Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система показателей, характеризующих деятельность налоговых органов и их оценка






Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регистрационно-мониторингового характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля. Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового конт­роля, а точнее, для повышения его эффективности.

С ФНС РФ, его территориальные органы ведут Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), который представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков. Порядок его ведения определен Постановлением Правительства РФ " О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" и утвержденными им " Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.

С помощью Единого государствен­ного реестра юридических лиц можно найти любое юридическое лицо, зарегистрированное в стране. В реестре представлены не только название и местонахождение фирмы, но и список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров, данные о перечне утраченных паспортов, а также данные по взаимосвязям организации (например, по ее фили­алам). Последнее обстоятельство имеет большое значение для повыше­ния эффективности налогового контроля, и в целом - контроля за соблюдением налогового законодательства.

Анализ динамики состоящих на учете налогоплательщиков-организаций и юридических лиц в 2011-2012 гг. представлен ниже.

 

Таблица 1

Анализ динамики, состава и структуры налогоплательщиков-организаций и физических лиц, состоящих на учете в налоговых органах за 2011 – 2012 гг.

Наименование инспекций, районов и городов Состоит на учете в налоговых органах
юридические лица: индивидуальные предприниматели:
на 1 января 2012 года, единиц на 1 января 2013 года на 1 января 2012, единиц на 1 января 2013 года
единиц изменение за год, % единиц изменение за год, %
А            
МИ ФНС №1     95, 5     88, 2
МИ ФНС №2     96, 5     90, 4
МИ ФНС №3     99, 9     82, 3
МИ ФНС №4     102, 1     90, 4
МИ ФНС №5     99, 9     90, 3
МИ ФНС №6     102, 5     88, 4
МИ ФНС №7     98, 6     85, 6
МИ ФНС №8     100, 2     83, 3
ИФНС по г. Новочебоксарску     101, 0     90, 3
ИФНС по г. Чебоксары     103, 8     94, 0
ИТОГО     102, 3     90, 8

 

По состоянию на 1 января 2013 года на учете в налоговых органах на территории Чувашии состоят 22642 организации – юридических лица, и по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 514 организаций или на 2, 3% (см. Приложение 3). Такой рост произошел за счет увеличения числа юридических лиц, состоящих на учете в ИФНС по г. Чебоксары, на 530 организаций (на 3, 8%) по сравнению с 1 января 2012 года.

Наибольшее количество юридических лиц состоит на учете в ИФНС по г. Чебоксары (14564 организации или 64, 3%, за предыдущий период - 14034 или 63, 4%) и ИФНС по г. Новочебоксарску (1558 организации или 6, 9%, за предыдущий период – 1542 или 7, 0%).

Наименьшее число юридических лиц приходится на Межрайонную инспекцию ФНС №1 – 487 организаций или 2, 2% от общего числа (510 организаций или 2, 3% по состоянию на 1 января 2012 года). Кроме того МИ ФНС №1 имеет наибольшее сокращение за год – на 4, 5%.

По состоянию на 1 января 2013 года на учете в налоговых органах на территории Чувашии состоят 38709 индивидуальных предпринимателя, и по сравнению с прошлым годом их количество сократилось на 3904 единицы или на 9, 2%. Такое сокращение объясняется общим уменьшением числа индивидуальных предпринимателей по всем инспекциям на 6, 0-17, 7%.

Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей состоит на учете в ИФНС по г. Чебоксары (18698 единицы или 48, 3%, за предыдущий период - 19897 или 46, 7%) и ИФНС по г. Новочебоксарску (3872 единицы или 10, 0%, за предыдущий период – 4288 или 10, 1%).

Наименьшее число юридических лиц приходится на Межрайонную инспекцию ФНС №3 – 1449 единиц или 3, 7% от общего числа (1761 единиц или 4, 1% по состоянию на 1 января 2012 года). Кроме того МИ ФНС №3 имеет наибольшее сокращение за год – на 17, 7%.

Другими важными показателями деятельности налоговых органов являются показатели поступления налогов и сборов в бюджетную систему.

Таблица 2

Динамика поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ за 2011-2012 гг.

Вид налога, сбора Поступление Изменение (+/-) Темп изменения, %
2011 г. 2012 г.
тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, %
Всего   100, 0   100, 0 4 912 679 117, 7
в том числе:            
Налог на прибыль организаций 5 442 699 19, 6 5 622 794 17, 2 180 095 103, 3
Налог на доходы физических лиц 7 755 557 28, 0 9 236 770 28, 3 1 481 213 119, 1
Налог на добавленную стоимость 8 404 697 30, 3 9 883 990 30, 3 1 479 293 117, 6
Акцизы на алкогольную продукцию 346 425 1, 3 1 171 027 3, 6 824 602 3, 4 раза
Акцизы на пиво 1 024 029 3, 7 1 235 123 3, 8 211 094 120, 6
Налог на имущество организаций 2 058 092 7, 4 2 105 551 6, 5 47 459 102, 3
Налог на имущество физических лиц 21 530 0, 1 93 694 0, 3 72 164 4, 4 раза
Транспортный налог 402 108 1, 5 460 034 1, 4 57 926 114, 4
Единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения 767 171 2, 8 1 084 617 3, 3 317 446 141, 4
Единый налог на вмененный доход 654 893 2, 4 743 953 2, 3 89 060 113, 6
Единый сельскохозяйственный налог 20 069 0, 1 17 942 0, 1 -2 127 89, 4
Водный налог 5 398 0, 02 3 561 0, 01 -1 837 66, 0
Земельный налог 566 475 2, 0 681 265 2, 1 114 790 120, 3
Налоги, сборы за пользование природными ресурсами 16 341 0, 1 28 755 0, 1 12 414 176, 0
Прочие 162 985 0, 6 158 816 0, 5 -4 169 97, 4

 

В таблице 2 представлены показатели поступления налоговых поступлений за 2011-2012 гг. Можно заметить рост поступлений в отчетном периоде на 4, 9 млрд. руб. или на 17% (с 27, 7 млрд. руб. в 2011 году до 32, 6 млрд. руб. в 2012). Такое увеличение связано с ростом поступлений по всем налогам за исключением ЕСХН, водного налога и прочих налогов и сборов.

Анализируя удельный вес налогов в общей сумме поступлений, можно сказать, что наибольшую долю занимают налог на добавленную стоимость (2012 г. – 9, 9 млрд. руб. или 30, 3%, 2011 г. – 8, 4 млрд. руб. или 30, 3%), налог на доходы физических лиц (2012 г. – 9, 2 млрд. руб. или 28, 3%, 2011 г. – 7, 8 млрд. руб. или 28, 0%) и налог на прибыль организаций (2012 г. - 5, 6 млрд. руб. или 17, 2%, 2011 г. – 19, 6 млрд. руб. или 19, 6%). По налогу на прибыль организаций наблюдается снижение удельного веса из-за незначительного роста в 2012 году на 3, 3% в сравнении с общим ростом на 17, 7%. Наименьшую долю занимают водный налог, налоги и сборы за пользование природными ресурсами, ЕСХН и налог на имущество физических лиц (от 0, 01% до 0, 3% за отчетный период).

Рассматривая изменения в абсолютном отношении, можно выделить рост поступлений по НДФЛ, НДС (на 1, 5 млрд. руб. по обоим налогам) и акцизам на алкогольную продукцию (на 0, 8 млрд. руб.). В процентном соотношении выделяется рост по налогу на имущество физических лиц (в 4, 4 раза) и акцизам на алкогольную продукцию (в 3, 4 раза). Снижение потерпели поступления по ЕСХН (на 2, 1 млн. руб. или на 10, 6%), водному налогу (на 1, 8 млн. или 34%) и прочим налогам и сборам (на 4, 2 млн. руб. или 2, 6%) (см. Приложения 4, 5).

Для более тщательного анализа эффективности деятельности налоговых органов в области поступлений налогов и сборов, рассмотрим выполнение контрольных показателей по бюджетам и внебюджетным организациям за 2012 год.

Для удобства разделим сведения на 3 части, соответственно по уровням бюджета: федеральный, региональный и местный.

Таблица 3

Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по федеральному бюджету в разрезе инспекций за 2011-2012 гг.

Наименование инспекций Федеральный бюджет
Поступило в 2011 году, тыс. руб. поступило в 2012 году, тыс. руб. справочно: с учетом ЕСН в ФБ
контрольные показатели 2012 года, тыс. руб. Поступило, тыс. руб. % выполнения задания
МИ ФНС №1 224 108 294 030 294 077 294 078 100, 0
МИ ФНС №2 53 567 46 068 46 043 46 162 100, 3
МИ ФНС №3 54 607 54 170 54 798 54 930 100, 2
МИ ФНС №4 - 501 378 502 235 502 163 100, 0
МИ ФНС №5 133 372 163 781 162 895 165 055 101, 3
МИ ФНС №6 95 406 92 067 93 758 92 624 98, 8
МИ ФНС №7 101 341 109 347 107 524 109 333 101, 7
МИ ФНС №8 119 873 251 733 242 712 251 586 103, 7
ИФНС по г. Новочебоксарску 439 170 229 247 225 500 230 791 102, 3
ИФНС по г. Чебоксары 7 203 813 8 687 799 8 625 853 8 709 832 101, 0
ИТОГО 8 410 983 10429 620 10 355 395 10 456 554 101, 0

Анализируя данные, можно выделить рост поступлений в федеральный бюджет на 24% по сравнению с прошлым годом. Рост поступлений по межрайонным инспекциям ФНС №№ 1, 5, 7, 8 и инспекции ФНС по г. Чебоксары. Наибольшее увеличение поступлений замечено в межрайонной инспекции ФНС №8 – в 2, 1 раза. По остальным инспекциям наблюдается снижение поступлений в федеральный бюджет, причем наибольшее снижение поступлений приходится на инспекцию ФНС по г. Новочебоксарску (на 47, 8%).

Касательно выполнения контрольных показателей, итоговый процент выполнения задания составил 101%, т.е. задание перевыполнено на 1%. Выполнение плана наблюдается по всем инспекциям, за исключением межрайонной инспекции ФНС №6, в которой процент выполнения задания составил 98, 8%. Наибольшее перевыполнение плана приходится на межрайонную инспекцию ФНС №8 (на 3, 7%).

Далее анализируем сведения в разрезе налогов и сборов.

 

Таблица 4

Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по федеральному бюджету в разрезе налогов и сборов за 2011-2012 гг.

Наименование налогов и сборов Поступило в 2011 году, тыс. руб. Поступило в 2012 году, тыс. руб. Контрольные показатели 2012 года, тыс. руб. % выполнения Отклонение, (+/-)
Всего 8 432 705 10 456 554 10 355 395 101, 0 101 159
в том числе:          
Налог на прибыль 366 927 365 092 365 092 100, 0  
НДС 7 888 260 9 883 990 9 799 731 100, 9 84 259
НДС (Республика Беларусь) 64 958 98 216 83 543 117, 6 14 673
Акцизы на спирт и алкогольную продукцию   1 412 -441 - 1 853
Налог на добычу полезных ископаемых       100, 0  
Водный налог 5 395 3 561 3 561 100, 0  
Прочие 110 043 104 211 103 837 100, 4  

 

Анализируя сведения о поступлениях в федеральный бюджет в разрезе налогов и сборов, можно выделить, что план был выполнен по всем основным налогам. Можно отдельно отметить перевыполнения поставленного задания по НДС (Республика Беларусь) на 14, 7 млн. руб. или на 17, 6%, НДС – на 84, 3 млн. руб. или на 0, 9% и прочим налогам и сборам – на 374 тыс. руб. или на 0, 4%.

Перейдем к сведениям о поступлениях и выполнении контрольных показателей республиканскому бюджету.

 

Таблица 5

Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по республиканскому бюджету в разрезе инспекций за 2011-2012 гг.

Наименование инспекций Республиканский бюджет
Поступило в 2011 году, тыс. руб. Поступило в 2012 году, тыс. руб. Контрольные показатели 2012 года, тыс. руб. % выполнения задания Отклонение, (+/-)
МИ ФНС №1 294 488 341 900 339 525 100, 7 2 375
МИ ФНС №2 151 693 167 317 166 319 100, 6  
МИ ФНС №3 204 993 272 641 268 622 101, 5 4 019
МИ ФНС №4 436 459 514 149 510 068 100, 8 4 081
МИ ФНС №5 251 842 232 702 232 702 100, 0  
МИ ФНС №6 190 620 178 611 178 611 100, 0  
МИ ФНС №7 409 120 317 477 317 477 100, 0  
МИ ФНС №8 266 428 329 838 326 896 100, 9 2 942
ИФНС по г. Новочебоксарску 1 445 918 1 307 110 1 307 110 100, 0  
ИФНС по г. Чебоксары 9 782 098 11 061 291 11 002 148 100, 5 59 143
ИТОГО 13 433 427 14 723 036 14 649 478 100, 5 73 558
МИ ФНС по КН №1 х 67 180 67 180 100, 0  
МИ ФНС по КН №2 х 304 469 304 469 100, 0  
МИ ФНС по КН №3 841 564 1 029 233 1 029 233 100, 0  
МИ ФНС по КН №5 х     100, 0  
МИ ФНС по КН №7 х 100 827 100 827 100, 0  
МИ ФНС по КН №9 х -1   х -1
ВСЕГО 14 257 318 16 224 828 16 151 271 100, 5 73 557

 

Поступления в республиканский бюджет в 2012 году составили 14, 7 млрд. руб. (16, 2 млрд. руб. с учетом межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам), что на 9, 6% (13, 8%) больше, чем за 2011 год. Рост (на 10, 3%-33%) наблюдается по межрайонным инспекциям ФНС №№ 1, 2, 3, 4, 8 и инспекции ФНС по г. Чебоксары. По остальным инспекциям произошло снижение поступлений в республиканский бюджет, причем наибольшее снижение замечено по межрайонной инспекции ФРС № 7 – на 22, 4%.

Касательно выполнения контрольных показателей, то задание по налоговым доходам было выполнено по всем инспекциям с общим процентом выполнения 100, 5%. Наилучший показатель принадлежит межрайонной инспекции ФНС №3 – 101, 5%.

 

Таблица 6

Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по региональному бюджету в разрезе налогов и сборов за 2011-2012 гг.

Наименование налогов и сборов Поступило в 2011 году, тыс. руб. Поступило в 2012 году, тыс. руб. Контрольные показатели 2012 года, тыс. руб. % выполнения Отклонение, (+/-)
Всего 14 059 643 16 224 828 16 151 271 100, 5 73 557
в том числе:          
Налог на прибыль 5 007 335 5 257 702 5 169 505 101, 7 88 197
НДФЛ 4 647 847 5 605 304 5 719 041 98, 0 -113 737
Акцизы на алкогольную продукцию 346 553 467 846 319 200 146, 6 148 646
Акцизы на пиво 1 024 148 1 235 123 1 288 834 95, 8 -53 711
Налог на имущество организаций 2 058 212 2 105 551 2 140 902 98, 3 -35 351
Транспортный налог 402 128 460 034 418 436 109, 9 41 598
Единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения 767 056 1 084 617 1 086 377 99, 8 -1 760
Единый сельскохозяйственный налог 6 560 5 478 5 700 96, 1 -222
Прочие 3 773 3 173 3 276 96, 9 -103

 

Хотя общий процент выполнения задания по поступлениям в республиканский бюджет составляет 100, 5%, сведения о выполнение контрольных показателей в разрезе налогов и сборов имеют иную картину, чем в разрезе инспекций. Контрольные показатели не были выполнены по большинству налогов и сборов: НДФЛ (98%), акцизы на пиво (95, 8%), налог на имущество организаций (98, 3%), УСН (99, 8%), ЕСХН (96, 1%) и прочие (96, 9%). Особо выделяется отрицательное отклонение по НДФЛ на 113, 7 млн. руб. Выполнено же задание было благодаря перевыполнению плана по налогу на прибыль организаций (101, 7%), акцизам на алкогольную продукцию (146, 6%) и транспортному налогу (109, 9%).

Далее рассмотрим сведения по местному бюджету.

 

Таблица 7

Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по местному бюджету в разрезе инспекций за 2011-2012 гг.

Наименование инспекций Местный бюджет
задание по налоговым доходам, тыс. руб. фактически поступило, тыс. руб. % выполнения задания поступило в % к прошлому году Отклонение, (+/-)
МИ ФНС №1 149 329 165 755 161 603 102, 6 4 152
МИ ФНС №2 226 883 282 469 265 609 106, 3 16 860
МИ ФНС №3 197 833 250 457 234 587 106, 8 15 870
МИ ФНС №4 254 932 297 506 291 465 102, 1 6 041
МИ ФНС №5 301 636 397 255 373 021 106, 5 24 234
МИ ФНС №6 244 237 316 531 296 856 106, 6 19 675
МИ ФНС №7 323 701 398 152 395 130 100, 8 3 022
МИ ФНС №8 159 842 189 732 184 833 102, 7 4 899
ИФНС по г. Новочебоксарску 352 961 376 609 366 447 102, 8 10 162
ИФНС по г. Чебоксары 2 245 177 2 595 425 2 539 384 102, 2 56 041
ИТОГО 4 458 453 5 269 891 5 108 935 103, 2 160 956

 

Анализируя сведения по местному бюджету в разрезе инспекций, можно сказать, что в 2012 году поступило 5, 3 млрд. руб., что на 18, 2% превышает прошлогодний показатель. Кроме того, рост наблюдается по всем без исключения инспекциям (на 6, 7%-31, 7%).

Общий процент выполнения задания по поступлениям в местный бюджет составил 103, 2%, причем его выполнили все инспекции. Наибольший показатель представлен межрайонной инспекцией №3 – 106, 8%.

Таблица 8

Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей по местному бюджету в разрезе налогов и сборов за 2011-2012 гг.

Наименование налогов и сборов Поступило в 2011 году, тыс. руб. Поступило в 2012 году, тыс. руб. Контрольные показатели 2012 года, тыс. руб. % выполнения Отклонение, (+/-)
Всего 4 458 453 5 269 891 5 108 935 103, 2 160 956
в том числе:          
НДФЛ 3 106 472 3 631 466 3 530 183 102, 9 101 283
НДПИ 16 154 28 561 26 443 108, 0 2 118
Госпошлина 68 956 70 159 97 532 71, 9 -27 373
Налог на имущество физических лиц 21 294 93 694 92 980 100, 8  
Земельный налог 566 305 681 265 636 209 107, 1 45 056
Единый налог на вмененный доход 654 888 743 953 736 412 101, 0 7 541
Единый сельскохозяйственный налог 13 503 12 464 13 126 95, 0 -662
Прочие 8 795 8 329 6 050 137, 7 2 279

 

Сведения в разрезе налогов показывают, что процент выполнения по всем налогам превышает 100%, за исключением госпошлины и единого сельскохозяйственного налога. Госпошлина имеет лишь 71, 9% выполнения (отрицательное отклонение от контрольного показателя составляет 27, 4 млн. руб.), ЕСХН – 95, 0% (отклонение – 662 тыс. руб.).

Значительное превышение над бюджетными назначениями имеют налог на доходы физических лиц (на 101, 3 млн. руб. или на 2, 9%) и земельный налог (на 45, 1 млн. руб. или на 7, 1%).

Подведем итоги по всем бюджетам, представив данные в следующей таблице.

 

Таблица 9

Сведения о поступлении и выполнении контрольных показателей в бюджеты всех уровней за 2012 г.

Наименование налогов и сборов Поступило в 2011 году, тыс. руб. Поступило в 2012 году, тыс. руб. Контрольные показатели 2012 года (с учетом ЕСН в ФБ), тыс. руб. % выполнения Отклонение, (+/-)
Всего 27 713 429 32 626 108 32 391 263 100, 7 234 845
в том числе:          
Налог на прибыль 5 442 699 5 622 794 5 534 597 101, 6 88 197
Налог на доходы физ. лиц 7 755 557 9 236 770 9 249 224 99, 9 -12 454
НДС 8 404 697 9 883 990 9 799 731 100, 9 84 259
Акцизы на алкогольную продукцию 346 425 1 171 027 795 537 147, 2 375 490
Акцизы на пиво 1 024 029 1 235 123 1 288 834 95, 8 -53 711
Налог на имущество организаций 2 058 092 2 105 551 2 140 902 98, 3 -35 351
Налог на имущество физ. лиц 21 530 93 694 92 980 100, 8  
Транспортный налог 402 108 460 034 418 436 109, 9 41 598
Единый налог в связи с применением УСН 767 171 1 084 617 1 086 377 99, 8 -1 760
ЕНВД 654 893 743 953 736 412 101, 0 7 541
ЕСХН 20 069 17 942 18 826 95, 3 -884
Водный налог 5 398 3 561 3 561 100, 0  
Земельный налог 566 475 681 265 636 209 107, 1  
Налог, сборы за пользование природными ресурсами 16 341 28 755 26 521 108, 4  
Прочие 162 985 158 816 180 695 87, 9 -21879

 

Анализируя показатели поступлений в 2012 году, можно выделить, что общая сумма поступлений превысила контрольный показатель на 234, 8 млн. руб. или на 0, 7%. Такое превышение стало возможным благодаря поступлениям по акцизам на алкогольную продукцию (рост на 375, 5 млн. руб. или на 47, 2%), налогу на прибыль организации (на 88, 2 млн. руб. или на 1, 6%) и налогу на добавленную стоимость (на 84, 3 млн. руб. или на 0, 9%).

В то же время есть и налоги и сборы, поступления по которым не достигли контрольных показателей: единый сельскохозяйственный налог (процент выполнения задания - 95, 3%), акцизы на пиво (95, 8%), налог на имущество организаций (98, 3%), единый налог в связи с применением УСН (99, 8%), НДФЛ (99, 9%) и прочие (87, 9%).

Далее рассмотрим и проанализируем контрольную работу УФНС России по Чувашской Республике.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.