Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6.






Квазиэкспериментальные планы и прикладные исследования

6.1 Общее представление о доэкспериментальных, квазиэкспериментальных планах и прикладных исследованиях

В психологическом исследовании относительно эксперимента оценивают все другие виды исследований по степени отклонения от норматива. В реальной практике существенно больше таких исследований, которые далеко отстоят от эксперимента и не могут претендовать на полный экспериментальный контроль переменных. К таким исследованиям относят доэкспериментальные планы и квазиэксперимент.

Доэкспериментальные исследования проводятся по схемам, которые не учитывают требований, предъявляемых к плану классического эксперимента. К доэкспериментальным планам относятся: а) исследование единичного случая; б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы; в) сравнение статистических групп.

В первом случае однократно обследуется один человек или одна группа. Данные такого рода исследования никакой информации не несут, так как отсутствует материал для сравнения. Такого рода исследования имеют прикладной характер и направлены на постановку диагноза, построение прогноза и т.д.

Второй вариант доэкспериментального плана (план с предварительным и итоговым тестированием одной группы), используется в социально-психологических и педагогических исследованиях. В связи с отсутствием контрольной группы нельзя утверждать, что изменения зависимой переменной вызваны влиянием на нее независимой переменной. Наравне с независимой переменной на зависимую оказывают влияние различные «фоновые» события, «естественное развитие» и т. д.

Третий вариант доэкспериментального плана - сравнение статистических групп с тестированием после воздействия. В нем присутствует контрольная группа и частично контролируется ряд других внешних переменных. Данный экспериментальный план не содержит материала для сравнения состояния испытуемых с начальным состоянием, поэтому не учитывает эффекта естественного развития. Кроме того, различие результатов тестирования могут быть обусловлены неэквивалентностью состава групп. Для сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп используется критерий Стъюдента.

Квазиэкспериментальные планы направлены на проверку причинно-следственной гипотезы, учитывают реальные условия проведения экспериментов, но создаются с отступлением от схемы «истинного эксперимента», так как контроль за экспериментальным воздействием и побочными факторами не достаточен, чтобы признать его истинным экспериментом. При этом исследователь осознает источники артефактов, которые он не может контролировать. Таким образом, квазиэкспериментальными планами можно назвать такие планы, когда вследствие неполного контроля за переменными нельзя сделать достоверный вывод о существовании причинно- следственной связи. К «настоящим» экспериментам можно отнести исследования, проводимые с использованием управляемой независимой переменной, с использованием эквивалентных групп и уравнивания. Все остальные относятся к квазиэкспериментам. Это – однофакторные планы с неэквивалентными группами, факторные планы с неэквивалентными группами, факторный план Р*Е, все корреляционные планы и т.д.

Цели квазиэксперименатальных исследований обусловлены:

1. исследованием каузальных зависимостей, которые теряют свою специфику в лабораторных условиях. Поэтому эти исследования проводятся только в «полевых» условиях. При этом возрастает вероятность альтернативных причинных объяснений.

2. необходимостью «замаскировать» исследование, чтобы испытуемые не знали о том, что являются участниками эксперимента. В данном случае внешняя валидность оценивается высоко, но при этом возникают смешения разного рода (фона, естественного развития и.т.д.), снижающие внутреннюю валидность.

3. существованием зависимостей, которыми невозможно управлять. Причинно-действующими факторами являются не внешние воздействия, а полагаемые в самой психической реальности – внутренние, субъективные – условия. Проблема выделения психологических переменных решается стратегией подбора или отбора групп, отличающихся какой –либо переменной. План квазиэкспериемнта осуществляется без воздействия со стороны экспериментатора.

Чаще всего в исследованиях используются два типа квазиэкспериментальных планов: план для неэквивалентных групп и план с прерванной временной последовательностью. В них отсутствует предварительная процедура уравнивания групп. В случае плана для двух неэквивалентных (естественных) групп с тестированием до и после воздействия, результаты первого и второго тестирований обеих групп сопоставляются с использованием критерия Стъюдента и дисперсионного анализа. Различие между группами по результатам итогового тестирования свидетельствуют о естественном развитии и фоновом воздействии. Различия в результатах первичного тестирования двух групп указывает на меру их эквивалентности в отношении измеряемой переменной. Для выявления эффекта действия независимой переменной удобнее сравнивать не абсолютные значения показателей тестирования, а величины сдвига показателей. Значимость различия приростов показателей будет свидетельствовать о влиянии независимой переменной на зависимую. Главным источником артефактов в этом типе экспериментального плана является различие в составе групп. На результаты эксперимента влияет «эффект смешения», то есть взаимодействие состава группы с факторами тестирования, фоновых событий, естественного развития и т. д. Примерами такого типа исследований является психолого-педагогический эксперимент, который будет рассмотрен ниже.

К типу квазиэкспериментальных планов относят еще один специфический метод, предложенный социологом Ф. С. Чейзом (экс -пост - факто), «контроль после». В качестве экспериментального воздействия выступает реальное событие (теракт, авария, травма, болезнь и т. д.). Отбираются две группы испытуемых: подвергшихся воздействию и не испытавших его. В качестве сведений выступают личные воспоминания, анкетные данные, медицинские карты и т. д. Сопоставление данных позволяет сделать вывод о влиянии оказанного воздействия на поведение испытуемых.

Планы с прерванной временной последовательностью будут рассмотрены в следующем параграфе. Они вместе с рассмотренными квазиэкспериментальными планами относятся к группе прикладных исследований.

Цель фундаментальных исследований – расширение знаний о законах поведения. Цель прикладных исследований – знание причин существующих проблем у конкретного человека, группы людей и поиск путей их решения Прикладные исследования, как и все другие виды исследований, имеют проблемы различного характера.

1. Этические проблемы. Так как прикладные исследования чаще всего проводятся в полевых условиях, то с неизбежностью приводят к внедрению в личную жизнь испытуемого. Если они проводятся в производственных условиях, то могут содержать элементы принуждения, так как работники решат, что их служебное положение зависит от участия в исследовании.

2. Проблемы валидности. Прикладные исследования имеют высокую внешнюю валидность. Так как условия их проведения приближены к реальной жизни. Но присутствует опасность снижения внутренней валидности, так как теряется контроль за переменными, влияющими на ход исследования.

3. Проблема выборки. В случае межсубъектных планов не всегда возможно использовать случайное распределение (рандомизацию) и приходится сравнивать не эквивалентные группы.

4. Проблема артефактов. При использовании внутрисубъектных планов возникает неконтролируемый эффект последовательности. Длительные исследования нередко сталкиваются с проблемой истощения.

 

6.2. Планы экспериментов с малым числом испытуемых и для одного испытуемого

 

Первые экспериментальные исследования проводились с участием одного испытуемого. Экспериментальные исследования с участием уравненных групп появились в психологии с начала 20 века. С тех пор в эмпирической научной психологии существуют три исследовательских парадигмы. Представители одной из них считают единственно достоверным знанием только то, которое получено на эквивалентных и репрезентативных выборках с использованием контроля внешних переменных и нивелированием индивидуальных различий. Представители методологии «экспериментального анализа поведения» сторонники экспериментов с участием одного испытуемого. Скиннер был убежден, что психология должна быть индуктивной наукой переходящей от частных законов поведения к общим.

Третья исследовательская парадигма, построена на изучении индивидуального случая - биографии, особенностей миропонимания и поведения, получила название идеографического исследования.

Для экспериментов с одним испытуемым характерны два источника артефактов: ошибки стратегии планирования и проведения исследования, а также индивидуальные различия. Эксперимент с одним испытуемым проводится, в случае если:

- уникальность испытуемого делает проблему переноса данных на всю популяцию не актуальной (люди с уникальными умственными способностями)

- Обобщенные данные, полученные на большой выборке испытуемых иногда нельзя применить ни к одному из участников, так как они не обладают индивидуальной валидностью. Групповые данные описывают процессы ли функциональные зависимости, но не являются валидными для конкретных людей.

Основным показателем влияния независимой переменной на зависимую при реализации плана исследования является изменение характера ответов испытуемого от воздействия на него изменений условий эксперимента во времени. То есть необходимо доказать, что изменения в поведении наступили в результате применяемого воздействия, а не вследствие влияния других факторов.

При организации экспериментов с одним испытуемым необходимо следовать следующим правилам:

1. Целевое изучаемое поведение должно быть операционально определено, то есть, описано в терминах событий, которые можно фиксировать.

2. Необходимо установить базовый уровень реакций, то есть наблюдать поведение до воздействия и определить его обычную частоту.

3. Оказать воздействие на испытуемого и фиксировать изменения в поведении.

Различают несколько видов планов с малым числом испытуемых. Испытуемый первоначально выполняет какую либо деятельность в определенных условиях, а затем эти условия изменяются (У1 - У2). Но эта схема не контролирует эффект «плацебо» и влияние побочных переменных. Поэтому данный экспериментальный план дополняют третьим этапом - возвращение к прежним условиям до экспериментального воздействия (У1 - У2 -У1). Изучается изменение функциональной связи между независимой и зависимой переменными. Если на третьем этапе восстанавливается прежняя функциональная зависимость между независимой и зависимой переменными, то независимая переменная считается причиной изменения поведения испытуемого.

Но оба эти варианта планирования временных серий не учитывают эффекта последовательности воздействий. К эффекту может привести сочетание последовательности условий, поэтому используют следующую схему - У1 - У2 - У1 - У2. Если при втором переходе будет воспроизведена функциональная зависимость первого перехода, то независимая переменная действительно влияет на поведение испытуемого. Существуют различные варианты планирования по методу временных серий, например:

1. У1-У2-У2-У1, У2-У1-У1-У2 - инверсия последовательности воздействий применяется для устранения эффекта последовательности.

2. План альтернативных воздействий, когда воздействия У1 и У2 рандомизированно распределяются по времени.

Планы с отменой не подходят в том случае, если программа направлена на формирование определенного навыка. Этот навык должен закрепиться и после отмены программы воздействия. Стратегия исследования заключается в изучении влияния на индивида определенной программы (например, формирование навыков общения, устранение заикания путем влияния процедуры «регулируемое дыхание» и т.д.)

План с прерванной временной последовательностью - «дискретных временных серий» включает несколько измерений до и после воздействующего на поведение события. Планы проводятся как с участием одной группы или нескольких, с одним воздействием или несколькими. Подобные планы чаще всего используются в психологии развития, социальной, педагогической и клинической психологии. В отечественной психологической науке они получили название «формирующего эксперимента». Суть плана состоит в том, что сначала операционализируется изучаемое явление, то есть определяются критерии его оценки. Затем первоначально определяется исходный (базовый) уровень зависимой переменной на группе испытуемых с помощью серии последовательных замеров. Внедряется программа обучающего тренинга, оказывается воздействие и снова проводится фиксация результатов как серия замеров.

О1, О2, О3 Х О4, О5, О6.

Подобный тип плана не дает возможности контролировать эффект «истории», то есть отделить результат влияния независимой переменной от влияния фоновых событий. Для ликвидации этого недостатка используется план, в котором воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия. Чередование может быть регулярным или случайным.

О1 Х О2 О3 Х О4 Х О5….

Сравнивают результаты тех замеров, где было воздействие, с результатами замеров, где оно отсутствовало. Для сравнения данных используется критерий Стъюдента.

План дискретных временных серий используется для двух неэквивалентных групп и позволяет контролировать эффект «истории».

О1, О2, ….Х Оа, Об, ….

О1, О2, …………Оа, Об, ….

Если провести рандомизацию групп, то квазиэкспериментальный план превращается в план «истинного эксперимента».

Эксперименты с участием одного испытуемого наиболее важны в психофизиологии, психологии научения, когнитивной психологии, клинической психологии. Результаты этих экспериментов сильно зависят от предубеждений экспериментатора, поэтому нуждаются в контроле.

 

Контрольные вопросы

1. В каких случаях прибегают к планам эксперимента для одного испытуемого?

2. Какие планы называют доэкспериментальными и каково их назначение?

3. Чем определяются цели квазиэкспериемнат?

4. В чем отличие доэкспериментальных и квазиэкспериментальных планов

5. В чем суть планов " дискретных временных серий" и их назначение?

6. Назовите особенности плана экс-пост-факт.

7. В чем состоит основное отличие целей фундаментальных и прикладных исследований?

8. Какие экспериментальные схемы называют «квазиэкспериментами»?

9. С какими проблемами сталкивается исследователь при организации прикладных исследований?

10. Какие правила следует соблюдать при проведении эксперимента с одним испытуемым?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.