Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие мировоззрения, его общественно-истор. характер..






При рассмотрении первого вопроса темы “Мировоззрение, его сущность и структура ” необходимо исходить из того, что человек в процессе своей жизнедеятельности время от времени размышляет о тайнах мироздания, о судьбах мировой цивилизации, о перспективах развития человека. Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.

Мировоззрение - это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру.

Мировоззрение призвано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Оно выступает как духовно-практическое явление и представляет собой сплав знаний, ценностей, убеждений и поведенческих установок.

Элементами структуры мировоззрения являются: мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание и мироотношение. Мировоззрение может быть повседневно-практическим и теоретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным.

К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.

Студенту необходимо более подробно ознакомиться с мифологическим и религиозным мировоззрением и их функциями в социальной жизни, исходя из того, что:

Религия - это тип мировоззрения, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Мифология - тип мировоззрения, в котором различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и

фантазию, знание и веру, мысль и эмоции.

 

Вопросы 5 6 7 8

 

Приступая к изучению первого вопроса " Античная и средневековая философия" студенту следует знать, что античная философия включает в себя философские учения Древней Греции и Древнего Рима с конца VII в. до н.э. по V в. н.э.

Первые греческие философы стремились понять природу, мир как целое - макрокосм - и проникнуть в его сущность, ставили задачу выявить единое начало всего сущего и находили его в различных материальных вещах. Так, родоначальник первой философской школы Древней Греции Фалес (ок. 624-547 до н.э.) таким началом считал воду, Анаксимандр (610-540 до н.э.) - апейрон (хаотическое первовещество), Анаксимен (588-525 до н.э.) - воздух, Гераклит (540 - ок. 480 до н.э.) - огонь.

Обратите внимание на то, что Геркалит выдвинул проблему текучести бытия и тем самым положил начало диалектическому пониманию мира. Однако он не дошел до разработки диалектики понятий. Этот вопрос был поставлен основателем элейской школы Парменидом и его учеником Зеноном (490-480 до н.э.). Они утверждали, что истинное бытие едино и неподвижно, а движение противоречиво и невыразимо в понятиях.

Важное значение для развития античной (и последующей) философии имело атомистическое учение Левкиппа и Демокрита (460-370 до н.э.) учивших, что все состоит из атомов и пустоты.

Впервые проблемы антропологии (от греч." антропос" - человек, " логос" -учение, наука) рассматривает Сократ (470-399 до н.э.) На основе принципа: " Познай самого себя" - он ставит задачу понять сущность человека через его деятельность в сфере нравственного поведения. Он считает, что в основе деятельности лежат всеобщие идеальные понятия, для обнаружения которых разрабатывает диалектический вопросно-ответный метод - метод беседы с целью побудить собеседника самому найти истину.

Вершиной античной философии являются философские системы Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 до н.э.) - основоположник объективного идеализма - учил, что в основе мира лежат абсолютные идеи (эйдосы), производным от которых является мир чувственных вещей.

Идеи представляют некое божественное царство, в котором до рождения пребывают бессмертные души людей, созерцая истинно сущее. Соединяясь с телом, душа забывает то, что созерцала на небе. В процессе жизни, воспринимая материальные предметы, душа вспоминает то, что видела в мире идей.

Платон, как и Сократ, разрабатывает диалектический метод познания. Обратите внимание на общественно-политические идеи и учение о совершенном государстве Платона.

Величайшим среди древнегреческих мыслителей был Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона, ученый энциклопедист, основатель логики, воспитатель Александра Македонского.

Полагая, что идея как сущность вещи не может находиться вне самой вещи, он подверг критике учение Платона за отрыв идей от вещей. Вещь есть единство материи и формы и возникает благодаря действию причины. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Лестница форм ведет нас к высшей форме или " форме форм" - эта предельная форма есть бог - неподвижный перводвигатель.

Аристотель продолжает развивать учение о государстве и человеке, понимая человека как общественное и политическое существо.

Аристотелем завершается расцвет древнегреческой философии, после которого начинается период ее кризиса (I-V вв. н.э.). В этой период возникают и получают развитие три философские направления: скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. (Об этих направлениях смотрите в рекомендуемой литературе и справочниках).

Средневековая философия охватывает исторический отрезок со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений.

В этот период господствующей становится религиозная идеология. В соответствии с христианским вероучением мир рассматривается как творение Бога. Человек есть также творение Бога, а его сущность состоит в его духовности.

Средневековая философия выдвинула проблему об отношении Бога к сотворенному им миру, задачу рационального обоснования веры, рассматривала знания как божественное откровение.

Большое место в философии занимал вопрос о соотношении всеобщих понятий и эмпирических предметов. Номиналисты (от лат. " номена" - имена) считали, что существуют только отдельные вещи. Реалисты (от лат. " реалис" - вещественный) учили, что общие понятия первичны и существуют независимо от отдельных вещей. Концептуалисты полагали, что общие понятия не существуют независимо от отдельных вещей, а являются специфическими формами познания действительности.

Студенту следует внимательно ознакомиться с аргументами указанных направлений в средневековой философии, так как спор, начатый ими, происходил и в последующие века как спор между рационалистами и эмпириками.

Центральный фигурой этого периода - времени расцвета схоластики (от греч. " схола" - школа) был Фома Аквинский (1225-1274). На его учение следует обратить особое внимание, ибо его философия - томизм (от лат. " Фома" - Тома) стала идеологический доктриной католицизма.

Фома Аквинский стремился обосновать вопрос о гармонии веры и разума, вывести бытие Бога из бытия вещей, предложил идею потенциального (возможного) и актуального (действительного) бытия. В антропологии Фома Аквинский исходил из представления о личности как единстве души и тела.

Средневековая философия, в силу ее религиозности и схоластичности, была догматична и консерватизма и к концу XIV в. уже не удовлетворяла запросы общественного развития. На смену ей пришла философия Возрождения.

При рассмотрении второго вопроса " Философия эпохи Возрождения и Нового времени" следует исходить из того, что эпоха Возрождения - это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы с XV до начала XVII вв.

Отличительные черты эпохи Возрождения следующие: 1) обращение к культурному наследию античности, его возрождение (отсюда и название); 2) борьба против церкви и утверждение светской культуры.

В философии начало Возрождения связано с именами итальянского философа Марсилио Фичино и немецкого кардинала Николая Кузанского.

Фичино (1422-1495) существовавшие ранее религии рассматривает как ступени развития " всеобщей религии", наделяет человека способностью к познанию мира, защищает земную красоту, созерцание которой рассматривает как высшую ступень познавательной деятельности. Кузанский (1401-1464) знаменит тем, что открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума, явился родоначальником новой европейской диалектики и своим учением разрушил античное и средневековое представление о космосе как о чем-то конечном.

Для творчества представителей Возрождения характерны вера в безграничные возможности человека, резкое отрицание схоластики и аскетизма и утверждение раскрепощенной, гармонической, творческой личности. В философии утверждается пантеизм (от греч. " пан" - все, " теос" - бог), отождествлявший бога с природой, миром в целом.

Революционный переворот в мировоззрении эпохи Возрождения связан с открытиями: польского астронома Николая Коперника (1473-1543) гелиоцентрической системы; итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), выдвинувшего идею о бесконечности вселенной и множественности миров; итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642), заложившего основы экспериментально-математического естествознания, стремившегося отделить науку от религии.

Если геоцентризм, господствовавший ранее, исходил из положения о том, что видимое тождественно действительному, то гелиоцентризм, разработанный этими мыслителями, выдвигает новое положение - видимое - это только искаженное отражение скрытой за явлениями сущности. Этот новый принцип стал теоретико-познавательным методом всей классической науки.

В области социально-политических учений гуманизм эпохи Возрождения проявился в развитии теории государства и утопических социалистических идей. Итальянский историк Никколо Макиавелли (1469-1527) и французский социолог Жан Боден (1530-1596) обосновывают учение о централизованном государстве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви.

Социалистические утопические идеи о построении общества без эксплуатации развивают: английский гуманист Томас Мор (1479-1555), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490-1525).

Приступая к изучению философии Нового времени, обратите внимание на то, что в этот период происходит переход к крупной машинной индустрии и связанное с этим изменение социально-экономических отношений. Наука становится символом Нового времени. Опираясь на науку, философия ставит задачу увеличения власти общества над природой и интеллектуального совершенствования человека.

Развивающаяся наука потребовала новой методологии познания, которую разработали творцы новой философии Ф. Бэкон, Р. Декарт и Б. Спиноза. В философии получают развитие два направления в теории познания: сенсуализм и рационализм.

Родоначальником философии и опытной науки Нового времени стал Френсис Бэкон (1561-1626). Пытаясь раскрыть причины схоластических заблуждений и расчистить почву для новой науки, он проделал огромную работу по " великому восстановлению наук".

Свой замысел он воплотил в индуктивном методе получения знаний (следовании от частного к общему), разработанном в " Новом органоне".

На пути познания природы имеются препятствия - это засоренность сознания людей " идолами" (или призраками), искаженными образами действительности и ложными представлениями. Ф. Бэкон выделил четыре вида " идолов". (Уясните, что они собой представляют).

Бэкон возродил материализм, получивший свое начало в античности. Материю он рассматривал как активное начало, неотъемлемое от движения.

Если Бэкон разрабатывал методы опытного, эмпирического исследования, то Рене Декарт (1596-1650) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (от лат. " рационалис" - разумный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум.

Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т.е. следование от общего к частному. В познании он считал необходимым сомневаться. На основе сомнения и дедукции, считал он, можно получить истинный метод познания.

Декарт полагал, что в человеческом познании имеется ряд врожденных идей, в первую очередь, идея Бога.

Основная черта философии Декарта - дуализм души и тела. Существуют независимо друг от друга две субстанции: материальная и духовная.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) преодолел дуализм Декарта. Он доказывал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Как рационалист, он считал, что в самом разуме заключено соответствие образуемых идей с сущностью познаваемых вещей. Критерием истины для него является разум. Универсальным методом познания для Спинозы выступает математика, точнее геометрия.

Дальнейшее развитие философии Нового времени шло по двум линиям. Первая: Ф.Бэкон - Дж.Локк - французские материалисты XVIII в. - сенсуализм Дж.Беркли и Д.Юма - Л.Фейербах. Вторая: Р. Декарт - Б. Спиноза - Г. Лейбниц - классическая немецкая философия - русская и украинская философия.

Изучая рекомендованную литературу, обратите внимание на французскую философию кануна революции 1789-94гг., которая представляла собой широкое и мощное движение под названием Просвещение. Философия Просвещения не была однородной. Наиболее радикальная часть просветителей стояли на позициях материализма и атеизма: П.Гольбах, К.Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро. Менее радикальные: Ш.Монтескье, М.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. - стояли на позициях идеализма и деизма. Деизм (от лат. " деус" - Бог), допускал существование Бога как первопричины мира, отрицал его последующее вмешательство в природные и социальные процессы.

Французская философия дала научно-материалистическое объяснение мира, подвергла критическому анализу религию, отстаивала свободомыслие.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.