Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нет слов






 

Выйди из орбиты времени

и войди е орбиту любви».

Руми

 

Что бы вы отдали за то, чтобы знать, знать абсолют­но, без какого-либо сомнения, что на самом деле все в порядке, нет никаких причин для страха? Что не стоит впадать в отчаяние, или чувство поражения, или неуве­ренности. Что вся та боль, страдания и зло, с которыми нам пришлось столкнуться, — не более чем иллюзия, и что самые прекрасные вещи, которые нам посчастливи­лось испытать, есть только слабая вспышка, маленький кусочек на пробу в сравнении с тем, что действительно «реально» и действительно принадлежит нам. Что все в порядке; что все совершенно так, как оно есть; все хоро­шо. Это то, что я вижу и что я знаю.

Нет, ни одно из них не выражает этого в должной ме­ре, ни одно не подходит: слова — рабы иллюзии. Это не «действительно принадлежит нам», это не что-то, чем можно обладать, но, скорее, чем мы являемся; и даже не так, потому что нет «нас». Разумеется, «я» вообще ниче­го не знаю, и нет никакого «меня», который мог бы что-то видеть, как и нет «чего-то», чтобы его видеть. Короче говоря, выразить, описать это словами абсолютно не­возможно. В конечном счете, это не что-то видимое и постигаемое неким «я»; это то, чем Я является.

Язык и те концепции, на которых он базируется, бес­сильны. По определению, эта Истина, эта Красота За­предельна. (Запредельна в смысле недоступности чело­веческой мысли и чувственному восприятию, хотя, в конечном счете, ясно, что в буквальном смысле нет ни­какого «запредельного», ничего «иного».) Само по Себе оно не может быть выражено; это можно только «по­знать». И даже это познавание не есть знание, оно не интеллектуально, оно ничего общего не имеет с умст­венным пониманием.

Мистики и поэты, святые и пробужденные учителя, кому удалось мельком взглянуть, или увидеть, или по­стичь это, — все сходятся на том, что то, что предстает видению и пониманию, неописуемо, невыразимо. Сло­ва и концепции абсолютно бессильны. Это описывают как то, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не прихо­дило на сердце человеку…» Человеческое сердце не мо­жет вместить этого, поэтому так и эдак оно неумело пы­тается выразить то, что не поддается словам, всегда па­мятуя о том, что любое подобное выражение, любое описание, как бы потрясающе оно ни звучало, не справ­ляется с задачей.

За краем человеческого видения лежит окончатель­ная Истина, ибо как таковая она не доступна нашему видению, даже на пределе его возможностей. Она не пе­реживается эмпирически, не поддается осмыслению или словесному выражению, потому как ее невозможно концептуализировать. Наш язык, мысли и концепции, структурирующие язык, в корне дуалистичны и базиру­ются на взаимоотношениях субъекта и объекта. Таким образом, немыслимо думать или говорить о чем-либо, автоматически не делая это объектом, противостоящим индивидуальному «я», которое говорит или выступает в роли «субъекта». Посему, как только возникает лингви­стически структурированная мысль, происходит откло­нение от Истины, фундаментальная инверсия истинных взаимосвязей субъект/объект. Нет никакого индиви­дуального «я», существующего как субъект: иллюзорные индивидуумы существуют исключительно как объекты. Окончательная же Истина не объект; это изначальная, чистая Субъективность, и относиться к ней, как к объ­екту, чего требует ментальный процесс, говорить о ней «это», как в данном предложении, — полный абсурд.

Тем не менее. Знание невозможно заключить в гра­ницы, оно выходит далеко за их пределы. Многие из тех, кто узрел то, что лежит за гранью человеческого виде­ния, спонтанно описывают это с помощью трех поня­тий, трех слов. Это только понятия, только слова, и как таковые абсолютно бессильны. И тем не менее. Сущест­вование; Сознание; Блаженство. Известные в санскрите как Сат-Чит-Ананда. Как заметил Вэй У Вэй: «Что дальше, мы не можем увидеть, и ни один путь не ведет за этот предел». И Нисаргадатта Махардж: «Можете счи­тать, что Cam– Чит-Ананда — это предел того, что ваш ум способен описать из всего того, что невозможно опи­сать».

Это самое близкое расстояние, на которое ум с его концепциями способен подойти к Я, Целостному Разу­му, Чистой Субъективности, Сознанию, Всему, Что Есть, Присутствию, окончательной Истине, Я Есть. Это не объект, не личность, не вещь, не некое «это». Это чистое Бытие; абсолютное, полностью осознающее Сознание; неизмеримая, изливающаяся Любовь-Сострадание-Блаженство.

Поскольку это находится за гранью мысли, концеп­ций и языка, то и за гранью опыта. Опыт определяется иллюзорными понятиями, построениями пространства и времени; любой опыт определяется нашим чувствен­ным восприятием и имеет начало, середину и конец. Это относится к физическому, психическому и даже ду­ховному опыту. Все эмпирические переживания струк­турируются и содержатся внутри наших концептуальных рамок пространства и времени. Я, Присутствие, окончательная Истина Запредельны, вне пространст­венно-временной структуры, и, таким образом, не мо­жет быть познано опытно. И тем не менее, это можно познать, Постичь, тем путем, который трансцендентен по отношению ко времени и пространству, трансцен­дентен по отношению к опыту.

Вот почему мастера и учителя говорят, что пробужде­ние, или просветление, случай этого познавания, или Постижения, всегда происходит мгновенно, а не посте­пенно или поступательно. Постепенно и поступательно подразумевает длительность во времени; думать, что пробуждение идет постепенно, означает все еще считать это чем-то, происходящим с неким индивидуумом, пе­реживающим нечто во времени. С пробуждением при­ходит осознание того, что индивидуума и времени не существует. По природе своей Постижение лежит за пределами времени и происходит за его пределами, а связанному временем сознанию всегда кажется, что оно случается мгновенно, то есть не длясь во времени.

И тем не менее, в основе функционирования челове­ческого организма ума-тела лежит чувственный опыт. Это основной операционный процесс, запрограммиро­ванный и естественно протекающий: чувственное пере­живание — то, что происходит в этом организме ума-те­ла. Таким образом, когда Понимание случается через человеческое ум-тело, оно сопровождается и чувствен­ным опытом. То, что ум-тело «переживает», — соору­женная конструкция вокруг происходящего. Так возни­кает то, что называют «опытом пробуждения», опытом постижения, или просветления.

Этот опыт пробуждения не есть само пробуждение. Опыт постижения не есть Постижение. Это просто че­ловеческое переживание, возникшее в уме-теле вокруг произошедшего пробуждения, Постижения.

Постижение, познание Самосущности, Присутст­вия, окончательной Истины лежит за пределами челове­ческого опыта, так же как и за пределами времени и пространства. Переживание произошедшего Постиже­ния, «опыт пробуждения», не является пробуждением, не является Истиной. Это исключительно опытное пе­реживание, сотворенное в уме-теле, схожее с любым другим человеческим переживанием. По этой причине мастера и учителя скидывают со счетов даже самый уди­вительный и чудесный духовный опыт как нечто, по су­ти своей не представляющее ценности, чем потому мож­но пренебречь. Фиксация на чувственном переживании только отвлекает от истинного Понимания.

Тем не менее. Знание невозможно заключить в гра­ницы, оно выходит далеко за их пределы. В попытке вы­разить знание используются язык и понятия, хотя все это лишь абсолютно бессильные слова и идеи. В попытке выразить видение описываются аспекты опыта, несмот­ря на то что опыт видения остается просто опытом, не самим видением, не Истиной. Подобно тому как Я, Присутствие, Что Есть концепции описывают, исполь­зуя идеи Сат-Чит-Ананды, Существования-Сознания –Блаженства, точно так же они нередко обращаются к об­разности, почерпанной из опыта, используя образ света. Переживание света, или чего-то, похожего на свет, час­то возникает как часть опыта, сопровождающего про­буждение, или Постижение; потому-то это называется про-свет-лением.

Про Я, Присутствие, Что Есть говорят, что оно…

«…подобно солнцу, сияющему в голубом небе, — ясное и яркое, недвижимое и неизменное… все освещающее». (Цун Као)

«…ослепительное сияние великого белого света, который называют Сат-Чит-Анандой и которого тоже нет…» (Вэй У Вэй)

«Чист он, свет светов. Это то, что знают познав­шие Атман. Ни солнце не светит там, ни луна, ни звезды, молния не светит; откуда же этот огонь? Этим сиянием сияет весь этот мир». (Мундака Упанишада)

«Однажды солнце призналось: Я лишь тень, хочу показать тебе бесконечное свечение». (Хафиз)

«Там был этот свет, который становился все ярче, ярче и ярче, свет тысячи солнц… Этот сияющий свет, центром которого я был, как и его окружно­сти, что расширилась на всю вселенную, … сиял так ярко, и в то же время это было чудесно, это было блаженство, это было несказанно, неопису­емо». (Роберт Адамс)

В таком случае это доступно постижению, видению, познанию, как всеохватывающее Присутствие, пере­живаемое как Свет за пределом света, чистое Сияние за пределом любого мыслимого света или сияния, которое по«всюду», и наполняет собой все, и все пронизывает, просто потому, что оно является Всем-Что-Есть; нет ни­чего, чем бы Это не являлось. Оно постигается и пере­живается как Присутствие, ибо это есть окончательная Жизненность чистого Бытия и окончательная Осознан­ность чистого Сознания, и оно «Здесь», оно есть то, чем является «Здесь», оно суть То, Что Есть Здесь, Что Есть Присутствие.

И по природе своей оно безгранично и нигде не со­держится. Сущность, природа этого окончательного Бытия и окончательного Сознания изливается неоста­новимым Потоком, который есть чистая, абсолютная любовь за пределом нашего представления о любви: со­вершенное сострадание, абсолютная истина, совершен­ная красота, Излияние. Это то, что описывают как «бла­женство»; не какое-то прекрасное оргазмическое переживание физического или ментального удовольствия, но всеохватывающая, безусловная любовь, сострада­ние, благодарность, Излияние.

Эта безграничная Красота-Любовь-Сострадание-Блаженство есть сама природа, сама суть того Сияния, что есть Сат-Чит-Ананда; и его беспрестанное Излия­ние есть Это; все это, что известно как проявление, со­творенная вселенная, мир феноменов. Окончательная Истина, лежащая там, где заканчивается человеческое видение, не находится где-то далеко, она не есть нечто «запредельное» в смысле нечто «иное»:

 

«Ни при каких условиях не проводите различия между Абсолютом и чувственным миром. Чем бы ни Являлось Сознание, тем же являются и фено­мены». (Хуанбо)

 

Сознание, Присутствие, Все, Что Есть, не статично; это бесконечное поле чистой потенциальности, воз­можности всего; изливающее себя в чистое Бытие, бы-тийность всего; в чистую Любовь, Любовь, которая яв­ляется всем.

Нет слов. Приходится сначала использовать слова, а затем экстраполировать их, пытаясь подобрать их таким образом, чтобы они превзошли сами себя. «Любовь» — это слово, представляющее идею, понятие, которое в данном контексте крайне несуразно. В культуре, обу­словливающей эти умы-тела, любовь поднята на пьеде­стал высшей ценности, но мы редко пытаемся разо­браться, что мы под ней понимаем. Подобно большин­ству наших мыслей и ценностей, ее обволакивает, ограждает туман думания, призванный не допустить яс­ности, ведущей к само-исследованию, которое может привести к пробуждению, к прозрению сквозь туман­ную плотность этого мира, надетого на глаза, чтобы скрыть Истину.

На самом деле, наши представления о любви затем­няют суть намного сильнее, чем мы признаем: понятия­ми, чувством вовлеченности, собственной особенности, присвоением, исключением, потребностями, заботой, чувством вины. Мы считаем заботу чем-то очень важ­ным, чем-то, идущим из сердца. Но забота лишь пред­полагает вовлеченность, обеспокоенность, привязан­ность к результату. Это заблуждение — считать, что нам непременно надо беспокоиться об этом иллюзорном су­ществовании, этом сновидении, или о том, что что-то должно иметь какое-то значение. Это лишь генерирует волнение, страх, замешательство, чувство разъединен­ности и вины. Это не приносит никакой пользы челове­ку, о котором мы «печемся», только усиливает его собст­венную вовлеченность в сновидение. Это не любовь. Наша претензия на любовь лишь ограничивает нас са­мих и тех, кого мы пытаемся любить.

Любовь не является основой для вовлеченности. Лю­бовь подразумевает нейтралитет. Это истинное отсутст­вие оценочности, осуждения, вожделения, обеспокоен­ности. Такова наша Истинная Природа, Все, Что Есть, Присутствие. Она помнит о том, что ничего не имеет значения. Когда происходит осознание того, что ты яв­ляешься только Присутствием этой Совершенной, не-вовлеченной, неизбирательной Любви, тогда наступает «Покой, превосходящий всякое понимание».

Мейстер Экхарт, христианский мистик, сказал, что

 

«Вы можете называть Бога любовью, вы можете называть Бога благостью, но лучшее имя Богу — сострадание».

 

Даже само понятие «сострадания» может нести до­полнительную смысловую нагрузку жалости, участия. Буддийская традиция, однако, взяла это слово на вооружение для обозначения невовлеченной, непривязан­ной, предельной открытости всем «существующим формам» безо всякой мысли об отдачи. Когда отсутствует переживание разобщенности, любовь «к другому» исче­зает вместе с ненавистью «к другому». Можно лишь быть-в-любви: пребывать внутри любви, в Возлюблен­ном. И когда приходит постижение, что Все Это разво­рачивается как совершенное сновидение Сознания, Из­лияние Сат-Чит-Ананды, то исчезает необходимость чему-либо быть иным, нежели оно есть. Тогда Любовь становится неким непредвзятым хранителем Того, Что Есть, в Благодарности, в Сострадании, в Присутствии.

Переполняет ощущение, что «все это» просто есть. То, что мы наблюдаем как феноменальное проявление и жизнь, какой мы ее знаем, со всеми ее взлетами и падениями, удовольствиями и болью, и красотой, и безуми­ем; совершенное развертывание сновидения Сознания; беспрестанное Излияние Сияния, кое есть Сат-Чит-Ананда, Красота-Любовь-Сострадание-Блаженство, — все это просто существует. В Любви.

Вы не являетесь этим умом-телом, так же как и я не есть это ум-тело. Что Есть (что Вы есть) есть Сат-Чит-Ананда, Сознание, в чьем сне возникают эти умы-тела. Когда наступает прозревание этого, происходит про­буждение от отождествления себя с одним из этих умов-тел в сновидении. Когда нет отождествления, какие мо­гут быть сомнения, страхи, отчаяние, утраты, неуверен­ность? Сновидение развертывается Совершенно. Все великолепие и чудо этого сна удивительно, ослепля­юще, беспредельно. То, что происходит с умом-телом в этом сновидении, не зависит от ума-тела, от персонажа сна. То, что происходит с умом-телом в этом сновиде­нии, не может никоим образом изменить или повлиять на то, чему оно снится, на Что Есть Я, Присутствие, Все, Что Есть.

Это все просто существует. Все, что есть, существует ради жизни, ради сновидения, чтобы продолжать его, пока оно продолжается, и ради приятия того, что есть, с чувством переполняющей, изливающейся через край Благодарности. Пребывать в Сострадающей открыто­сти в Сат-Чит-Ананде, Существовании-Сострадании-Излиянии-Блаженстве. Восторженно бредить вместе с Руми, Хафизом и Экхартом. Быть-в-любви, в Возлюб­ленном. Более ничего. Что может быть еще?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.