Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модернизационные процессы в Турции.(Видина)






Турция

Существенные успехи в области экономики достигнуты в Турции. Преобразования начались еще в 1920-х. В политическом режиме Турецкой республики всегда была значима роль военных, и турецкая армия совершила три военных переворота. Армия выступила как гарант политического наследия Кемаль-паши Ататюрка.

Началом рыночных структурных преобразований является 1979 год. Президентом Сулейманом Демирелем и премьер-министром Тургутом Озалом была подготовлена программа преобразований, которая вывела Турцию на новые социально-экономические рубежи. При этом турецкая политическая элита апеллировала к идейному наследию Ататюрка. Внутриполитические отношения в Турции базируются на принципах этатизма и светского характера республики. Турция претендует на роль некоего «старшего брата» для всего тюркского мира, в том числе, государств Средней Азии. В Турции пытались осваивать западно-европейские экономические, институциональные образцы, адаптировать их к условиям традиционного мусульманского общества. Начало 1990-х годов, ознаменовалось качественно новым этапом в исследовании преобразований в Турции.

Модернизационные процессы в Иране. (Видина)

Иран

В середине XX века в Иране развернулись события, оказавшие огромное влияние на все последующее развитие страны. В 1949-1953 годах кризисные явления в промышленности, сельскохозяйственном производстве, инфляция и другие отрицательные факторы в социально- экономической и политической жизни страны привели к усилению недовольства иранского народа деятельностью иностранных монополий и правящих кругов страны. Еще в конце войны правящие круги Ирана для смягчения напряженности в стане заговорили о необходимости экономических и социальных реформ.

7) Иранская экономика переживала период спада. В начале 50-х годов резко снизился объем экспорта. Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, в котором преобладали полуфеодальные формы производства. Кризис промышленности и сельском хозяйстве обусловил ускоренный рост безработицы

8) В 1950-1953 годах в Иране происходило всенародное антиимпериалистическое движение, направленное против главного устоя английского империализма в стране - Англо- иранской нефтяной компании (АИНК), которая в течение почти 40 лет грабила основное национальное богатство Ирана – нефть.

9) во второй половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий, призванных подготовить общественно- политическую почву и административный аппарат к проведению социально- политических и преобразований. Однако государственная власть показала всю несостоятельность в решении вопроса об осуществлении уже давно назревших радикальных общественных преобразований.

10) 60-е – первая половина 70-х период общественно- политического и экономического развития Ирана. Это было связано с тем, что в стране происходил обширный комплекс общественных преобразований, призванных, и обеспечить предпосылки для значительного переустройства Ирана, и разрядить внутриполитическую обстановку и на пути облегчения положения широких слоев населения в ходе этих преобразований избежать обострения социальных противоречий и повторений событий прошедших лет. Это крупные экономические программы, социально- культурные проекты, внутри- и внешнеполитические мероприятия. Выдвинутая программа реформ на 30 лет, была названа «Белая революция»

11) «Исламская революция» 1979 года. Сразу же после прихода временного революционного правительства Ирана по средствам единовременных политических и экономических акций продемонстрировало свой отказ от участия в мировом капиталистическом бизнесе. Приняв жесткий империалистический курс и разрабатывая свою стратегию хозяйственного развития, пришедшие к власти силы, начали с полного отрицания той экономической структуры, которая была создана при шахе. При этом они исходили из так называемых принципов исламского пути экономического развития: создания самообеспечивающего хозяйства при закрытой экономике. Муллотократия ввергла страну в состояние перманентного социально- экономического кризиса.

12) 1997 год. Приход к власти президента С.М.Хатами. Была принята программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций. Сейчас Иран не ориентируется ни на одну из стран. В 1998 году меджлисом принята рассчитанная на 20 лет программа под названием " Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти". Она предусматривает постепенное их увеличение за счет не нефтяных источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся в 2016 году. В Иране условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа.

Большинство изменений в политической жизни страны за последнее время непосредственно связаны с приходом к власти в 2005 году Махмуда Ахмадинеджада. И прежде всего эти изменения связаны с перераспределением влияния политических институтов и усилением роли института президентства.

Согласно Конституции ИРИ 1979 года, изначально власть президента была сильно ограничена. Реально она была сосредоточена в руках высшего духовенства, и за стоящим во главе пирамиды верховным юристом-богословом оставалось главное слово в толковании воли Аллаха в применении к вопросам законодательства и государственной политики. Президент традиционно представлял более умеренное крыло политической элиты, пытавшееся смягчить жесткую политику исламистских идеологов. Однако любые либеральные начинания президентов-реформаторов умеренно прозападной ориентации (Хашеми Рафсанджани и Мохаммеда Хатами, занимавших этот пост по два срока подряд) блокировались клерикальной правящей верхушкой через Совет стражей.

Результатом этого политического противоборства становилось замедленное развитие экономики, инфляция, безработица и другие проблемы в социальной сфере, а также внешнеполитическая напряженность. Основная статья дохода иранского бюджета - продажа нефти – несмотря на высокие мировые цены, лишь отчасти помогала решить некоторые из проблем. Причиной тому были международные экономические санкции, а также неэффективное управление бюджетообразующей отраслью и коррупция.

Результаты президентских выборов 2005 года стали неожиданностью для аналитиков и широкой общественности. Махмуд Ахмадинеджад, не принадлежащий ни к одной из противоборствующих группировок, не имеющий связей среди правящей духовной элиты и коррумпированной верхушки госаппарата, казался «человеком ниоткуда». Его победу отчасти объясняют обострением антиамериканских настроений в иранском обществе. Иранцы проголосовали за президента, готового оказать непримиримое сопротивление США и американскому влиянию. Ахмадинеджад принимал участие в войне с Ираком, был в составе той студенческой группы, что удерживала в 1979 году в заложниках персонал посольства США в Тегеране. В своих предвыборных речах он четко обозначил свою позицию по отношению к американской политике насильственной демократизации: «У нашего народа высокая самооценка и уверенность в себе, и он сам движется по пути развития и совершенствования, не нуждаясь в Соединенных Штатах».

Однако не только рост антиамериканских настроений явился причиной успеха Ахмадинеджада. Второй и, пожалуй, главной причиной победы Ахмадинеджада явилась необходимость коренных изменений в государственной системе, ставшей тормозом на пути экономического и социального развития страны. «Он пришел к власти потому, что иранское общество находится в стагнации. Народ проголосовал за этого нового человека — практика, технократа, с чьим именем связаны существенные улучшения в управлении Тегераном. Став мэром, он начал применять современные методы управления крупным муниципальным центром. При нем в Тегеране улучшились инфраструктура, логистика, транспорт, город стал управляемым. Стали строиться дороги, заводы по переработке бытового и промышленного мусора, что было проблемой для такого крупного мегаполиса. Стали значительно лучше собираться налоги, уменьшилось количество безработных» (Генеральный директор российского Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров).

Ахмадинеджад - первый в истории Исламской республики президент, не имеющий духовного сана, зато имеющий высшее техническое образование и ученую степень (его диссертация посвящена управлению общественным транспортом). Однако парадокс заключается в том, что технократ и практик оказался, как говорят в Иране, «святее аятолл». Он не боится говорить на богословские темы, многие его публичные речи по форме напоминают проповеди, а своим радикализмом он удивил и шокировал многих представителей консервативного духовенства.
Махмуд Ахмадинеджад активно продвигает ядерную программу Ирана. Аналитики отмечают, что население Ирана несколько устало от его антиамериканской риторики и ждет позитивных изменений в экономике и социальной сфере. Однако он по-прежнему пользуется горячей поддержкой среди молодежи, составляющей большую часть электората страны.

Ахмадинеджад понимает необходимость модернизации государственной системы и общества. За время нахождения Ахмадинеджада на посту президента бюджет на науку удвоился, бюджет на культуру и высшее образование увеличился в 2, 5 раза. Объем сделок на бирже за последние три года увеличился на 80%. За этот же период безработица снизилась с 11 до 9%.

В настоящее время в Иране реализуется «Пятый план экономического развития».«Пятый План Развития» предусматривает создание более двух миллионов рабочих мест. Безработица остается одной из главных проблем Ирана. Около миллиона безработных живут в сельской местности. «Пятый План» уделяет внимание развитию частного предпринимательства и надомной работы в сельской местности.

Клерикальной верхушке приходится мириться с перемещением политического центра тяжести в сторону харизматичного президента. Не решаясь выступить с резкой критикой инициатив президента, в сентябре 2008 года Верховный лидер Рафсанджани призывал представителей исполнительной власти к «смирению и терпению»: служить людям, идти навстречу их нуждам, остерегаться политической пропаганды и принятия решений, которые могут негативно сказаться на жизни людей. Рафсанджани подчеркивал, что реализация «Пятого плана» требует солидарности внутри нации со стороны «всех революционных сил и исполнительных органов власти», предостерегал об опасности начала реализации плана без предварительной работы и создания основы.

66.Геоэкологические проблемы ЧКР: факторы возникновения и территориальные особенности. (Ковалева)

Экология Армении

В некоторых районах Армении экологическая ситуация в плохом состоянии. Это обусловлено продолжающейся сверхэксплуатацией природных ресурсов страны без применения высококачественных фильтров, вырубкой леса, работой различных АЭС, ТЭС и ГЭС.

Армения и Иран решают экологические проблемы
Армения и Иран планируют создание приграничной охраняемой территории «Сад мира».

Президент Армении Серж Саргсян и вице-президент Ирана, председатель Организации по защите окружающей среды ИРИ Мохаммед Джавад Мохаммадизаде обсудили во вторник в Ереване вопросы реализации идеи создания совместной охраняемой территории «Сад мира» на границе двух стран, сообщает пресс-служба главы армянского государства

Экологические проблемы
Основными экологическими проблемами Ирана являются загрязнение воздушной среды в промышленно развитых и урбанизированных районах, сокращение лесных площадей, деградация почв, расширение пустынных территорий, загрязнение водной среды в акватории Персидского залива. Одной из важных экологических проблем для Ирана является также будущее Каспийского моря.

Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

Самыми серьезными экологическими проблемами для Азербайджана являются загрязненные нефтью земли и полукочевое скотоводство.

Экологические проблемы Грузии

Экологические проблемы: загрязнение воздуха (особенно в городе Рустави); сильное загрязнение реки Кура и Черного моря; недостаточные запасы питьевой воды; загрязнение почв токсичными химическими веществами

Экологические проблемы Турции: загрязнение воды сбросами химикатов и детергентов; загрязнение воздуха (особенно над городской территорией); складирование ядовитых отходов; вырубка лесов; повышенное внимание уделяется проблеме разлива нефти, вызванной возрастающим трафиком судов в проливе Босфор. Насущной проблемой для турецкой экономики и страны в целом является проблема эрозии почвы.

Экологические проблемы Юга России.Загрязнение водоемов сточными водами, продуктами нефтеперерабатывающей промышленности, коммунальной энергетикой, биогенными веществами, продуктами разлива нефтепродуктов при транспортировке и другими.

67.Межрегиональная и международная интеграция в ЧКР: необходимость, формы, перспективы. (Ковалева)

Межрегиональная интеграция – это территориальная интеграция определенного масштаба и в определенных пространственно-временных рамках. Развитая межрегиональная интеграция составляет фундамент единого экономического пространства страны (что, в свою очередь, составляет основу единства государства), где на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный центр, регионы, производители товаров и услуг и население.

Международная интеграция, применительно к сфере межгосуд. отношений, означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоят. целостность (общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметич. сумму составляющих ее частей. Интеграция позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из участников не имел бы, действуй он автономно.

Интеграция представляет собой реальную возможность обеспечить мирное сосуществование гос-в, что может быть достигнуто посредством таких мер, как расширение торговли, свободное перемещение людей, развитие культурного обмена, активное проведение полит. консультаций и т. п.

В современных м/н отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества гос-в и многосторонней дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в настоящее время международными организациями (их > 4 тыс) позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой находится ООН.

Особенности современного этапа:

  • увеличение разрыва между самыми богатыми и самыми бедными странами; сокращение м/н помощи на нужды развития
  • экономизация МО
  • усиление влияния наднациональных механизмов на судьбы народов и гос-в
  • проблема культурного мгогообразия

Регионализация (в ее рамках выделяют 2 процесса интерграции):

формальн. этап (устан. между странами постоянных отношений предполагает наличие различных барьеров)

реальный этап. Такая степень м/н обобществления производства, при которой страны объед. свои усилия в целях повышения эффективности производства всех участников процесса.

Предпосылки интеграции:

  • террит. близость или общие границы
  • примерно одиников. ур-нь развития
  • демонстрация эффективности существующих объединений
  • Экономическая интергр. проходит несколько этапов:
  • создание зоны свободной торговли
  • таможенный союз
  • общий рынок
  • экон. и валютный союз





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.