Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Аналитическая часть






2.1 Основные финансовые показатели ОАО «АВТОВАЗ»

 

Основные финансовые показатели ОАО «АВТОВАЗ» представлены в таблицах ниже [3]:

 

Таблица 2. Основные показатели финансовой отчётности ОАО «АВТОВАЗ»

Наименование показателя 31.12.2012 31.12.2011 Изменение
1. Чистые активы, млн руб. 32 733 32 404  
2. Коэффициент соотношения заемных средств к собственному капиталу 2, 09 1, 94 0, 15
3. Коэффициент текущей ликвидности 1, 33 1, 45 (0, 12)
4. Коэффициент быстрой ликвидности 0, 72 0, 77 (0, 05)
5. Чистые оборотные активы (оборотный капитал), млн руб. 13 371 14 495 (1 124)

Таблица 3. Финансовые показатели ОАО «АВТОВАЗ»

Показатель 2011 г. 2012 г. Отклонение
1. Выручка 174 846 183 217 8 371
2. Валовая прибыль, млн руб. 20 192 18 397 1 795
3. Рентабельность по валовой прибыли, % 11, 55 10, 04 1, 51
4. Прибыль от продаж, млн руб. 4 659 2 736 1 923
5. Рентабельность по прибыли от продаж, % 2, 66 1, 49 1, 17
6. Чистая прибыль, млн руб. 3 106   2 895
7. Рентабельность по чистой прибыли, % 1, 78 0, 12 1, 66
8. Средняя заработная плата, руб./мес. 22 563 24 549 1 986

 

Выручка Общества по итогам 2012 года увеличилась на 4, 8% по сравнению с 2011 годом и составила 183 217 млн руб. Продажи составили 592 тысячи автомобилей LADA. По итогам работы за 2012 год ОАО «АВТОВАЗ» получило чистую прибыль в размере 211 млн руб. (за 2011 г. – 3 106 млн руб.).

Объем реализации автомобилей и сборочных комплектов производства ОАО «АВТОВАЗ» в 2012 году меньше, чем в 2011 году на 20 784 шт. и 16 327 шт. соответственно, что во многом связано с окончанием программы утилизации, которая серьёзно поддержала продажи автомобилей LADA в 2011 году, в основном – за счёт реализации моделей «классического» семейства.

Объем выручки за 2012 год по сравнению с 2011 годом вырос на 8 371 млн рублей (на 4, 8%). Основная причина роста выручки при снижении продаж – изменение структуры спроса в сторону более современных и дорогих моделей LADA:

– полностью сняты с производства автомобили LADA 2107;

– в апреле 2012 года утверждён график наращивания мощностей по производству автомобилей LADA Granta;

– с мая 2012 года началось производство автомобилей LADA Largus.

По итогам работы за 2012 год получена чистая прибыль в объеме 211 млн рублей, что ниже показателя 2011 года. На ухудшение финансового результата ОАО «АВТОВАЗ» в 2012 году по сравнению с результатами 2011 года оказали влияние следующие факторы:

– уменьшение производства автомобилей в связи с модернизацией линий главного конвейера для выпуска машин на платформе Альянса;

– изменение структуры модельного ряда и видов произведенной продукции;

– внедрение программ, направленных на стимулирование сбыта, в т.ч. проведение маркетинговых акций по реализации автомобилей LADA со скидкой.

В условиях замедления роста рынка легковых автомобилей и жесткой конкуренции со стороны иностранных производителей менеджмент ОАО «АВТОВАЗ» разработал и реализует комплексную программу повышения спроса и роста конкурентоспособности автомобилей LADA:

– снижение себестоимости производимых автомобилей за счёт оптимизации производственно–хозяйственной деятельности и роста производительности труда;

– улучшение качества производимых автомобилей;

– расширение потребительских свойств автомобилей за счёт внедрения новых опций.

2.2 Анализ типа и коэффициентов финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ»

 

Для анализа финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ» используется таблица 4.

 

Таблица 4. Анализ финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ»

Показатель На начало периода 31.12.11 На конец периода 31.12.12 Изменение за период
1. Капитал и резервы (источники собственных средств)      
2. Основные средства и прочие внеоборотные активы      
3. Наличие собственных оборотных средств (1-2) -55571 -62754 -7183
4. Долгосрочные кредиты и заемные средства      
5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов (3+4)     -1124
6. Краткосрочные кредиты и заемные средства      
7. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (5+6)      
8. Общая величина запасов и затрат (3+6) -25176 -27465 -2289
9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (3-8), А -30395 -35289  
10. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (5-8), Норм      
11. Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат (7-8), Н      
12. Тип финансовой устойчивости неустойчивое финансовое состояние неустойчивое финансовое состояние  

 

Для оценки финансовой устойчивости предприятия применяется набор или система коэффициентов, о которых говорилось выше. Таких коэффициентов очень много, они отражают разные стороны состояния активов и пассивов предприятия.

Приемлемость значений коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только для конкретного предприятия с учетом условий его деятельности. [5]

Видно, что большое количество коэффициентов служит для оценки с разных сторон структуры капитала предприятия. Для оценки этой группы коэффициентов есть один критерий, универсальный по отношению ко всем предприятиям: владельцы предприятия предпочитают разумный рост доли заемных средств; наоборот, кредиторы отдают предпочтение предприятиям, где велика доля собственного капитала, то есть выше уровень финансовой автономии. [8]

Расчет показателей финансовой устойчивости дает менеджеру часть информации, необходимой для принятия решения о целесообразности привлечения дополнительных заемных средств. Наряду с этим менеджеру важно знать, как компания может расти без привлечения источников финансирования.

Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия ОАО «АВТОВАЗ» представлен в таблице 5.

 

Таблица 5. Коэффициенты финансовой устойчивости ОАО «АВТОВАЗ»

№ п\п Показатели Рекомендуемый критерий На начало периода На конец периода Изменение
           
  Коэффициент автономии 0, 5 и более 0, 24 0, 23 -0, 01
  Коэффициент финансового левериджа 1, 0 – 2, 0 3, 10 3, 41 0, 31
  Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0, 1 и более -1, 24 -1, 29 -0, 05
  Коэффициент покрытия инвестиций 0, 7 и более 0, 77 0, 76 -0, 01
  Коэффициент маневренности собственного капитала 0, 2 — 0, 5 -1, 72 -1, 92 -0, 20
  Коэффициент мобильности имущества   0, 34 0, 34 0, 00
  Коэффициент мобильности оборотных средств -0, 1 и более 0, 27 0, 17 -0, 10
  Коэффициент обеспеченности запасов 0, 5 и более -2, 86 -3, 14 -0, 28
  Коэффициент краткосрочной задолженности 1, 5 - 1, 6 0, 30 0, 32 0, 02

 

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

- Собственными средствами обеспечивается небольшая доля активов предприятия ОАО «АВТОВАЗ», что говорит о его финансовой нестабильности.

- Достаточно большое значение коэффициента финансового левериджа говорит о том, что организация теряет финансовую независимость. Однако АВТОВАЗ относится к крупным публичным компаниям, у которых этот коэффициент может превышать нормальное значение.

- В западной практике принято считать, что нормативное значение коэффициента покрытия инвестиций составляет 0, 9, критическим признается его снижение до 0, 75. Таким образом, большая часть активов финансируется за счет устойчивых источников — собственных средств и долгосрочных кредитов.

- Доля абсолютно готовых к платежу средств в общей сумме средств направляемых на погашение краткосрочных долгов уменьшилась за рассматриваемый период.

- Материальные запасы предприятия не обеспечены в достаточной мере собственными источниками средств.

- Увеличение коэффициента краткосрочной задолженности за рассматриваемый период повышает зависимость организации от краткосрочных обязательств, требует увеличения ликвидности активов для обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости.

2.3 Основные финансовые риски предприятия ОАО «АВТОВАЗ»

 

ОАО «АВТОВАЗ» на протяжении рассматриваемого периода подвергался рискам, связанным с изменением процентных ставок, курса обмена иностранных валют, в связи с деятельностью компании либо в связи с хеджированием, осуществляемым компанией в целях снижения неблагоприятных последствий влияния вышеуказанных рисков.

1) Подверженность изменению процентных ставок.

На дату окончания отчетного квартала кредитный портфель ОАО «АВТОВАЗ» сформирован в основном из беспроцентных займов. Незначительная часть кредитного портфеля состоит из кредитов с фиксированной и плавающей ставкой. Принимая во внимание незначительный объем кредитов с фиксированной и плавающей ставкой, изменение процентных ставок не может оказать неблагоприятное влияние на деятельность ОАО «АВТОВАЗ». На дату окончания отчетного квартала ОАО «АВТОВАЗ» оценивает такой риск как незначительный.

2) Подверженность изменению валютного курса.

Валютный риск возникает в отношении торговых операций (экспорт, импорт), операций заимствования и кредитования с использованием иностранной валюты, при инвестировании средств за рубеж, а также, когда активы и пассивы выражены в валюте, которая не является функциональной валютой (российский рубль). ОАО «АВТОВАЗ» привлекает кредитные и заемные средства, выраженные в том числе и в валюте, осуществляет торговые операции и закупки, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в результате чего подвергается влиянию колебаний курсов иностранных валют, в основном доллара США, евро и японской йены. Возможный рост курсов иностранных валют по отношению к российскому рублю способен оказать отрицательное воздействие на показатель чистой прибыли Общества, в виде курсовой разницы. В случае значительного роста валютного курса ОАО «АВТОВАЗ» планирует принять меры по оптимизации затрат и сохранению платежеспособности. Использование механизмов натурального хеджирования: привлечение валютных кредитов и получение валютных займов для финансирования валютных платежей. Предполагаемые действия эмитента на случай отрицательного влияния изменения валютного курса и процентных ставок на деятельность эмитента:

ОАО «АВТОВАЗ» не осуществляет хеджирования рисков изменения процентных ставок и курсов иностранных валют. Управление данными видами рисков осуществляется посредством нефинансовых методов (натурального хеджирования).

3) Риск ликвидности

Все финансовые, отраслевые и прочие риски могут сформировать риск ликвидности, а именно, возникновение нехватки денежных средств в требуемые сроки и, как следствие, неспособность Общества выполнить свои обязательства. Наступление такого рискового события может повлечь за собой штрафы, пени, ущерб деловой репутации и т.д. Общество управляет риском ликвидности путем планирования денежных потоков, координации финансовых потоков платежей и поступлений средств, анализа планируемых и фактических денежных потоков. Меры, принимаемые ОАО «АВТОВАЗ» по поддержанию оптимального уровня ликвидности:

- использование альтернативных форм расчетов: погашение взаимной задолженности путем зачета

встречных требований;

- сокращение непроизводственных расходов, в т.ч. расходов на социальное обслуживание,

прорабатываются новые схемы снижения затрат связанных с реализацией автомобилей;

- сокращение запасов ТМЦ, в т.ч. остатков готовой продукции на складах;

- работа с поставщиками по снижению цен на металл и комплектующие изделия;

- введение программ, стимулирующих сбыт и обеспечивающих своевременное поступление денежных средств от реализации продукции;

- вывод непрофильных активов.

4) Инфляция

В декабре 2012 года индекс потребительских цен составил 100, 5 %, за период с начала года 106, 6%. Инфляция в РФ в 2012 году предварительно составила 6, 6%, превысив официальный прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации (6, 5%) и рекордно низкий результат прошлого года (6, 1%). Однако, уровень инфляции далек от критичного значения для ОАО «АВТОВАЗ» и не вызывает трудностей по исполнению Обществом своих обязательств. Вероятность негативного влияния инфляции на выплаты по ценным бумагам предприятия незначительна. [3]

2.4 Анализ факторов и условий, влияющих на деятельность ОАО «АВТОВАЗ»

 

На деятельность компании ОАО «АВТОВАЗ» оказывало влияние множество факторов, которые представлены в таблице [3]:

 

 


Таблица 6. Внешние факторы влияния на деятельность ОАО «АВТОВАЗ»

№ п/п Факторы Результат влияния Мероприятия ОАО «АВТОВАЗ» по негативно влияющим факторам
  Рост основных макроэкономических показателей, в т.ч. реальных денежных доходов населения Стабилизация продаж автомобилей LADA / рост продаж новых иномарок Организация на основе государственной программы субсидирования процентов по автокредитам собственной системы кредитования для конечных потребителей. Оптимизация состава комплектаций автомобилей LADA и применение пакетов опций, изменение конструкции кузова и оснащения автомобилей в соответствии с современными требованиями безопасности, подготовка к производству новых и модернизация существующих моделей автомобилей LADA. Повышение уровня информированности потребителей о продукте. Рекламно-коммуникационная поддержка дилерских центров LADA при реализации автомобилей LADA. Внедрение новых схем эффективного взаимодействия дилеров и ОАО «АВТОВАЗ».
  Увеличение объёма денежной базы
  Рост уровня цен на нефть
  Увеличение предложения новых моделей автомобилей иностранных марок бюджетного ценового сегмента, в т.ч. собранных в России Увеличение доли рынка новых иномарок
  Проведение дилерами стимулирующих акций для покупателей автомобилей Стабилизация продаж автомобилей LADA /рост продаж новых иномарок Поддержка дилерских центров LADA при реализации автомобилей LADA в кредит.
  Ужесточение условий кредитования дилеров и конечных потребителей со стороны банков Снижение темпов роста продаж автомобилей LADA /продаж новых иномарок Расширение географии поставок автомобилей LADA. Рекламно- коммуникационная поддержка дилерских центров LADA при реализации автомобилей LADA в кредит. Обеспечение доступности получения кредита со стороны государства для дилеров и конечных потребителей. Развитие корпоративной программы кредитования.
  Инфляция Рост стоимости энергоносителей и комплектующих Поиск альтернативных поставщиков материалов и комплектующих, снижение издержек и повышение качества поставляемых ТМЦ.
  Присоединение РФ к ВТО, снижение уровня таможенных пошлин до 25% Рост продаж новых/подержанных автомобилей иностранной сборки Внедрение программ по улучшению качества текущей продукции, оптимизация состава комплектаций автомобилей LADA и применение пакетов опций, изменение конструкции кузова и оснащения автомобилей в соответствии с современными требованиями безопасности, подготовка к производству новых моделей, модернизация существующих моделей. Развитие программ корпоративных продаж. Внедрение мероприятий по улучшению качества послепродажного обслуживания потребителей. Взаимодействие с органами государственной власти в области внедрения программ по защите отечественных автопроизводителей.
  Завершение программы гос. субсидирование 2/3 ставки рефинансирования по 3-х летним кредитам Снижение продаж автомобилей LADA/ снижение продаж новых иномарок российской сборки Развитие доступной для потребителя корпоративной программы кредитования. Проведение стимулирующих акций.
  Завершение действия государственной программы утилизации автомобилей старше 10 лет Снижение продаж автомобилей LADA/ снижение продаж новых иномарок российской сборки Внедрение программ по улучшению качества и потребительских свойств автомобилей LADA. Вывод на рынок новых моделей. Проведение маркетинговых акций по стимулированию продаж.
  Новые условия режима промсбоки, принятые правительством с 2011 года Локализация иностранных производств на территории РФ, наращивание мощностей по выпуску автомобилей иностранных марок российской сборки/ Снижение доли рынка автомобилей LADA Наращивание объемов производства за счет вывода на рынок новых моделей LADA на собственных и заимствованных платформах альянса «Renault-Nissan». Оптимизация себестоимости новых моделей за счет унификации узлов и деталей. Развитие дополнительных сборочных производств.
  Сезонные изменения покупательской активности Снижение объемов реализации автомобилей LADA в 4-м квартале 2012 года по сравнению с 3-м кварталом на 6, 7% Проведение силами ОАО «АВТОВАЗ» и дилерской сети LADA мероприятий, направленных на дополнительное стимулирование потребительского спроса. Внедрение мотивационных программ по повышению эффективности и качества работы специалистов дилерских центров LADA с потребителями, улучшению показателей реализации продукции.
  Отмена НДС при продаже подержанных автомобилей Рост предложения подержанных автомобилей, продаваемых через автосалоны Повышение конкурентоспособности автомобилей, внедрение программ по улучшению качества текущей продукции, подготовка производства новых автомобилей.
  Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном Активация продаж подержанных автомобилей иностранных марок Повышение уровня информированности потребителей о продукте. Рекламно-коммуникационная поддержка дилерских центров LADA при реализации автомобилей.

 


Заключение

финансовый устойчивость риск

Финансовая устойчивость - характеристика, свидетельствующая о стабильном превышении доходов над расходами, свободном маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы:

1. Положение предприятия на товарном рынке;

2. Уровень привлекательности отрасли в бизнесе;

3. Финансово-производственный потенциал предприятия;

4. Степень финансовой независимости;

5. Уровень деловой активности;

6. Эффективность финансово-хозяйственных операций и др.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала и уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.

В данной курсовой работе были рассчитаны и проанализированы типы и коэффициенты финансовой устойчивости, показатели кредитоспособности предприятия ОАО «АВТОВАЗ».

На дату окончания отчетного года кредитный портфель ОАО «АВТОВАЗ» сформирован в основном из беспроцентных займов. Незначительная часть кредитного портфеля состоит из кредитов с фиксированной и плавающей ставкой, принимая это во внимание, изменение процентных ставок не может оказать неблагоприятное влияние на деятельность компании. На дату окончания отчетного 2012 года ОАО «АВТОВАЗ» оценивает такой риск как незначительный.

Валютный риск возникает в отношении торговых операций (экспорт, импорт), операций заимствования и кредитования с использованием иностранной валюты, при инвестировании средств за рубеж, а также, когда активы и пассивы выражены в валюте, которая не является функциональной (российский рубль). ОАО «АВТОВАЗ» привлекает кредитные и заемные средства, в том числе и в валюте, осуществляет торговые операции и закупки на внутреннем и на внешнем рынке, в результате чего подвергается влиянию колебаний курсов иностранных валют, в основном доллара США, евро и японской йены. ОАО «АВТОВАЗ» оценивает влияние валютного риска как значимое.

ОАО «АВТОВАЗ» не осуществляет хеджирования рисков изменения процентных ставок и курсов иностранных валют. Управление данными видами рисков осуществляется нефинансовыми методами (натуральное хеджирование).

Влияние финансовых рисков на показатели ликвидности Общества оценивается как среднее. ОАО «АВТОВАЗ» поддерживает оптимальный уровень ликвидности планированием денежных потоков, координацией финансовых потоков платежей и поступлений средств, анализом планируемых и фактических денежных потоков.

Таким образом, анализ финансовой устойчивости предприятия дает возможность оценить, насколько предприятие готово к погашению своих долгов и ответить на вопрос, насколько оно является независимым с финансовой стороны, увеличивается или уменьшается уровень этой независимости, отвечает ли состояние активов и пассивов предприятия целям его хозяйственной деятельности.


 

 

1. Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности

предприятия. М.: Дело и Сервис, 1998. 180 с.

2. Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. М.: ДИС

НГАЭиУ, 1997. 128 с.

3. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости и процедуры, связанные с

банкротством. М.: Ось – 89, 1995. 80 с.

4. Баканов М.И., Сергеев Э.А. Анализ эффективности использования оборотных

средств // Бухгалтерский учет. 1999. №10. С. 64-66.

5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и

статистика, 1997. 218 с.

6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика,

1997. 384 с.

7. Баранова И.В., Болгова Е.К., Сидоренко С.Ю., Фадейкина Н.В. Методические

указания по написанию, оформлению и защите дипломных работ. Новосибирск:

СИФБД, 2000. 36 с.

8. Барсуков А.В., Малыгина Г.В. Финансы предприятия, Новосибирск, 1998. 113 с.

9. Бланк И.Б. Финансовый менеджмент. Киев: Ника – Центр – Эльга, 1999. 306 с.

10. Владимирова Т.А., Соколов В.Г. Анализ финансовой отчетности предприятия.

Методические указания к курсовой работе. Новосибирск: СИФБД, 50 с.

11. Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент. М.: Инфра-М, 1996. 208 с.

12. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ годовой бухгалтерской отчетности.

М.: ДИС, 1998. 216 с.

13. Дружинин А.И., Дунаев О.Н. Управление финансовой устойчивостью,

Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. 113 с.

14. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 1999. 208 с.

15. Задачи финансового менеджмента / Под ред. Л.А. Муравья, В.А. Яковлева.

М.: Финансы – Юнити, 1998. 258 с.

16. Ириков В.А., Ириков И.В. Технология финансово-экономического планирования

на фирме. М.: Финансы и статистика, 1997. 248 с.

17. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика,

2000. 514 с.

18. Ковалев В.В., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. М.:

Центр экономики и маркетинга, 1995. 192 с.

19. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций.

Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1997. 512 с.

20. Кодраков Н.П. Основы финансового анализа. М.: Главбух, 1998. 114 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.