Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Азербайджан






Многие страны, особенно в первые годы реформирования, испытали так называемый “трансформационный спад”, выражающийся в резком падении производства, потере рынков, остановке предприятий и массовой безработице.

Концептуальное ядро модернизации Азербайджана заключается в формировании сильной экономической базы, призванной способствовать поэтапной трансформации массового сознания и национально-культурного пласта в русле демократических ценностей. Концепция модернизации предусматривает также превращение страны в активного субъекта международных отношений. Взгляд на проблему формирования стратегии этнополитической безопасности через призму курса на модернизацию позволяет выделить три большие группы ключевых приоритетов такой стратегии: геополитических, геоэкономических и этнокультурных.

Кгеоэкономическим приоритетамстратегии этнополитической безопасности Азербайджанской Республики можно отнести следующие:

1) тщательный учет этнополитических аспектов национальной безопасности в региональных экономических проектах и в участии страны в обеспечении международной энергетической безопасности;

2) эффективную экономическую реинтеграцию освобожденных азербайджанских территорий как фактор создания экономической заинтересованности у армянского населения Нагорного Карабаха;

3) привлекательную модель азербайджанской экономики, улучшение рейтинговых показателей Азербайджана (экономической свободы, деловой среды, инновационности, и т.д.);

4) экономическую реинтеграцию Нагорного Карабаха;

5) активное участие азербайджанского капитала в экономических проектах в государствах региона;

6) инициативы по экономическому обеспечению стратегии " нового регионализма" — создание Единого экономического пространства (ЕЭП) Кавказского региона: Таможенный союз, Единая энергетическая система, тарифная и банковская политика и др.

Сегодня, в условиях модернизации, пути развития национальных культур вызывают большой интерес. Актуальна проблема пропорциональности процессов модернизации национально-культурным традиция, ценностям и идентификации. Нужда в постижении проблем модернизации азербайджанского общества с теоретической стороны обусловливается возрастающими темпами исторической и социально-культурной динамики. Изменения, происходящие с большой скоростью, появление новых реальностей, ценностей и моделей поведения в корне меняют суть жизни и требуют ежедневной творческой интерпретации.

Однако процессы модернизации наряду с новыми проблемами начали ещё предоставлять людям возможности с начала тысячелетия. Позитивный рост свобод, раскрытие социально – культурной сферы, социализация и инкультурация личности в более свободных условиях, утверждение новых ценностей, образа жизни и моделей поведения приводит к снижению уровня социальной и личной безопасности, росту конфликтов между обществом и личностью. За последние десять лет для азербайджанского общества тоже стали характерны такие явления, как радикальный рост неравенства, изменения в стратификации, повышение и снижение любительности личностей и групп, формирование среднего слоя населения. Согласно заключениям специалистов, для позитивной адаптации к социально-культурной системе, основывающейся на рыночной экономике, требуется разработка адаптационных моделей поведения, опирающихся на высококачественный человеческий капитал, личность, склонную к инновации, на средства достижения успеха в индивидуальной форме.

Грузия

До распада СССР оборот внешней торговли Грузии превышал произведённый экономический продукт. Основу грузинского экспорта составляли пищевые продукты и сельскохозяйственная продукция, основу импорта — энергетические ресурсы и потребительские товары

1) 1992-1995 гг. После выхода Грузии из состава СССР её экономика практически развалилась. Этому процессу способствовала внешняя и внутренняя политическая нестабильность. Кризис был усугублен тем, что в 1992 году президент Грузии Звиад Гамсахурдиа ввёл запрет на торговлю Грузии с Россией. Уже в 1992 году объём грузинского промышленного производства сократился на 40 %. К середине 1994 года кризис охватил все отрасли. С 1994 года Грузия стала получать кредиты Всемирного банка и МВФ. В 1994—1995 годах с помощью этих кредитов экономическая ситуация в Грузии стабилизировалась. В 1995 году правительство приняло меры по выводу экономики из кризиса: была сбита инфляция, почти все займы МВФ были брошены на стабилизацию финансов, структура экономики была приведена в соответствие с условиями предоставления займов. Также были подписаны соглашения о транспортировке нефти по трубопроводу через Грузию, введены рыночные цены на хлебопродукты, приняты законы о коммерческих банках, налоговой и земельной реформах.

2) 1996-2001 гг. В 1996 года в Грузии начался экономический подъём. Внешнее финансирование сыграло значительную роль в обеспечении экономического роста, а также в формировании государственной экономической политики и отраслевой структуры экономики. В то же время при Шеварднадзе грузинская экономика продолжала находиться в кризисном состоянии, держась на плаву в основном благодаря грантам и денежным переводам из-за границы. После российского экономического кризиса 1998 года темпы роста экономики Грузии снизились до нескольких процентов в год из за сокращения грузинского экспорта в Россию.

3) 2001-2004 гг. С 2001 года начался достаточно динамичный рост экономики Грузии, факторами которого являлись внутреннее потребление, некоторый рост экспорта, рост отраслей, не испытывающих конкуренцию с импортом, таких как строительство, услуги, финансовое посредничество и т. п., получение транзитных доходов от транспортировки энергоносителей, экономический подъём в России. С 2003 года произошло значительное ускорение темпов экономического роста и притока иностранных инвестиций в связи со строительством в Грузии магистральных трубопроводов. После «революции роз» 2003 года новое руководство Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили смогло договориться о значительном увеличении иностранной помощи. Подавляющая часть иностранных инвестиций в 2002—2004 годах концентрировалась в сфере транспорта и в строительстве по причине прокладки в стране транзитных трубопроводов, динамика инвестиций за пределами транспорта и энергетики была вялой, а вложения в промышленность оставались крайне низкими.

4) 2004-2010 гг. После назначения в 2004 году министром экономического развития Грузии российского предпринимателя Кахи Бендукидзе получили новый импульс социально-экономические реформы. Уже в 2010 году рост ВВП Грузии составил 6, 4 %, что является высоким показателем в мире. По мнению доктора экономических наук Джорджа Берулава, наблюдавшийся в последние годы в Грузии экономический рост имел низкое качество, в частности, он не был связан с инвестициями в высокотехнологичные отрасли промышленности или с инновациями, ни с ростом числа рабочих мест, ни с ростом масштабов деятельности средних и малых компаний. Иностранные инвестиции в основном направлялись в отрасли, которые не ориентированы на экспорт, а инвестиции в технологии и инновации остаются на низком уровне. Низкое качество экономического роста означает, что в будущем его будет сложно поддерживать.

Турция

Существенные успехи в области экономики достигнуты в Турции. Преобразования начались еще в 1920-х. В политическом режиме Турецкой республики всегда была значима роль военных, и турецкая армия совершила три военных переворота. Армия выступила как гарант политического наследия Кемаль-паши Ататюрка.

Началом рыночных структурных преобразований является 1979 год. Президентом Сулейманом Демирелем и премьер-министром Тургутом Озалом была подготовлена программа преобразований, которая вывела Турцию на новые социально-экономические рубежи. При этом турецкая политическая элита апеллировала к идейному наследию Ататюрка. Внутриполитические отношения в Турции базируются на принципах этатизма и светского характера республики. Турция претендует на роль некоего «старшего брата» для всего тюркского мира, в том числе, государств Средней Азии. В Турции пытались осваивать западно-европейские экономические, институциональные образцы, адаптировать их к условиям традиционного мусульманского общества. Начало 1990-х годов, ознаменовалось качественно новым этапом в исследовании преобразований в Турции.

Иран

В середине XX века в Иране развернулись события, оказавшие огромное влияние на все последующее развитие страны. В 1949-1953 годах кризисные явления в промышленности, сельскохозяйственном производстве, инфляция и другие отрицательные факторы в социально- экономической и политической жизни страны привели к усилению недовольства иранского народа деятельностью иностранных монополий и правящих кругов страны. Еще в конце войны правящие круги Ирана для смягчения напряженности в стане заговорили о необходимости экономических и социальных реформ.

1) Иранская экономика переживала период спада. В начале 50-х годов резко снизился объем экспорта. Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, в котором преобладали полуфеодальные формы производства. Кризис промышленности и сельском хозяйстве обусловил ускоренный рост безработицы

2) В 1950-1953 годах в Иране происходило всенародное антиимпериалистическое движение, направленное против главного устоя английского империализма в стране - Англо- иранской нефтяной компании (АИНК), которая в течение почти 40 лет грабила основное национальное богатство Ирана – нефть.

3) во второй половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий, призванных подготовить общественно- политическую почву и административный аппарат к проведению социально- политических и преобразований. Однако государственная власть показала всю несостоятельность в решении вопроса об осуществлении уже давно назревших радикальных общественных преобразований.

4) 60-е – первая половина 70-х период общественно- политического и экономического развития Ирана. Это было связано с тем, что в стране происходил обширный комплекс общественных преобразований, призванных, и обеспечить предпосылки для значительного переустройства Ирана, и разрядить внутриполитическую обстановку и на пути облегчения положения широких слоев населения в ходе этих преобразований избежать обострения социальных противоречий и повторений событий прошедших лет. Это крупные экономические программы, социально- культурные проекты, внутри- и внешнеполитические мероприятия. Выдвинутая программа реформ на 30 лет, была названа «Белая революция»

5) «Исламская революция» 1979 года. Сразу же после прихода временного революционного правительства Ирана по средствам единовременных политических и экономических акций продемонстрировало свой отказ от участия в мировом капиталистическом бизнесе. Приняв жесткий империалистический курс и разрабатывая свою стратегию хозяйственного развития, пришедшие к власти силы, начали с полного отрицания той экономической структуры, которая была создана при шахе. При этом они исходили из так называемых принципов исламского пути экономического развития: создания самообеспечивающего хозяйства при закрытой экономике. Муллотократия ввергла страну в состояние перманентного социально- экономического кризиса.

6) 1997 год. Приход к власти президента С.М.Хатами. Была принята программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций. Сейчас Иран не ориентируется ни на одну из стран. В 1998 году меджлисом принята рассчитанная на 20 лет программа под названием " Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти". Она предусматривает постепенное их увеличение за счет не нефтяных источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся в 2016 году. В Иране условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.