Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкальный театр Карла Орфа






1995 год для выдающегося немецкого композитора Карла Орфа был юбилейным - 100 лет со дня рождения.

Кантата " Кармина Бурана", впервые исполненная в 1937 году во Франкфур- те-на-Майне, - это подлинный шедевр музыки XX века и безусловно, самое выдающееся и самое известное произведение Карла Орфа.

Все 25 частей кантаты, поэтической основой которой, как известно, послужил рукописный сборник стихов и песен (по латыни Кармина ЗОО года, найденный в XIX веке в бенедиктинском монастыре местности Байрон в Баварии (по латыни Бурана) обрели живописное сценическое решение.

Неумолимо совершает свой оборот Колесо Фортуны в центре которого вращающаяся фигура богини с традиционной повязкой на глазах а перед сооружением на котором установлено это колесо «та толпа ряженых взывающих заклинающих, молящих. Ручку колеса крутит с одной стороны ангел с белыми крыльями, а с другой - черт. Здесь все средневековые маски - черти монахи, нищие.

В первой части кантаты " Раннею весной" (десять музыкальных номеров) с калейдоскопической быстротой меняются кадры-картины основная эмоциональная тональность которых - буйное кипение молодости, радостное " выплескивание " своих чувств через песню и танец, пластинку и экспрессию движения.

Вторая часть - " В кабаке" в сумрачных, гротесковых тонах. Здесь мелькают совсем другие лица - уродливые, утратившие человеческий облик, страшные лица беспробудных пьяниц. Пьяные монахи и монахини превращаются в чертей и ведьм Центральным эпизодом этой части можно считать " Плач жареного лебедя ", визуальное воплощение которого совершенно необычно. Сначала главную тушу Лебедя повар вертит на вертеле под огнем, а затем мы видим ее уже на столе, за которым собрались пирующие с вилками и ножами готовыми вот-вот начать свою трапезу.

Третья часть " Двор любви" возвращает зрителя к любовным играм " Ранней весны". За мощными высокими башенными стенами Сераля укрылись очаровательные девушки, которые с игривой улыбкой поглядывают на молодых парней, пытающихся что-либо предпринять чтобы быть рядом с красотками. Сначала юноши бревном стараются протаранить стену. Неудачно. Потом используют этот таран, как лестничное, снова неудачно. Наконец совершают подкоп под крепостную стену и ко всеобщей радости достигают цели. Начинается любовная игра поединок юноши и девушки. Юноша побеждает, но последнее слово остается за девушкой. Хрустально - нежное соло сопрано " Любимый мой, всю себя я тебе отдаю" завершает этот поединок.

Следующая часть - гимн женской красоте, воплощенной в оживших на экране образах Бланшфлер, героини средневековых рыцарских романов, и древнегреческой красавицы Елены. Он завершает третью часть кантаты, но остается еще эпилог - опять перед зрителем предстает вращающиеся колесо фортуны звучит реприза вступительного хора. В руках солиста-баритона мы видим объемистый фолиант с изображением колеса фортуны на обложке. Книга закрывается, действие окончено.

После громкого успеха " Кармина Бурана" Орф написал «Вы можете теперь уничтожить все, что я создал раньше и что вы, к сожалению, напечатали. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений".

Эти слова принадлежали зрелому 42-летнему художнику, в творческом активе которого уже были оперы, кантаты, театральная музыка квартеты, хоры, множество песен.

Широкая слушательская аудитория знает Орфа, главным образом, как автора " Кармина Бурана".Две другие части его трилогии «Триумфы» стилистически очень близкие знаменитой кантате по музыкальному языку - " Катулли Кармина" и" Триумф Афродиты" - значительно уступают ей в популярности, а если быть искренним, то и по силе художественного воздействия.

Подлинными жемчужинами творчества Орфа являются его две одноактные оперы, написанные по мотивам сказок братьев Гримм - " Луна" (1939, новая редакция 1970) и " Умница" (1943).

Композитор говорил о " Луне": " Это не детская сказка, наподобие " Гензель и Гретель", и не традиционная опера, в которой перемежаются сентиментальные арии, хоры и ансамбли. Это театр с музыкой, музыкальный театр. Сам сюжет о луне, украденной четырьмя братьями, чтобы скрасить беспросветную
ночь своей жизни, очень старой. Его можно найти еще в финском национальном эпосе " Калевала".

" Луну" и " Умницу" многое роднит в художественно-эмоциональном плане и прежде всего задушевно-искренний тон, мягкий юмор и наивно-мудрая назидательность в народном духе. Что касается музыкального языка, стилевых истоков, то " Луна" все же ближе по жанру к кантате (" сквозным" действующим лицом ее является Рассказчик - наподобие Евангелиста в Страстях) а " Умница", несмотря на значительное число разговорных эпизодов, все же настоящая опера с развитыми музыкальными характеристиками двух главных героев - Короля и дочери Крестьянина благодаря своему уму завоевавшей сердце властителя.

В этих произведениях вокальный язык удивительно прост и доступен, в то же время многомерен и объемен как народная песня, сочетая в себе лирику, сочный юмор, иронию, удаль и грусть.

Искусство К. Орфа поражает своей самобытностью. Подлинный успех и признание принесла Орфу премьера сценической кантаты " Кармина Бурана" (1937), ставшей впоследствии первой частью триптиха " Триумфы". В основу этого сочинения для хора, солистов, танцоров и оркестра были положены стихи к песни из сборника бытовой немецкой лирики XIII в. Начиная с этой кантаты Орф настойчиво разрабатывает новый синтетический тип музыкально-сценического действа, сочетающего в себе элементы оратории, оперы и балета, драматического театра и средневековой мистерии, уличных карнавальных представлений и итальянской комедии масок. Именно так решены и следующие части триптиха " Катулли кармина" (1942) и " Триумф Афродиты" (1950-51).

Жанр сценической кантаты стал этапом на пути композитора к созданию новаторских по своей театральной форме и музыкальному языку опер " Луна" (по сказкам братьев Гримм, 1937-38) и " Умница" (1941-42, сатира на диктаторский режим " третьего рейха").

Особый образный мир музыки Орфа, его обращение к античным, сказочным сюжетам, архаике - все это было не только проявлением художественно-эстетических тенденций времени. Движение " назад к предкам" свидетельствует прежде всего о высоко-гуманистических идеалах композитора. Своей целью Орф считал создание универсального театра, понятного всем во всех странах.

Музыкально-сценические сочинения композитора образуют в своем единстве " Театр Орфа" - самобытнейшее явление в музыкальной культуре XX в.

Первая из кантат триптиха – " Кармина Бурана" живописным музыкально-хореографическим " действом" передает образы сменяющихся в жизни удач и неудач, счастья и несчастья. Их пестрое мелькание, словно кадров фильма, символизирует непрерывное движение " Колеса Фортуны", сменяющего жизнь и смерть. Затем в музыке в соответствии с поэтическим текстом появляются образы комического характера, лирические и другие.

Вторая кантата триптиха – " Катулли кармина" (буквально " Стихи Катулла"). Ее подзаголовок " Сценические игры" определяет специфику вокально-хореографического действа. В " Катулли кармина" воспевается страстная, полная восторгов и страданий любовь Валерия Катулла к Лесбии.

Третье звено – " Триумф Афродиты" – Орф назвал " сценическим концертом". Здесь гимны, песни, танцы в честь, во хвалу любви и ее богини Афродиты достигают экстатической силы и яркости. И снова композитор добивается ярчайшей выразительности самыми простыми средствами. Гармонический язык Орфа одновременно и сложен и прост, так как воспринимается он легко, не настораживая слуха непривычностью. И только при анализе партитуры можно обнаружить, как необычно сложна технология кажущейся простоты.

Все мелодии " Кармины Бурана" так или иначе связаны с песенностью – либо с народной, либо с популярными церковными напевами, пародийно переосмысленными композитором, либо с бытовой музыкой современного города – шлягером.

В 1953 году три сценические кантаты были поставлены в миланском театре " Ла Скала" под названием " Триумфы.

Поразительная творческая свобода Орфа обусловлена масштабами его таланта и высочайшим уровнем композиторской техники. Все это и создает " Театр Орфа" – одно из интереснейших явлений в музыкальном театре наших дней.

Орф – один из самых крупных мастеров современного оркестра. " Оркестр – сама звуковая плоть, а не раскраска, способная вызвать натуралистическую или импрессионистическую иллюзию. Под этими мазками кистью нет карандашного наброска" – так отзывался об оркестровке Орфа Келлер, австрийский музыковед, педагог и композитор.

Орф умер 29 марта 1982 года.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.