Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти






Http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Blok/index.php

Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Жак Ле Гофф. Предисловие 11

КОРОЛИ-ЧУДОТВОРЦЫ
Предисловие................................................... 61
Библиография......................................... 65

I. Общие работы, посвященные королевской власти... 67
II. Целительная мощь королей: библиографии........... 67
III. Исцеление золотухи посредством возложения рук: работы, опубликованные до начала XIX века.... 67
§ 1. Сочинения французских авторов.................... 67
§ 2. Сочинения английских авторов...................... 70
§ 3. Сочинения авторов, живших вне Англии и Франции................................ 72
IV. Исцеление золотушных посредством возложения рук: сочинения, опубликованные после 1800 г......... 73
§ 1. Общие работы......................................... 73
§ 2. Сочинения, посвященные французскому обряду................................. 74
§ 3. Сочинения, посвященные английскому обряду.... 75
§ 4. Целительные кольца................................... 76
§ 5. Святой Маркуль и паломничество в Корбени....... 77
§ 6. «Королевский знак»..................................... 78
§ 7. Условные сокращения и датировка................... 78

Введение.................................................. 79
Книга первая. Истоки............................... 91

Глава первая. Первые случаи исцеления золотушных посредством возложения рук.............. 93
§ 1. Золотуха................................................ 93
§ 2. Возникновение французского обряда............... 95
§ 3. Возникновение английского обряда.............. 109

Глава вторая. Происхождение целительной мощи королей: сакральность королевской власти в начале Средневековья......................... 121
§ 1. Эволюция представлений о сакральности королевской власти; коронация............. 121
§ 2. Священное как целительное....................... 151
§ 3. Династическая политика первых Капетингов и Генриха I Боклерка (Ученого)..... 155

Книга вторая. Величие и превратности чудотворной королевской власти.......................... 165

Глава первая. Обряд исцеления золотушных больных посредством возложения рук и его популярность до конца XV в............................ 167
§ 1. Французский и английский обряды............... 167
§ 2. Популярность возложения рук.................... 177
§ 3. Исцеление золотушных посредством возложения рук в средневековой медицинской литературе........................... 199
§ 4. Исцеление золотушных посредством возложения рук в церковной литературе....... 204
§ 5. Исцеление золотушных посредством возложения рук и соперничество между нациями; попытки подражания................... 237

Глава вторая. Второе чудо, прославившее английских королей: целительные кольца............ 251
§ 1. Обряд с целительными кольцами в XIV веке.... 251
§ 2. Легендарные корни................................. 253
§ 3. Магическое происхождение обряда с кольцами................................... 258
§ 4. Чудотворная королевская власть присваивает себе магическую процедуру............ 266

Глава третья. Чудесная и священная королевская власть от возникновения обряда исцеления золотушных посредством возложения рук до эпохи Возрождения.......................... 281
§ 1. Священническая королевская власть............. 281
§ 2. Проблема помазания................................ 319
§ 3. Легенды; французский монархический цикл; чудесный елей английских коронаций............ 329
§ 4. Суеверия; королевский знак; короли и львы..... 356
§ 5. Заключение.......................................... 370

Глава четвертая. Некоторые смешения верований: святой Маркуль, короли Франции и седьмые сыновья............. 373
§ 1. Святой Маркуль, его легенда и культ............. 373
§ 2. Святой Маркуль и чудотворная мощь королей Франции........................ 396
§ 3. Седьмые сыновья, короли Франции и святой Маркуль............................ 411

Глава пятая. Королевское чудо во времена религиозных войн и абсолютной монархии........... 431
§ 1. Чудотворная королевская власть накануне кризиса.................................... 431
§ 2. Возрождение и Реформация....................... 454
§ 3. Абсолютизм и сакральность королевской власти; последняя легенда французского монархического цикла............. 475
§ 4. Исцеление золотушных посредством возложения рук в эпоху французского абсолютизма и первых гражданских войн в Англии........................................ 495

Глава шестая. Закат и смерть обряда возложения рук............................ 520
§ 1. Как люди утратили веру в королевское чудо.................................. 520
§ 2. Конец английского обряда......................... 529
§ 3. Конец французского обряда........................ 539

Книга третья. Критическая интерпретация королевского чуда................ 551

Глава первая и единственная....................... 553
§ 1. Первые опыты рационалистической интерпретации................................. 553
§ 2. Почему люди верили в королевское чудо......... 567

Приложения.................................................. 579

Приложение I. Королевское чудо во французских и английских счетных книгах........... 581
§ 1. Исцеление золотухи посредством возложения рук во французских счетных книгах............... 581
§ 2. Английские счетные книги......................... 586
I. Исцеление золотушных посредством возложения рук в английских счетах........... 588
II. Целительные кольца в английских счетах...... 598

Приложение II. Иконографические материалы...... 603
§ 1. Исцеление золотушных посредством возложения рук................................ 605
§ 2. Освящение целительных колец.................... 613
§ 3. Святой Маркуль и короли Франции............... 613

Приложение III. Возникновение обряда помазания короля и коронации........................ 616
1. Королевство вестготов в Испании................... 617
2. Королевство франков................................. 618
3. Помазание императора............................... 619
4. Англия.................................................. 621
5. Кельтские страны..................................... 625
6. Коронация; объединение в одной церемонии венчания короной и помазания........... 626
7. Дальнейшее развитие обряда помазания; его исчезновение в Германии.... 628
8. Византийская империя............................... 631

Приложение IV. Отрывки из «Трактата о коронации» Жана Голена и анализ этого текста.................... 637

Приложение V. Паломничество королей Франции в Корбени после коронации и перенесение раки святого Маркуля в Реймс.......... 653

Добавления и исправления............................. 657

I. Исконный республиканизм германских народов.......... 657
II. Именование франкских королей священниками...........658
III. Иконография легенды о геральдических лилиях...... 659
IV. Коронование герцогов нормандских............... 659
V. Посмертное чудо короля Якова II.................. 661
VI. Gratia gratis data....................................... 661
VII. Седьмые сыновья или дочери, геральдические лилии и святой Маркуль.......... 662
VIII. Разное.................................................. 663

А. Я. Гуревич. Марк Блок и историческая антропология.
Послесловие.................................................. 667

Указатель имен...................................... 679
Список иллюстраций............................. 711

Предисловие Ж. Ле Гоффа
Послесловие А. Я. Гуревича
Перевод и комментарии В. А. Мильчиной

Издание осуществлено при поддержке Министерства Иностранных Дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве

«ЯЗЫКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Москва 1998

Блок М.
Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестест-
венном характере королевской власти, распространенных пре-
имущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Миль-
чиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. ред. и послесл. А. Я. Гу-
ревича. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. -
712 с., 6 ил. (вклейки перед титулом и после стр. 160 и 192).
ISBN 5-7859-0057-2

Исследование М. Блока посвящено распространенной во Франции и Англии в Средние века и Новое время вере в то, что прикосновение королевской руки способно излечить больного, страдающего золотухой. Проблема эта может показаться частной, однако одновременно Блок дает ответы на вопросы основополагающие: каково происхождение монархической власти и какие чувства связывают монарха с его подданными; как рождаются и как умирают верования, распространенные в крупных человеческих сообществах; что такое умонастроение народа и как оно эволю-
ционирует. «Короли-чудотворцы» - одна из тех книг, благодаря которым
родилась во Франции «Новая историческая наука», произведшая перево-
рот в гуманитарном знании XX века.
ББК 83.3(4)4

Except the Publishing House (fax: 095 246-20-20, E-mail: lrc@koshelev.msk.su) the
Danish bookseller firm G-E-C GAD (fax: 45 86 20 9102, E-mail: slavic@gad.dk) has an
exclusive right on selling this book outside Russia.
Право на продажу этой книги за пределами России, кроме издательства Шко-
ла «Языки русской культуры», имеет только датская книготорговая фирма
G-E-C GAD.

ББК 83.3(4)4
Б 70
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-
Европейского Университета «Translation Project» при поддержке Ре-
гионального издательского центра Института «Открытое обще-
ство» (OSI - Budapest) и Института «Открытое общество. Фонд
содействия» (OSIAF - Moscow)

5-7859-0057-2
Editions Gallimard. 1983
© В. А. Мильчина. Перевод с фр., 1998
© А. Я. Гуревич. Послесловие, 1998

 

 

Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Марк Блок героически погиб в возрасте пятидесяти семи лет; арестованный гестаповцами за участие в Сопротивлении и подвергнутый пыткам, он был расстрелян 16 июня 1944 г. близ Лиона, в Сен-Дидье-де-Форман (департамент Эн). В течение прошедших с тех пор трех с лишним десятков лет Блок продолжал пользоваться известностью среди историков в силу трех обстоятельств. Во-первых, Блока помнили, потому что он (совместно с Люсьеном Февром) был создателем и редактором журнала «Анналы», послужившего обновлению методов исторического исследования. Во-вторых, Блока знали как автора двух книг: первая из них – «Характерные черты французской аграрной истории» (1931), особенно высоко оцениваемая специалистами, которые с полным основанием полагают, что в ней Блок блестяще воспользовался достижениями географической истории французского типа и положил начало новому подходу к аграрной истории Средних веков и Нового времени; вторая, предназначенная для более широкого круга читателей, – «Феодальное общество» (1939 – 1940), объемистый и оригинальный труд, в котором предложена глобальная концепция общества, включающая в себя экономическую и социальную историю, а также историю ментальностей, и полностью пересмотрена история социальных установлений. К этим двум книгам добавился опубликованный посмертно трактат о методах исторического исследования «Апология истории, или Ремесло историка» (издан Люсьеном Февром в 1949 г.) – неоконченное сочинение, где среди черновых фрагментов, которые автор наверняка переписал бы для публикации, мелькают время от времени мысли исключительно глубокие и оригинальные.

Однако в последние несколько лет для все большего числа исследователей, занимающихся науками о человеке в обществе, наиболее важной сделалась пионерская работа Марка Блока, его первая настоящая книга – «Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии» (1924), книга, благодаря которой этот выдающийся историк может считаться основоположником исторической антропологии.

Генезис «Королей-чудотворцев»

Если исходить из того, что нам известно о Марке Блоке сегодня (возможно, впрочем, что впоследствии публикация переписки ученого дополнит и уточнит наши представления), работа над «Королями-чудотворцами» длилась около двенадцати лет под влиянием трех основных факторов, два из которых принадлежали сфере интеллектуальной и даже (в одном из этих двух случаев) экзистенциальной.

Первым из этих факторов стало получение Блоком в 1909 г., на следующий год после окончания Высшей нормальной школы, трехлетней стипендии в Фонде Тьера. Вторым – война 1914 – 1918 гг., которую Блок окончил капитаном и кавалером креста «За боевые заслуги» и в ходе которой ему четырежды была объявлена благодарность в приказе по армии.

Наконец, большое значение имела и атмосфера филологического факультета Страсбурского университета, куда Блок был в 1919 г. зачислен преподавателем и где в 1921 г. получил звание профессора.

Научную деятельность Блок начинает в 1911 – 1912 гг. В это время он публикует свои первые статьи. До войны научные интересы Блока ограничиваются тремя основными сферами. Во-первых, Блок размышляет об истории социальных установлений средневекового феодального общества и в первую очередь о месте, занимаемом в феодальной системе королевской властью и серважем (первые наброски той работы, из которой после войны, подчиняясь университетским требованиям, Блок сделал что-то вроде диссертации – «Короли и сервы, глава из истории Капетингов»). Во-вторых, в рамках исторической географии, созданной Видалем де Ла Блашем и его учениками и оказавшей в 1920 – 1930-е годы большое влияние на новую французскую историческую школу, Блок исследует определенную область Франции, Иль-де-Франс. Наконец, он сочиняет свое первое «рассуждение о методе»; произнесенное в 1914 г., накануне Первой мировой войны, в день раздачи наград в амьенском лицее, оно называлось «Историческая критика и критика свидетельств» и, к сожалению, осталось мало кому известной.

Из этих первых опытов особого внимания заслуживает один – появившаяся в 1912 г. статья «Формы разрыва клятвы верности сеньору в старом феодальном праве». Блок описывает в ней феодальный «обряд» – «разбрасывание веток» и разрывание их пополам (exfestucatio), обозначающее и осуществляющее разрыв договора между вассалом и сеньором. Здесь, на самых ранних порах, уже заметен интерес Блока к роли обряда в установлениях прошлого, причем, поскольку абсолютное большинство историков вообще и историков французского средневекового права в частности не проявляли к этой проблеме никакого интереса (кроме двух примечаний Гастона Париса и одного намека Жака Флака, сослаться было не на что), Марк Блок обращается к трудам немецких историков средневекового права, которые в ту пору много занимались этнографией и сравнительными исследованиями: он ссылается на статью Эрнста фон Меллера и, главное, на «основополагающий труд г-на Карла фон Амиры» «Der Stab in der germanischen Rechtssymbolik» («Жезл в германской правовой символике»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.