Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики обучения школьников иллюстрированию литературных произведений в отечественной педагогике






Все методики обучения литературному иллюстрированию содержат в себе решения различных задач, главной из которых является композиционная.

Решение композиционных задач включается во все виды рисования школьников и имеет большое значение в рисовании с натуры и в декоративно-оформительской работе. Особенно важно знать законы композиции и уметь их применять в работе над сюжетными рисунками. Композиция взаимно связывает все изобразительные средства и является «самым содержательным компонентом художественной формы» [11].

Кроме общих для всего изобразительного искусства закономерностей композиции, искусство книги располагает собственными композиционными возможностями, поскольку книга имеет иную структуру. Главная особенность книжной композиции обусловливается ее зависимостью от жанра и стиля словесного материала.

Еще одной особенностью книжной иллюстрации является то, что она, также как и все ее составляющие, должна сочетаться с наборной страницей, рисунком шрифта, шириной полей и т. д.

Другая особенность композиции книги заключена в общности архитектоники литературного произведения и иллюстрационной системы. В архитектонике литературного произведения заложены жанровые и стилистические закономерности, в соответствии с которыми формируется композиция как всего иллюстрационного цикла, так и каждой отдельной иллюстрации. При создании композиции многопланового литературного произведения художник учитывает членение книги на части и главы и по сюжетным линиям.

Поскольку книга рассматривается как единый организм, ее оформление трактуется исходя из композиционного закона целостности. Создавая книжную иллюстрацию, художник объединяет разнопространственные элементы на двухмерной плоскости, в то время как она позволяет передать третье измерение — глубину и четвертое – время (ведя хронологию рисунков).

В искусствоведческой литературе способы оформления книг называют иллюстрационными системами или видами книжного иллюстрирования. В настоящее время сформировались четыре достаточно ясные системы иллюстрирования [19].

К первой иллюстрационной системе принято относить книги, имеющие рисованный переплет или обложку, фронтиспис и титульный лист, заставку и концовку.

Ко второй системе книги относят отличающиеся богатым убранством — наличием рисованного титула и шмуцтитулом, орнаментальных заставок и концовок, нередко орнаментированных буквиц и виньеток.

К третьей системе относят книги, имеющие, помимо рисованного переплета, титульного листа, фронтисписа, заставок и концовок, еще страничные и полустраничные иллюстрации.

К четвертой системе принадлежат книги, где развитие сюжета читается даже в заставках и концовках (а иногда и буквицах). При этом в задачу иллюстратора входит не только следование общему ходу повествования, но и воплощение особенностей средств художественной выразительности, избранных писателем (эпитеты, сравнения, метафоры, особенности психологических характеристик, иными словами, приемы так называемого «портретного письма» данного писателя).

Композиция в названных системах несет в себе либо сюжетно-повествовательное, либо метафорическое, декоративно-орнаментальное начало.

На основании этих особенностей мы проанализируем методики проведения занятий изобразительного искусства на тему книжного иллюстрирования (тематического рисования).

В данном исследовании за основу мы возьмем методику Е. В. Шорохова. Хотя данная методика предназначена для профессионального уровня, ее также можно применить и в общеобразовательной школе, поскольку она является эффективной системой организации и проведения занятий [17].

Все уроки ИЗО делятся на серии по 4-7 уроков в каждой и туда обязательно должно войти по одному уроку каждого из видов работ. Сначала рисование с натуры, затем занятие по декоративному рисованию, беседы об искусстве и только потом – тематическое рисование. В каждой серии тематическое рисование должно быть последним, т.к это самый сложный вид работы, и, следуя из этого, можно сделать вывод, что более действенной методика Шорохова будет в средней школе (4-8 классы).

Сначала педагог подробно объясняет тему урока, раскрывает в деталях вопросы выбора сюжета, композиции, построения линейного рисунка и цветового решения. Второй, длительный этап урока - самостоятельная работа учащихся. Заключительный этап работы - просмотр и анализ выполненных рисунков.

Порядок подготовки и выполнения учащимися рисунка к литературному произведению:

1. Выбор сюжета;

  1. Компоновка;
  2. Наблюдение окружающей жизни в связи темой литературного произведения - целенаправленное наблюдение животных, птиц, деревьев, зданий, движение фигур людей и др.
  3. Наброски с натуры в связи с темой литературного произведения (в карандаше или в цвете), выполняемые классе, на улице, дома;
  4. Выполнение эскиза (в карандаше и в цвете) и использование натурного материала в композиции;
  5. Выполнение окончательного рисунка в карандаше и в цвете с использованием всего подготовительного материала в композиции.

Важнейшим и более сложным этапом в работе школьников над иллюстрированием литературного произведения является компоновка изображаемых объектов. Процесс компоновки представляет основу сюжетного решения рисунка школьника. Выбрав сюжет, они должны продумать содержание рисунков, конкретизируя задачи.

Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке должно быть главным, определить точку зрения, с которой он будет рисовать все объекты. Когда ученики начнут прорисовку, строить и уточнять перспективу и пропорции, необходимо постоянно вести индивидуальную и фронтальную работу с учащимися.

Когда композиция намечена в общих чертах карандашом, нужно сделать небольшой вспомогательный эскиз в цвете, наметив общее решение обобщенно, т. к. оно является одним из главных элементов в цветовом решении иллюстрации.

Надо сделать так, чтобы эскиз композиции в цвете давал решение сюжета, выявление замысла, композиционного центра, цельности и т. д. Только после решения поставленных задач в эскизе можно разрешать ученику приниматься за основной рисунок. В конце урока необходимо дать ученикам задание на зарисовки отдельных фигур людей, деревьев, домов и пр., то, что пригодится им для выполнения итогового рисунка.

На втором уроке, ученики начинают выполнять основной рисунок, используя эскизы и наброски, которые были выполнены ими на прошлом занятии. Если же эти наброски не помогают детям, то учитель обязан помочь им собственными зарисовками на доске, либо предлагает написать тот или иной предмет прямо с натуры. При появлении же других проблем (проблем с композицией, цветовым решением работы) у детей, учитель может использовать дидактический материал.

Если в конце урока работа не закончена, ученик завершает её дома.

В конце урока нужно организовать обсуждение работ, так как это одно из средств обучения учащихся рисованию. При анализе работ ученики могут высказывать свои мнения. По их ответам можно судить о степени усвоения данной темы и закрепления в памяти правил и законов композиции.

Наряду с общим объяснением всему классу можно вести индивидуальную работу с каждым учеником, в том числе и с одаренными детьми. Давать им более сложные задания, привлекать их в качестве консультантов при проверке работ на отдельных этапах урока.

Вторая методика предназначена для учащихся начальной школы.

Автор этой методики - Алабина Раиса Игнатьевна, учитель начальных классов, город Москва, ГБОУ СОШ № 18 [18]. Методика разработана по программе Б. М. Неменского [9].

Для младших школьников для тематического рисования, по мнению автора методики, наиболее подходит сказка, так как она развивает воображение, образное мышление и фантазию у маленьких детей. В процессе обучения, лучше использовать те сказки, которые дети очень хорошо знают. Кроме того, желательно, чтобы сказка имела несколько изданий с иллюстрациями разных художников и музыкальные фрагменты, её сопровождающие.

Для работы над сказкой предлагается отвести три урока. На первом уроке педагог читает сказку вслух, знакомит детей с понятием книжной иллюстрации, с техникой ее выполнения, с ее видами. На этом же уроке дети делают натурные наброски персонажей из сказки в различных техниках. При этом в качестве иллюстрационного материала используются фотографии и рисунки с натуры, иллюстрации из книги и игрушки. Учитель контролирует работу детей, подсказывая и направляя их. Важно, чтобы ученик получал удовольствие от совершаемой работы, не следовал бы слепо образцу учителя, а самостоятельно творил, учитывая данные ему словесные и графические характеристики. Главное, чтобы персонаж сказки был узнаваем. Фон иллюстрации дети изображают самостоятельно.

На втором уроке рисуется следующий персонаж сказки. Работа над рисунком идет параллельно с доской. Но ученик может проявлять и самостоятельность.

Третий урок посвящен самостоятельному иллюстрированию сказки. В начале урока учитель вместе с детьми восстанавливает хронологию событий произведения. Затем дает рекомендации по выбору сюжета, по расположению листа, по основным элементам рисунка, по композиционному решению и т.д. Во время урока учитель индивидуально работает с учащимися и, если нужно, помогает советами.

В конце урока учитель показывает наиболее удачные композиции.

После всех проведенных уроков можно устроить выставку работ и подготовить небольшую сценку. Каждый ученик может принять в ней участие в той или иной форме.

Иллюстрирование народных сказок на уроках ИЗО занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста. Создание сказочных иллюстраций дает богатые возможности для физического и интеллектуального развития детей.

Иллюстративное рисование требует от ребенка не только большой художественной подготовки, но и способности к образному мышлению. На данных уроках учитель, прежде всего, должен развивать в детях наблюдательность, зрительную память, включая так же работу над композицией, натурным рисованием и рисованием по памяти.

Для расширения этих знаний перед процессом иллюстрирования на уроках необходимо давать задания и упражнения, основанные на рисовании с натуры, например, наброски. Наброски можно выполнять разными способами:

· Непосредственно с натуры;

· Комбинированно (с натуры, а затем по памяти);

· По воображению.

В процессе иллюстрирования дети так же изучают и декоративные элементы рисования (например, образцы народных росписей), что помогает детям в выполнении иллюстрации к сказке.

При создании сказочных образов, элементов природы нужно соблюдать следующие правила:

· В начале работы помочь детям выявить наиболее характерные особенности изображаемого предмета (животного или растения);

· Оказать помощь в расположении рисунка на листе;

· Обратить внимание учеников на характер линий, которые может использовать ученик в своей работе (прямолинейные, угловатые, мягкие, волнистые и т.д);

· Оказывать помощь в выборе колорита работы.

Для иллюстрирования более предпочтительными являются сказки о животных, потому что, образы животного мира олицетворяют в сказках человеческие пороки, слабости и недостатки. Нередко человека сравнивают со зверем: «злой, как волк», «хитрый, как лиса», «топает, как медведь», «верный, как пёс» и т.д. Слова в сказках помогают выбрать характер линий, мазка, цвет и фактуру. Например, чтобы нарисовать лису, нужно использовать волнистую, извивающуюся линию.

На данном уроке так же возможен другой вариант, когда всем ученикам предлагаются разные отрывки текста сказки для иллюстрирования. Рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированный детскими рисунками.

После окончательного выполнения задания, подводятся итоги с публичным обсуждением работ.

 

Кузин В.С. выделяет в процессе обучения младших школьников иллюстрированию следующие методические приемы:

· Показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиции иллюстрации, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета;

· Показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов композиции;

· Сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков;

· Сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами, например, веток деревьев, скворечника, чайника и т. д.

· Предварительное выполнение небольшого схематичного рабочего эскиза.

При этом важно, чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант композиции. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиций, дети сами решают композицию своей иллюстрации [5, С. 113].

В учебнике В.С.Кузина объяснение последовательности выполнения иллюстрации для первоклассников происходит следующим образом:

«Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем краской заливаются большие плоскости изображаемого – небо, поле, лес, речка, дома, одежда героев. Далее – проработка цветом частей и деталей композиции. При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на темном, тёмное на светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне.

Используй и ты эти средства. А в начале рассмотри на странице учебника, как эти средства используют известные художники и твои ровесники.

И помни – всё, чему ты научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях» [4, С. 63].

Очень важную роль в процессе обучения младших школьников иллюстрированию играет использование разнообразных форм работы с иллюстрацией.

Известно, что легче рассмотреть картинки, чем прочитать текст. Хорошая иллюстрация позволяет читателю заинтересоваться текстом. Чем глубже художник понимает текст, тем более его иллюстрации имеют детальных различий с ним.

Таким образом, можно сделать вывод, что важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, является эмоциональное переживание ребенком в процессе иллюстрирования, включающие в себя три наиболее существенных компонента: эмоциональное переживание от объекта изображения; эмоциональное переживание от самого процесса иллюстрирования; общее эмоциональное состояние ребенка.

Педагог должен учитывать возрастные особенности школьников при обучении иллюстрированию. Учителю важно знать и предупреждать все типы ошибок в иллюстрациях детей (логические, конструктивные, композиционные, технические).

Показ на уроках иллюстрирования работ художников не приводит к механическому срисовыванию готовых композиций, а, наоборот, способствует конкретизации и, обогащению зрительных представлений и образов учащихся, ведь их творчество основывается на реальности.

На наш взгляд, наиболее эффективный порядок подготовки к выполнению иллюстрации учащихся и процесс работы над ее композицией следующий (Н.М.Сокольникова, Е.В.Шорохов):

1. Вступительная беседа, эмоционально настраивающая учащихся на урок,

2. Выбор сюжета литературного произведения для иллюстрирования;

3. Обдумывание композиции иллюстрации;

4. Наблюдение окружающей жизни в связи с темой, наброски с натуры;

5. Выполнение эскиза иллюстрации;

6. Создание линейной композиции иллюстраций;

7. Завершение работы над иллюстрацией;

8. Самостоятельная оценка и анализ учащимися выполненных иллюстраций.

На основе изученных методик и теоретического обоснования теоретических аспектов методов работы над композицией Е.В.Шорохова был разработан календарно-тематический план, который предлагается для проведения уроков на тему «книжная иллюстрация» в 1-9 классах средней общеобразовательной школы (Приложение 4).

Заключение

Иллюстративное (тематическое) рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Однако педагоги уделяют этому виду деятельности довольно мало внимания. Ученики на уроках ИЗО занимаются преимущественно натурным и декоративным рисованием. А, вместе с тем, эти два виданеотъемлемо связаны с тематическим рисованием.

Иллюстративное рисование занимает особое место в процессе формирования и развития умений и навыков: умение выразить основную мысль текста в рисунке, аккуратность, ассоциативное мышление, умение использовать различные виды иллюстраций, различные декоративные, живописные и графические техники и т.д. Поэтому к разработке методик проведения уроков тематического рисования предъявляются высокие требования, так как иллюстрирование книги предполагает глубокое понимание личности писателя, стилевых особенностей его творчества и самой эпохи, а также знание композиции, видов иллюстрирования, различных графических, живописных и декоративных приемов. Способность создать художественное изображение по словесному описанию, самостоятельное изучение особенностей эпохи, быта, национальной культуры, той среды, о которой идет речь в литературном произведении, поиски решения композиции и применения графических средств изображения – всё это присуще работе художника-иллюстратора. Поэтому на уроках иллюстративного рисования учитель обязан заложить в своих учениках все те знания и умения, которые в последующем помогут им в оформлении книг, журналов и других печатных изданий.

Чтобы разработать методику преподавания книжной графики, которая бы соответствовала нынешним требованиям, учитель в первую очередь должен изучить опыт педагогов прошлого и только после этого его методика станет действенной, качественной, той, что поможет воспитать и обучить будущего талантливого художника.

Сейчас, многие современные иллюстраторы уступают своим «старым» коллегам, как в технике исполнения, так и в интеллектуальном развитии, но если, применить грамотные методики преподавания книжного иллюстрирования на уроках ИЗО, быть может скоро всё изменится, и Российская книжная графика вновь станет великой и неповторимой.

Список использованной литературы

1. Бенуа, А. Н. Задачи графики [Текст] // Искусство и печатное дело. — 1910. № 2. — С. 44—45.

2. Билибин, И. Я. Программа занятий графикой на графическом отделении живописного факультета Всероссийской академии художеств на 1937/1938 учебный год [Текст] // Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. — Л., 1970. — С. 54.

3. Дягилев, С. П. Иллюстрации к Пушкину [Текст] //Мир искусства. — 1899. - № 16/17. - Художественная хроника. — С. 35—36.

4. Кузин, В.С. Изобразительное искусство в начальных классах. 1-2 кл. [Текст]: Учеб. пособ. для общеобр. заведений. В 2-х ч. Ч.1: «Учись рисовать» / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 1997. – 97 с. с ил. ISBN 5-7107-1437-2

5. Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст]. – М.: Просвещение, 1983. – 144 c. ISBN 5-86894-129-2

6. Кузнецов, Э. Д. Книжное искусство России в XX веке // Век русского книжного искусства. — М., 2005. — С. 16.

7. Кольцова, Л. А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века [Текст]: М. С. Башилов и его современники. / Л. А. Кольцова. — М., 2008. – 319 с. ISBN 978-5-94607-132-7

8. Лисицкий, Л. Книга с точки зрения зрительного восприятия — визуальная книга [Текст] // Искусство книги. 1958—1960. Вып. 3. — М.: Просвещение, 1962. – 2096 c. ISBN 7-205-01102-7

9. Неменский, Б. М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» [Текст] / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. – 141 с. ISBN 5-86866-067-6

10. Радлов, Н. Э. Современная русская графика и рисунок [Текст] // Аполлон. — 1913. - № 6. — С. 10 - 20

11. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. [Текст] / Н. Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 2000. – 256 с. ISBN 5-93290-014-8

12. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст]. / С. Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 508 с. ISBN 5-318-00720-1

13. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст]. / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д. - Издательство «Феникс», 1997. – 736 с. ISBN 978-5-222-13601-0

14. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – 3-е изд. стереотип. / Н. Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 288 с. ISBN 978-5-7695-5156-7

15. Тынянов, Ю. Н. Иллюстрации [Текст] / Ю. Н. Тынянов // Архаисты и новаторы. — Л.: 1929. — С. 510—511.

16. Фридман, Л. И. Психопедагогика общего образования [Текст]: Пособие для студентов и учителей. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 287 с. ISBN 5-89112-022-4

17. Шорохов, Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе [Текст]. / Е. В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1977. – 112 с. с ил. ISBN 978-5-904031-119-0

18. Алабина, Р. И. Методика обучения иллюстрированию младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nsportal.ru

19. Композиция книги. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.coposic.ru

20. Зымалева, Л. Некоторые актуальные проблемы современной детско-юношеской иллюстрации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.klauzura.ru






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.