Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное состояние туристкой инфраструктуры и материальной базы РФ.






Возникновение и развитие инфраструктуры сферы туризма проходило под влиянием экономических отношений в социальной сфере экономики, развивалось частично стихийно, а затем под регулирующими нормативными актами. В России такие нормативные документы начинают только формироваться в соответствии с имеющимися проектами, концепциями и программами.
Инфраструктура отечественного туроперейтинга постепенно наращивает свои международные связи, включается в мировую туристскую конкуренцию. Причем, в этой конкуренции важна не только ресурсная и материальная составляющая предлагаемого турпродукта, но и различные дополнительные услуги, грамотное их сочетание, оригинальность, учет психологических особенностей потребителя, дифференцированная ценовая политика, льготы и скидки. По всем этим параметрам российские компании зачастую оказываются неконкурентоспособными перед зарубежными. Данный факт во многом объясняет ориентацию большинства наших туроператоров на выездной туризм, подкрепляемую удобством использования наработанных западных туроперейтинговых схем. А в результате происходит отток туристского капитала за границу. И если СССР вплоть до 1990 г. имел незначительный, но положительный (+0, 8 млрд. долл.) баланс от туризма, то в настоящее время отрицательный туристский платежный баланс России составляет около 10 млрд. долл. [1] Пассивность российского туроперейтинга на приеме и его отсталость от международного уровня и стандартов обслуживания объясняется также возникновением в постсоветский период огромного спроса россиян на зарубежные поездки при одновременном падении спроса иностранных туристов на путешествия в России по соображениям безопасности; недостаточным вниманием к проблемам туристской сферы со стороны федеральной и местных властей (до недавнего времени на федеральном уровне не было даже единого органа, отвечающего за туризм, а туристской сферой занимались органы, отвечающие за культуру, спорт или внешнеэкономическую деятельность, не лучше сложилась ситуация и в регионах); отсутствием серьезной материальной поддержки продвижения нашей страны на международном туристском рынке со стороны государства.
Доступность в потреблении туристских ресурсов во многом зависит от качества транспортного обслуживания туристов. Сегодня в России отсутствует единая координированная транспортная система, обслуживающая туризм; потребность в перевозках регулируется спросом на транспортные услуги по конкретному виду транспорта с учетом конкуренции транспортных предприятий и компаний. Степень использования транспортных средств при туристских поездках определяется рейтингом их популярности, развитием транспортной системы, видом поездки и протяженностью маршрута, благосостоянием населения, национальными традициями и пр.
Наиболее серьезным изменениям подвергся в начале 90-х годов прошлого века автомобильный туристский транспорт. Из-за перемены форм собственности туристских предприятий он в большинстве российских регионов утратил статус самостоятельного туристского транспорта и стал автодорожным транспортом общего пользования. На наш взгляд, это был вполне объективный процесс, связанный с резким снижением спроса на туристские перевозки, и иного выхода для сохранения своей материально-технической базы у этих предприятий не было. Там же, где автотранспорт сохранил свою ведомственную туристскую принадлежность, он из-за физического и морального износа перестал удовлетворять строгим техническим и экономическим нормативам. Производство современных экологически безопасных туристских автобусов, к сожалению, в России пока отсутствует. Крупные туристские компании и объединения постепенно создают парк собственных современных автобусов различных классов, большей частью зарубежных марок. Остальные фирмы используют услуги автотранспортных предприятий на основе аренды или разовых заказов. В последнее время получили распространение в этой сфере различные формы лизинга.
Некоторые исследователи в частности [2], считают, что в России недостаточно законодательно урегулированы отношения туроператоров с транспортными предприятиями, а нормы международного туристского транспортного права иногда противоречат национальным нормативным актам, при этом ущемляются права туристов. Кроме того, недостаточное внимание туристами, специалистами туристских и транспортных фирм уделяется важным международным конвенциям по воздушным, морским, речным, железнодорожным и автомобильным видам перевозок.
Формирование качественной информационной инфраструктуры - немаловажная задача. Информационные услуги нужны как туристу, так и организаторам туризма. Большую роль играют современные электронные средства информации, прежде всего, сеть Интернет, где на своих сайтах регионы могут предложить пользователям детальное описание туристских центров, туристских услуг, достопримечательностей, создать своеобразные виртуальные путешествия, в том числе по музейным экспозициям. Новая форма развития регионального туризма - создание информационных туристских центров, которые предоставляют различную путевую информацию приезжающим туристам и формируют обратную связь с туристским рынком.
Несколько слов о важности банковских и финансовых услуг в туризме. Развитие туризма в регионах стимулирует расширение банковской деятельности. Очень важным для туризма фактором является предоставление региональным филиалам банков прав на международные валютные операции и возможностей обслуживания клиентов с пластиковыми картами ведущих платежных систем. Прежде всего, это является актуальным для районных центров, ведь туристские дестинации далеко не всегда находятся в административных и финансовых центрах регионов.
Туризм по своей природе связан с конкретным ресурсом, природно-географическим фактором, территориальными особенностями. Именно поэтому любые реформы в туристской сфере нуждаются в проведении гибкой региональной политики, учитывающей специфику каждого региона. Некоторые авторы [3]по этому поводу выражаются, на наш взгляд, даже слишком категорично: «...огромные различия в экономических, природно-географических, политических и других условиях в многочисленных регионах России исключают унифицированный подход к проведению реформ в туристском бизнесе». [4] И далее: «...туризм, будучи феноменом национальной экономики, не может реализовываться через центральные структуры, пусть даже самые демократические... Он нуждается в широкой децентрализованной организации и прежде всего на региональной основе». [5] Развитие инфраструктуры туризма может послужить серьезным фактором поддержки депрессивных регионов, «оживления» малых и средних провинциальных городов. Но при этом не следует забывать и о возможных проблемах социального взаимодействия между местным населением и туристами. Обе группы зачастую являются носителями разных культур; кроме того, местные жители могут негативно воспринимать тот факт, что в то время как они заняты работой и решением насущных проблем, приезжие туристы отдыхают, развлекаются и расточительно тратят деньги.
Грамотная политика развития регионального туристического кластера предполагает предварительную подготовку и четкий контроль за проведением любых действий и мероприятий, отсутствие спонтанно проводимой хозяйственной деятельности туристского бизнеса, создание возможностей местному населению для приспособления к происходящим изменениям. Развитие въездного и внутреннего регионального туризма должно сопровождаться расширением местного производства, либо направленным снабжением местностей, посещаемых туристами. Реализация потребительских товаров и услуг местной промышленности может приносить прибыль, сопоставимую с самой стоимостью туристского обслуживания.
При введении в строй новых объектов туристской инфраструктуры всегда является актуальным вопрос их правильного размещения. Другая проблема (на наш взгляд, свойственная, прежде всего, более благополучным в экономическом плане регионам) - стоит ли развивать бизнес, пользуясь существующими объектами инфраструктуры (зачастую находящимися в плачевном состоянии), или строить новые. Важной задачей является и оценка количественных характеристик объектов инфраструктуры, ее возможностей по удовлетворению ожидаемого спроса. В особом внимании нуждаются вопросы организационно-управленческого характера. Любые меры, направленные на развитие туристско-экскурсионной активности населения, освоение новых туристских местностей, использование в целях туризма и отдыха памятников истории, культуры, архитектуры, достигнут желаемого эффекта лишь при наличии заинтересованности и поддержки со стороны тех или иных структур региональной власти, органов культуры, образования, церкви и т.д.
Таким образом, круг рассмотренных выше проблем говорит о необходимости комплексного подхода к изучению туристской инфраструктуры с учетом взаимосвязи всех ее элементов, выработки новых методов и подходов к ее анализу, чему и посвящены исследования автора.
Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туристического кластера лежит экономический и социальный прогресс. Более детальный анализ позволяет нам среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие инфраструктуры туристического кластера, выделить главные: политические, экономические, социально-демографические, культурно-познавательные, научно-технические.
На развитие туризма значительное влияние оказывают внешняя экономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики, Это способствует росту деловой активности населения планеты и появлению новых видов делового туризма.
Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация), экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.
Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет собой поиск душевного равновесия.
Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени. Сокращение рабочего времени одновременно сопровождается повышением интенсивности труда и вероятности возникновения стрессовой ситуации.
Одним из средств восстановления и поддержания трудоспособности является туризм. С увеличением количества свободного времени в жизни людей обозначились две главные тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми.
Кроме того, на развитие туризма оказывают влияние такие факторы, как старение общества, более позднее вступление в брак, повышение доли одиноких людей, увеличение числа работающих женщин, откладывание рождения ребенка, рост числа бездетных семейных пар.

Увеличение средней продолжительности жизни и снижение рождаемости привели к увеличению удельного веса пожилых людей.

Этот сегмент рынка является очень привлекательным для организаций индустрии туризма, так как пенсионеры обладают практически неограниченным свободным временем и относительно высокой покупательной способностью. Учитывая важность этого сегмента рынка, ВТО посвятила одну из своих конференций вопросам развития туризма для «лиц третьего возраста», входе которой был разработан ряд рекомендаций для работников туриндустрии, а именно: в программах для данной группы туристов предусмотреть дополнительные меры безопасности; медицинское обслуживание; диетическое питание; культурные мероприятия; прогулки; соответствующие возрасту физические нагрузки; предоставление ясной и четкой информации об организации отдыха.

Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, следует выделить широкое вовлечение женщин в сферу общественного труда. Многие из них стремятся сделать карьеру. Соответственно это приводит к тому, что женщины стали позднее вступать в брак и рожать детей. Стремление получить материальную независимость приводит к тому, что быстрыми темпами растет число женщин, путешествующих с деловыми целями. [6] Туристские организации пытаются учесть особые требования такой группы потребителей (в некоторых отелях выделяют специальные этажи для обслуживания женской клиентуры, например отель «Нью-Отани» в Токио).

Культура как первостепенный фактор, влияющий на создание потребности индивида, формируется на основе образов социальной деятельности и здоровье сберегающего вектора развития туристской деятельности, направленный на сохранение и воспроизводство населения, как доказательство правильной социальной политики государства, - на основе рекомендаций по изменению климатических условий.

Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д.

При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов. Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации индустрии туризма; рационального использования имеющихся материальных ресурсов; применения современных технологий обслуживания туристов.

Таким образом, сфера туризма состоит из социальной и производственной инфраструктур, которые входят своими составными частями в социальную и производственную инфраструктуру социальной сферы региональной экономики России. Почти все объекты инфраструктуры туризма являются частями социальной и производственной инфраструктуры социальной сферы. Можно сказать, что сфера туризма есть подсистема системы социальной сферы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.