Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)






Общение - это обмен информацией, но нельзя понимать этот процесс упрощенно (как в технике). В общении между людьми информация формируется, уточняется и развивается, идет также взаимный обмен информацией. Специфика обмена информацией в человеческом общении:

1. Не просто передача и прием информации, а активное ее восприятие субъектом, имеющим мотивы, цели к ее принятию и пониманию.

2. При передаче информации партнеры влияют друг на друга.

3. При передаче информации нужна единая система знаков.

4. При передаче информации возникают коммуникативные барьеры (физиологические, психологические, социальные).

Согласно теории информации, можно по «направленности сигналов» вы­делить два типа коммуникации: а) аксиальный (ось) - на единичного приемника; б) ретиальный (сеть) - много адресатов, которые воспринимают себя как социальную общность.

Б.Ф. Поршнев указывал, что информация в процессе общения между людьми проходит через «фильтры» доверия или недоверия. Поэтому иногда ложная информация принимается, а истинная нет.

Исходящая информация может быть двух видов:

1) побудительная (просьба, приказ) направлена на стимулирование: активизацию, интердикцию (торможение), дестабилизацию (рассогласование);

2) констатирующая не предполагает изменения поведения.

По использованию знаковых систем коммуникацию можно разделить на два типа: вербальная и невербальная.

Вербальная (языковая) предполагает передачу информации, ее кодирование и декодирование с помощью речи («говорение и слушание»). Чешский психолог Я. Яноушек установил, что последовательность кодирования и декодирования у коммуникатора и слушателя различна. У коммуникатора смысл информации предшествует кодированию, у слушателя смысл принимается одновременно с декодированием. Точность понимания слушающим становится очевидной при смене им роли, когда он становится коммуникатором. При вербальном общении не только «движется информация», но и партнеры влияют друг на друга (убеждают), т.е. решаются две задачи: личностно-речевая ориентация ЛРО; социально-речевая ориентация СРО (А.Н. Леонтьев).

Невербальная коммуникация (без участия речи) представляет собой оптико-кинетическую систему, область исследования которой называется кинесикой. Можно выделить четыре вида невербальной коммуникации:

1) паралингвистическая (качество голоса, диапазон, тональность);

2) экстралингвистика (паузы, вздохи, смех, плач);

3) пространство и время (размещение партнеров);

4) «контакт глаз» (при визуальном общении).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.