Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация личности






Термин «социализация» очень широко распространен и имеет различные толкования:

социализация – 1) это процесс формирования личностных качеств индивида, необходимых ему для жизни в обществе;

2) это социальное развитие личности, в ходе которого человеческое существо с биологическими задатками приобретает социальные качества;

3) это усвоение социальных норм, обеспечивающее включение человека в ту или иную социальную общность;

4) это вхождение в социальную среду, приспособление к ней. Обобщая приведенные понятия, можно сделать вывод, что социализация - это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей общества, к которому он принадлежит.

Существуют различные точки зрения в понимании природы социализации. Г. Тард, основоположник теории подражания, считал, что моделью социального поведения и социализации являются отношения «учитель-ученик». Имитация оставляет сущность обучения социальным ролям. Согласно теории Т. Парсонса, индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со значимыми другими. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, его учение об интериоризации внешнего опыта составляют основу понимания природы социализации в отечественной социальной психологии.

Существует «широкое» и «узкое» понимание социализации (Б.Д. Парыгин). «Узкое» понимание социализации - это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, а «широкое» - предполагает весь исторический процесс, филогенез.

Наряду с понятием «социализация» есть другие, довольно близкие с ним по смыслу. К таким понятиям относятся «развитие», «воспитание» и «адаптация». Процесс развития личности немыслим вне усвоения системы социальных связей и отношений, вне социального развития. Понятия «развитие» и «социализация» как бы совпадают, но их различие в том, что в термине «развитие» акцент делается на активности личности.

Термин «воспитание» употребляется в узком и широком значениях. В узком смысле - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитания с целью передачи ему определенной системы понятий, норм, правил и т.д. Субъект воспитания организует этот процесс, делает его целенаправленным и планомерным. В широком смысле - это воздействие на человека всей системы общественных связей, в ходе которого им усваивается социальный опыт. Субъект воспитания в этом случае - все общество («вся жизнь»). Как считает Г.М. Андреева, термин «воспитание» в широком смысле и понятие «социализация» тождественны. Однако А.А. Бодалев указывает, что понятие «социализация» шире, чем понятие «воспитание», т.к. социализация во многом стихийный и не всегда осознаваемый процесс.

Понятие «социализация» тесно связан с понятием «адаптация» (приспособление), которую можно рассматривать и как составную часть социализации, и как ее механизм. Среди различных видов адаптации существует социально-психологическая, представляющая собой овладение ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, по механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевую ориентацию; в) самоутверждение. Таким образом, социально-психологическая адаптация - это конкретный процесс социализации.

Итак, социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом усвоенных социальных связей в деятельности. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Преобразование предполагает активность индивида.

Содержание процесса социализации. Исходя из тезиса, что личностью не рождаются, а становятся, можно утверждать, что социализация по своему содержанию - это процесс становления личности. И в этом процессе имеет большое значение то социальное «меню» (картины мира, ценности, нормы и т.д.), которое существует в обществе и предназначено для усвоения. Содержание социализации - не прямой результат того, что человек воспринимает, оно зависит и от всей совокупности социальных влияний, и от собственного отношения индивида к ним.

Содержание социализации проявляется в вербальном поведении, в привычках, в системе взглядов, в шаблонах поведения, в особенностях национальной психологии.

Истинный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, креативной природы. Однако возможны, согласно Э. Фрому, и такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция и конформизм. Мазохизм - это стремление к подчинению, отказ от «Я», слитие его с кем-нибудь или чем-нибудь, иначе говоря, это бегство от одиночества, свободы. Социализация в виде садизма осуществляется путем: 1) постановки других людей в зависимое положение от себя и приобретения над ними неограниченной власти; 2) эксплуатации других; 3) запугивания окружающих. Деструкция как способ социализации заключается в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Разрушить мир - это попытка не дать миру разрушить человека.

Конформизм (от лат. conformis - подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я» и превращении человека в робота, автомат, подмену подлинной личности псевдоличностью.

Механизмы социализации. Г. Тард считал, что механизмы социализации включают: 1) имитацию, подражание; 2) идентификацию; 3) руководство. Однако механизмы социализации гораздо разнообразнее, поскольку осуществляются в различных видах общения: массового, группового, межличностного, делового, неформального, через средства массовой информации и т.п.

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность социализируется, и которые выступают в качестве трансляторов социального опыта: семья, детские учреждения, трудовой коллектив, неформальные группы, официальные организации.

Сила влияния социальных институтов зависит от их авторитетности (ре-ферентности) для личности. Драматический характер приобретает процесс социализации в период ломки социальных институтов, аномии (отсутствие законов).

Стадии социализации. Социализация - процесс длительный, протяженный во времени и даже постоянный. Социализация детей отличается от социализации взрослых, и тем более – пожилых людей. Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический - акцентирует внимание на процессе усвоения человеком репертуаров социальных ролей и завоевании социального статуса. Так, Г.М. Андреева выделила три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Психоаналитический - увязывает стадии социализации с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. Первичные стадии социализации ребенка, согласно Фрейду, распадаются на: 1) оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; 2) анальную (от 2 до 3 лет), когда ребенку прививают навыки туалета; эта стадия во многом определяет более позднее развитие человека; 3) фаллическую (от 4 до 5 лет), когда впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры); дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. 3. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стадиях.

Компромиссный подход, учитывая социологические и психоаналитические взгляды, позволяет выделить: первичную; маргинальную; устойчивую социализацию, а также стадию, связанную с необходимостью адаптироваться к новой ситуации (выход на пенсию). Первичная - социализация ребенка от рождения до подросткового возраста. Маргинальная (промежуточная или псевдоустойчивая) - социализация подростка, переход от детскости к взрослости, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью. Устойчивая - это овладение определенным статусом и выполнение широкого спектра социальных и межличностных ролей, которое связано со стабильным положением в обществе и свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности. Последняя стадия сопряжена с утратой статуса и ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время человек дезадаптируется и тяжело переживает свое положение. Но переживания могут компенсироваться за счет любви к внукам, которая придает жизни смысл, создает ощущение полезности, повторения жизни.

Эриксон выделяет восемь стадий человеческого развития: 1) доверие-недоверие (грудной возраст); 2) автономия - стыд и сомнение (1-2 года); 3) инициатива - чувство вины (3-5 лет); 4) трудолюбие-беззаботность; 5) становление индивидуальности; 6) интимность-одиночество (начало взрослого периода); 7) творческая активность-застой (средний возраст); 8) умиротворение-отчаяние (старость).

Критериями социализированности личности являются: 1) содержание сформированных установок и ценностей; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение; 3) социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

Главный критерий социализированности личности - не степень ее приспособленчества, а степень ее независимости и самостоятельности. Главная цель социализации не в унификации личности и превращении ее в послушный «винтик» и «болтик», а в удовлетворении потребности в самореализации (А. Маслоу).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.