доступа к интегрированным информационным ресурсам. Региональный ЦОД должен предоставлять необходимую информацию региональным подразделениям ФНС России и быть универсальным центром обработки данных, обеспечивающим консолидацию, хранение и обработку федеральных баз данных налогового администрирования в рамках соответствующего региона РФ.

Региональный ЦОД должен выполнять функции центра массовой обработки и хранения бумажных документов, центра информационного обмена с региональными внешними организациями и регионального центра, центра информационной поддержки налогоплательщиков. Региональный ЦОД должен представлять собой многофункциональный центр обработки данных и включать в себя подсистемы, указанные на рисунке 10.

Рис. 10. Состав и структура Регионального центра обработки данных

В ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяющейся нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг.

Будет создано единое централизованное хранилище данных, с которым станут работать пользователи всех уровней в режиме терминального доступа.

Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью и резервированием [29].

Для выполнения этих задач будут созданы информационно-аналитические подсистемы, предназначенные для тех, кто занимается контрольной работой, управлением производственными процессами и службой в целом. Работа аналитических подсистем обеспечит информационно-аналитическую поддержку процедур налогового контроля и других процессов налогового администрирования, формирование комплекса индикаторов и интегральных показателей деятельности ФНС России, формирование унифицированной регламентированной и нерегламентированной отчетности, анализ данных, моделирование и прогнозирование, выявление информационных связей и зависимостей и т.д. В состав аналитических приложений будут также входить мобильные офисы для руководителей Центрального аппарата и Управлений ФНС [27, c. 35].

Во-вторых, создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов местного самоуправления в электронном виде. Внедрение данной системы началось уже в 2012 г.

В целях обеспечения эффективной работы налоговых органов региона требуется совершенствовать способы их взаимодействия с другими государственными органами. Для этого необходима разработка комплекса мероприятий, реализация которых будет способствовать созданию эффективной организационно-распределенной информационной инфраструктуры налогового администрирования.

ФНС России предполагает существенно расширить электронный документооборот с юридическими лицами в рамках технологии, применяемой для сдачи налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи, – это сверка расчетов с бюджетом, выписка из ЕГРЮЛ, требования об уплате налогов, любые другие неформализованные запросы.

Единая система электронного документооборота (ЕСЭД) должна стать одной из систем, обеспечивающих доступ государственных служащих к информации, систематизированной надлежащим образом в нужный момент [27, c. 36].

Преимущества межведомственного электронного документооборота, которые сможет предоставить ЕСЭД, представлены на рисунке 11.

 

Рис. 11. Преимущества межведомственного электронного документооборота с использованием ЕСЭД

 

Одним из перспективных направлений повышения эффективности взаимодействия налоговых органов республики с другими государственными органами является организация Единого электронного информационного хранилища данных в регионе, обеспечивающего доступ к требуемой информации в рамках региона (а для руководителей государственных структур – к любому региону страны). Единая база данных позволит оперативно использовать в аналитической работе государственных органов сведения о физическом или юридическом лице, что в итоге приведет к повышению результатов контрольных мероприятий.

Кроме того, в целях создания единой системы информационного обмена налоговых органов с другими государственными органами необходима также разработка единого программного обеспечения, установление единого формата представления данных, что позволит значительно сократить количество ошибок, возникающих при поступлении в налоговые органы информации из других источников вследствие разности их информационных баз и систем. Это приведет к уменьшению материальных и трудовых затрат налоговой службы и взаимодействующих с ней органов [36].

В-третьих, развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Его цель – практически полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и переход на электронный документооборот.

С целью снижения объема бумажного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами в последние годы активно внедряется в практику сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Это наиболее современный и надежный способ общения налогоплательщиков с налоговыми органами, представляющий обеим сторонам ряд существенных преимуществ.

ФНС России непрерывно совершенствует онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов и активно внедряет практику электронного взаимодействия с налогоплательщиками.

По оценкам многих экспертов, сайт налоговой службы является самым востребованным, информативным и посещаемым среди сайтов государственных органов власти. Ежемесячно его посещает почти 3 млн. пользователей. На сайте ФНС России можно найти подробную информацию о правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговой отчетности, налоговом контроле и другие сведения. Разобраться в налогах поможет также рубрика «Помощь налогоплательщику», где представлены все последние изменения в налоговом законодательстве, а также актуальные вопросы налогоплательщиков и ответы на них специалистов налоговой службы.

С каждым годом совершенствуются онлайн-сервисы на сайтах налоговых органов. Сегодня действуют такие как: «Обращение в УФНС России»; «Адрес Вашей инспекции»; «Заполнить платежное поручение»; «Вакансии»; «Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц»; «Личный кабинет налогоплательщика» и другие.

Внедрение сервиса «Личный кабинет» стало инструментом контроля в руках общества за достоверностью и полнотой данных о налоговых обязательствах граждан. Проведение сверок с налогоплательщиками и государственными органами власти, обязанными представлять в налоговые органы информацию об объектах налогообложения, позволит реализовать меры по повышению полноты и достоверности баз данных налоговых органов. В целях дальнейшего развития сервиса разработано и находится на стадии тестирования программное обеспечение II этапа, предоставляющее налогоплательщикам возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, но и оплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами. Сервис «Личный кабинет» будет включать проведение регистрации, перерегистрации, сверки расчетов, запросов документов, осуществление зачетов и возвратов налогов [35].

Кроме того, почти во всех регионах с 2009 г. введена услуга «СМС-информирование». Для получения информации о задолженности налогоплательщика – физического лица ему необходимо отправить CMC-сообщение, содержащее ИНН, на федеральный номер сотовой связи. Ответом налогоплательщику является CMC-сообщение, содержащее информацию о сумме совокупной задолженности по имущественным налогам на дату состояния расчетов в разрезе видов платежей. При отсутствии задолженности налогоплательщику передается соответствующее СМС-сообщение.

Следовательно, в настоящее время главная задача – дать налогоплательщику возможность в режиме он-лайн видеть всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом, и осуществлять в электронном виде все виды взаимодействия с налоговыми органами: регистрация, сверка состояния расчетов с бюджетом, проведение зачетов или возвратов излишне уплаченных сумм, уточнение невыясненных платежей, направление и получение документов и т.д.

В-четвертых, формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы, включая контроль соблюдения процедур и сроков, формирование сигнальной информации об организационно-технологическом состоянии налогового органа, блок поддержки принятия управленческих решений.

В-пятых, модернизация инфраструктуры ФНС России. Необходимо ослабить строго функциональную систему управления, что потребует более широкой инициативы персонала. Основными принципами управления необходимо сделать коллективное и децентрализованное принятие оперативных решений, основанных на взаимном обмене проблемно-ориентированной информацией через базы данных общего пользования.

Подводя итоги можно выделить, что в ближайшее время намечается существенное изменение практики работы налоговых органов, перераспределение полномочий между структурами налоговой службы, развитие взаимодействия как с прочими государственными органами и ведомствами, так и с налогоплательщиками. Реализация данных мероприятий невозможна без использования передовых информационных технологий, поэтому основным направлением процесса модернизации налоговых органов является их информатизация.

Рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения деятельности налоговых органов сводятся к разработке новой автоматизированной информационной системы, приемлемой для налоговых органов всех регионов, и созданию во всех субъектах РФ Регионального центра обработки данных, в котором бумажные документы преобразуются в электронные носители информации. В результате перераспределения функций работники налоговых органов будут освобождены от выполнения рутинных операций по обработке документов, что, в свою очередь, будет способствовать созданию наилучших условий для их содержательной деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что в современных условиях модернизация налоговых органов Российской Федерации предполагает переход от фискального органа, главной задачей которого является обеспечение максимальных поступлений налоговых платежей в бюджет, к становлению их как сервисного ведомства, от имени государства осуществляющего формирование цивилизованных отношений с налогоплательщиками в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов.


Заключение

В соответствии с целью исследования налоговые органы Российской Федерации были рассмотрены и изучены. При этом проанализированы все поставленные задачи.

При разборе основ деятельности налоговых органов в Российской Федерации были изучены их структура, права и обязанности на основе Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 № 943-1, Постановления Правительства от 30.09.2004 N 506 " Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», Постановления Правительства от 21.12.2001 N 888 «О федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов (2002 – 2004 годы)», Приказе Минфина РФ от 9 августа 2005 г. №101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы», а также Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 23.12.2005. Налоговый контроль, его формы и методы были рассмотрен на данных Налогового кодекса. Анализу зарубежного опыта налогового контроля способствовали работы
Чагаева Р.Б., Корневой Е.А., Ткачева В.Н. и Умрихина Н.В. Касательно налогового контроля в России Чагаев пишет, что «повышение эффективности налогового администрирования, начатое с внесения изменений в законодательство в 2006 году, в среднесрочной перспективе влечет внедрение новых принципов работы налоговой службы и требует проведения организационных преобразований в системе налоговых органов. Именно этой работой предстоит заниматься налоговым органам в ближайшие годы».

Оценка деятельности налоговых органов в современных условиях была произведена на материалах Управления Федеральной налоговой службы России по Чувашской Республике. По состоянию на 1 января 2013 число организаций, состоящих на учете выросло на 2, 3%, индивидуальных предпринимателей - на 9, 2%). Также можно выделить, что общая сумма поступлений превысила контрольный показатель на 234, 8 млн. руб. или на 0, 7%. По результатам контрольной работы было дополнительно начислено: 1496, 0 млн. руб. (из них 1490, 1 млн. руб. по налогам и сборам) по выездным налоговым проверкам и 357, 2 млн. руб. (из них 357, 0 млн. руб. по налогам и сборам) по камеральным проверкам. Сравнивая показатели с данными 2011 года, можно выделить рост доначислений по всей контрольной работе: на 415, 5 млн. руб. или на 38, 5% - по выездным проверкам, на 122, 8 млн. руб. или на 52, 4% - по камеральным.

При изучении направлений совершенствования деятельности налоговых органов были использованы работы Ефремовой Т.А.,
Ефремовой Л.И. и других авторов. Основными целями проекта модернизации налоговых органов и налогового администрирования на современном этапе, по их мнению, являются:

1. Оптимизация и снижение трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и создания подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.

2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам.

3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации.

4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов – соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2) «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 104-ФЗ).

3) «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 94-ФЗ).

4) «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 01.03.2013).

5) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 98-ФЗ).

6) Федеральный закон «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 № 943-1. (в ред. от 07.05.2013 N 102-ФЗ).

7) Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 (ред. от 25.12.2008, с изм. от 22.06.2009) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

8) Постановление Правительства от 30.09.2004 N 506 " Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. от 20.03.2013).

9) Постановление Правительства от 21.12.2001 N 888 «О федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов (2002 – 2004 годы)».

10) Приказ Минфина РФ от 9 августа 2005 г. №101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы» (в ред. от 05.04.2012 N 43н).

11) Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 23.12.2005.

12) Иванов Ю.Б., Майбуров И.А., Агарков Г.А. Налоговые реформы. Теория и практика. // Юнити. –М., 2010, - 463 с.

13) Измайлов А.Т., Гончаренко Л.И. Мельникова Н.П. Налоговое администрирование. Учебное пособие для ВУЗов (под ред. Гончаренко Л.И.). // КноРус. – М., 2009, – 448 с.

14) Корнева Е.А., Ткачев В.Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика. Учебное пособие. - М., Городец, 2007,
- 352 с.

15) Костин А. А. Информирование налогоплательщиков налоговыми органами // Бухгалтерский учет. – 2010, № 9. - С. 9-12.

16) Кузнецов В.П. Налоговое администрирование в системе административного права: учебное пособие для вузов / В. П. Кузнецов. -Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. 306 с.

17) Майбуров И.А., Косов М.Е., Ушак Н.В. Теория и история налогообложения. // Юнити. - М., 2010, – 423 с.

18) Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование // Омега – Л. – М., 2008. – 288 с.

19) Мишустин М. В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 252 с.

20) Попова Л.В., Дорожкина И.А., Маслов Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран. — М.: Дело иСервис — 2008. — 367 с.

21) Шалагина М.А., Невская М.А. Налоговое администрирование. Учебное пособие. // Омега – Л. – М., 2009. – 250 с.

22) Бударина Т. Н. Модернизация позволит перестроить всю систему налогового администрирования // Российский налоговый курьер. - 2003, № 8. - С. 66-69.

23) Волкова Г. С. Модернизация налоговых органов: человеческий фактор // Российский налоговый курьер. - 2003, № 7. - С. 12-14.

24) Ефремова Т.А., Ефремова Л.И. Информационно-технологические основы модернизации налогового администрирования. // NB: Финансовое право и управление. – 2012, №1. – с. 212-236.

25) Ефремова Т.А., Ефремова Л.И. Информационные технологии как основа модернизации налоговых органов России. // Налоги и финансовое право, - 2012, №11. – с. 191-201.

26) Мишустин М. В. Информационный сервис основа системы налого-вого администрирования // Специальный выпуск журнала iBusiness. Новые решения для новой экономики. – 2002, № 4-5. - С. 32-35.

27) Наумчев Д. В., Селеверстов Д. А. Система электронного документооборота ФНС России: между прошлым и будущим // Налоговая политика и практика. – 2011, №8. - С. 34-39.

28) Сбежнев А. А, Фадеев Д. Е. Налоги. Социальный аспект. - М.: Налоговый вестник, 2011. - 304 с.

29) Сбежнев А.А, Фадеев Д.Е. Отдельные вопросы налогового администрирования // Налоговый вестник. - 2011, №8.

30) Умрихин А.В. Использование зарубежного опыта в формировании и развитии органов налогового контроля российской федерации.Автореферат дисс. - М., 2006, - 36 с.

31) ФНС России внедряет новые технологии налогового администрирования // Налоговая политика и практика. - 2011, №3. -С. 4-7.

32) Чагаев Р.Б. Мировой опыт налогового контроля и Россия. – М., 2012, - 12 с.

33) https://www.nalog.ru/ - сайт ФНС России

34) https://www.21r.nalog.ru/ - сайт УФНС по Чувашской Республике

35) https://www.garant.ru/action/roundtable/238838 - Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками // Материалы Интернет-круглого стола ИА «Гарант», 2010.

36) https://taxpravo.ru/novosti/statya-123261-dlya_povysheniya_ kachestva_nalogovogo_administrirovaniya_neobxodima_kompleksnaya_modernizaciya_nalogovoj_sluzhby - Для повышения качества налогового администрирования необходима комплексная модернизация налоговой службы // Информационное сообщение (материал подготовлен на основе публикации в журнале " Российский налоговый курьер" № 22 ноябрь 2010) // Российский налоговый портал.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.