Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбираем детский сад






Такие разные садики

 

· Чем хорош детский сад Монтессори?

У педагогики Монтессори много очень привлекательных сторон. Это прежде всего индивидуальное внимание к личности каждого ребенка, создание условий для его развития — именно в том темпе, который присущ этому ребенку.

Девиз педагогики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Основной пафос теории Монтессори заключается и меч и «о и том, что ребенок

может и должен развиваться самостоятельно, в соответствии с «планом» развития, заложенным в нем самой природой. Задача воспитателей и педагогов состоит не в том, чтобы «вложить» в него как можно больше знаний и умений, а в том, чтобы создать особую среду, способствующую развитию. Учитель не ведет за собой ребенка, а следует за ним, в нужный момент лишь помогая ему.

Развивающая среда Монтессори продумана до мелочей. Разработанные ею пособия давно обрели мировую славу и разошлись далеко за пределы собственно педагогики Монтессори — их используют сегодня все, кто так или иначе работает с детьми - дошкольниками.

«Помогающая» позиция педагога вовсе не означает его пассивности. Педагогическая система Монтессори представляет собой тщательно разработанную систему, с продуманной теоретической базой и вполне определенными методиками. Педагоги, работающие по системе Монтессори, должны проходить весьма серьезную подготовку.

Несмотря на то что Мария Монтессори создавала свою педагогику в начале двадцатого столетия, и в наши дни ее система пользуется все возрастающей популярностью. При этом первоначальная система Монтессори развивается, дополняется и модифицируется. Сегодня в развивающих центрах вам могут предложить не только занятия в развивающей среде, но и музыкальные, танцевальные занятия, изучение иностранных языков и других предметов «по Монтессори».

С одной стороны, такое расширение границ методы, созданной столетие назад, представляет собой естественный и позитивный процесс. С другой стороны, нужно отдавать себе отчет, что под вывеской с заветным словом «Монтессори» энтузиасты могут проводить практически любые педагогические эксперименты, зачастую имеющие мало отношения к «первоисточнику». Хорошо это или плохо — судить можно только в каждом конкретном случае.

Что же касается детских садов, работающих под эгидой педагогики Монтессори, будьте готовы к тому, что в них предъявят достаточно высокие требования к вам, родителям. Для того чтобы вашего ребенка приняли в такой садик, у вас должно быть достаточно полное представление об особенностях педагогики Монтессори и, разумеется, соглашаться с ее положениями и методами. Педагоги в Монтессори-садиках работают в тесном контакте с родителями: беседы, консультации, родительские тренинги, участие в изготовлении пособий - все это активная работа родителей, без которой пребывание ребенка в таком саду теряет свой смысл.

Еще в тридцатые годы официальная советская педагогика в пух и прах раскритиковала систему Монтессори, обвинив ее в «индивидуализме, отсутствии коллективного духа и связи с жизнью». К сожалению, в известной степени эти упреки можно адресовать педагогике Монтессори и сегодня. Действительно, акцент всегда делается на «я», а не на «мы». С одной стороны, это можно только приветствовать: времена, когда «я» у нас было в полном подчинении от «мы», еще свежи в памяти и не вызывают большой радости. С другой стороны, крайний индивидуализм и неумение учитывать интересы группы тоже вряд ли можно считать идеалом, к которому надо стремиться.

Монтессори-садов становится все больше. Монтессори-школ по всей стране — единицы (да и те, что есть, можно расценивать лишь как экспериментальные площадки). Таким образом, вы должны быть готовы к тому, что по окончании детского сада Монтессори ребенка придется достаточно резко переводить на рельсы традиционной школьной педагогики.

 

· Многие мои знакомые очень нахваливают вальдорфские детские сады. Действительно ли они лучше обычных?

В рамках этой книги мы не можем подробно проанализировать достоинства и недостатки вальдорфской педагогики и антропософского мировоззрения, которое лежит в ее основе. Поэтому постараемся достаточно коротко ответить на вопрос о детских садах.

На первый взгляд, вальдорфский детский сад — воистину райское местечко для любого ребенка. Теплая, гостеприимная обстановка, воспитатели, которые встречают каждого из своих подопечных с распростертыми объятиями (в буквальном смысле, и это даже называется «жест принятия»).

Индивидуальный подход, о котором так мечтает любая заботливая мама. Продуманная система занятий, праздников, внимание к физическому развитию детей.

Воспитанники вальдорфского детского сада живут в особом ритме: у них есть свои традиции, праздники, которые, по мнению теоретиков этой системы, поддерживают в душе ребенка гармонию с природой. Вообще, «природность» и «естественность» представляют собой одну из важнейших ценностей для идеологов вальдорфской педагогики. Здесь есть свои представления о законах развития ребенка и о том, как именно нужно содействовать этому развитию. Например, в вальдорфском детском саду вы не найдете «искусственных» игрушек — «магазинных» кукол, конструкторов, машинок. По мнению вальдорфских педагогов, ребенок должен иметь дело только с природным материалом — камни, дерево, натуральные ткани. Именно из этих материалов дети сами (под руководством педагогов) мастерят себе игрушки.

Еще в вальдорфском детском саду дети пекут печенье, готовят винегрет, работают за настоящим верстаком с настоящими столярными инструментами. А еще — слушают сказки, которые рассказы­вают им воспитатели (кстати, придумывать и рассказывать сказки — одно из искусств, которыми непременно должен владеть вальдорфский педагог).

Есть еще много разных подробностей, но их изложение заняло бы слишком много места. Поэтому перейдем к критике. Итак, первое, что нужно понять: отдавая ребенка в вальдорфский детский сад, вы выбираете ему не просто садик, а образ жизни и даже мировоззрение. Причем вы сами тоже должны разделять это мировоззрение.

Если вы просто ищите садик, в котором к вашему малышу будут относиться внимательно и заботливо, — вальдорфский сад вам ни к чему. Положения вальдорфской педагогики вызывают множество весьма обоснованных возражений, и практика показывает, что повзрослевшие воспитанники вальдорфских детских садов испытывают самые разнообразные трудности в дальнейшей жизни.

В вальдорфских детских садах почти не бывает свободных мест, а вот отдавать детей в вальдорфские школы родители почему-то не стремятся. Это не удивительно, если учесть тот факт, что читать там дети начинают лишь к третьему классу...

При современном положении дел, ребенок должен иметь довольно приличную подготовку, чтобы мог попасть в хорошую школу. Разумеется, в вальдорфском детском саду ни о какой подготовке к школе не может идти и речи.

Помимо качества образования, есть еще один момент, пожалуй, даже более важный. Раннее вальдорфское воспитание замыкает детей в этой среде, этом особом мирке, который отличается от большого и настоящего мира. В этом мирке существуют свои правила и традиции, своя мифология, религия, атмосфера и ритм жизни. И даже если ребенок позднее будет учиться в обычной школе, этот своеобразный ранний детский опыт не пройдет для него бесследно. Бывшие воспитанники вальдорфских детских садов часто испытывают трудности в адаптации к школе, в налаживании отношений со сверстниками. Воспитание, полученное в вальдорфском детском саду, нередко приносит довольно горькие плоды уже в подростковом возрасте, когда дети начинают «радовать» родителей и учителей асоциальным поведением.

  • Кого направляют в логопедический садик? Стоит ли стремиться попасть в такой детский сад?

Во-вторых, в речевых садиках очень неплохо готовят к школе, поскольку по программе речевой группы проводится обучение чтению и письму, элементарным математическим знаниям, дается большой запас знаний об окружающем мире.

В речевой группе, помимо воспитателя и няни, работает логопед. Он проводит индивидуальные и групповые занятия. Дети получают на дом задания, которые они должны выполнять вместе с родителями. Логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, дает индивидуальные рекомендации по занятиям с ребенком, обсуждает его проблемы и успехи.

Если в садике есть группы для детей с ослабленным здоровьем, то в нем помимо педагогов рабо­тают педиатры, невропатологи, физиотерапевты, врачи ЛФК. В таких садах часто имеются бассейны, комнаты для релаксации, спортзал, кабинет физиотерапии. В штате сада может быть и детский психолог.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде. Кроме того, в представлении многих родителей речевой сад неизбежно связывается с диагнозом «на всю жизнь».

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Что же касается опасений по поводу диагноза, который «испортит жизнь», следует понимать: само по себе пребывание в логопедическом садике, как и логопедический диагноз, вовсе не являются препятствием для поступления в хорошую школу. Напротив, как мы уже говорили, в речевых садах дети получают разностороннюю подготовку к школе. Другое дело, если нарушения речи связаны с той или иной формой задержки психического развития (ЗПР). Но для детишек с ЗПР существуют особые коррекционные детские сады, и это уже совсем другой случай. В целом же, нарушения речи у ребенка, пусть даже сравнительно незначительные, нельзя игнорировать. Если вовремя не обратить на них внимания, впоследствии у ребенка могут возникнуть трудности при обучении чтению и письму.

Наконец, следует знать: вы не можете определить ребенка в речевой детский сад по собственному желанию. В такие садики детишек отбирают только по показаниям специалистов. В начале и середине года логопеды, работающие в речевых садах, совершают рейды по массовым садам района. Они проводят обследования и выявляют детишек с нарушениями речи. Родителям таких детей выдается список документов, которые необходимо собрать для прохождения медико - педагогической комиссии. Нужно посетить врачей-специалистов: педиатра, невропатолога, психиатра, ортопеда и ЛОРа, а также получить характеристику от воспитателя в детском саду и заключение о состоянии здоровья ребенка.

У логопедических (речевых) садов есть ряд преимуществ. Во-первых, в группе здесь должно быть 8— 12 детишек, а не 20, как в обычном детском саду.

Комиссия проводится в марте — апреле. В состав комиссии входят логопеды, психолог, педиатры и заведующие детских садов, которые комплектуют группы на следующий учебный год — с сентября. На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп: заикания;

общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико - грамматическими нарушениями речи); фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10—12 звуков); нарушения произношения отдельных звуков (2 — 3 звука).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.