Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема человека в истории философии






 

При рассмотрении первого вопроса «Проблема человека в истории философии» студенту необходимо знать, что, к чему бы не обращалась философия, какие бы не рассматривала проблемы, в конечном счете она никогда не забывает о главном – о человеке, о смысле его существования.

Философы античности рассматривали чело­века как образ Космоса, как " малый мир", микрокосм. Социальное и природное часто отождествлялось ими. Платон понимал человека как комбинацию души и тела, считал, что душа принадлежит к миру идей. Аристотель настаивал на единстве души и тела.

В христианстве человек рассматривался как образ и подо­бие Бога. Плоть человека - арена низменных страстей и желаний.

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) анализирует человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными духовными достоинствами.

Философия Нового времени видела в человеке, прежде всего его духовную сущность. Человек - это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Ясное содержание души –сознание.

Гегель развивает идею историчности человека. Для него человек - носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах и Чернышевский исследуют человека как чувственно-телесное существо.

Марксизм считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности.

«Философия жизни» (Ницше, Бергсон) на первый план выдвигает во­лю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется бессознательное.

Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознатель­ном.

Феноменология (Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость личности, считает, что переживания изначально направленны на внешний мир.

Экзистенциализм (Сартр, Камю) пытается " спасти" человека, изолируя его от жизни, от тех реальных связей, которые существуют у человека с миром природы и общества. Страх, тоска и отчаяние отталкивает его от бытия, человек замыкается в самом себе, в своем одиночестве.

Подводя итог, студенту следует знать, что человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть однозначным, одномерным. Абсолютизация того или иного изме­рения человеческой сущности не позволяет понять человека во всей полноте его бытия. Отдельные " образы человека" не исключают, а дополняют друг друга. Такой подход к проблеме по­зволяет обнаружить все то ценное, что имеется в различных философско-антропологических версиях с античности до наших дней.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.