Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №14. 2. Возрастная периодизация психического развития. Кризисы развития.






ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧ. РАЗВИТИЯ, КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ ВОЗРАСТ – ЭТО КАЧЕСТВЕННО СВОЕОБРАЗНЫЙ ПЕРИОД ФИЗИЧ., ПСИХОЛОГИЧ. ИЛИ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ ПРИСУЩИМИ ТОЛЬКО ЕМУ ОСОБ-ТЯМИ. В ПСИХОЛОГИИ СЛОЖИЛИСЬ 2 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗРАСТЕ: 1. ХРОНОЛОГИЧ. (ФИЗИЧ.) – ЭТО ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНДИВИДА С МОМЕНТА ЕГО РОЖДЕНИЯ.

ФИЗИЧ. ВОЗРАСТ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ВРЕМЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ГОДАХ, В МЕСЯЦАХ, ДНЯХ ПРОШЕДШИХ С МОМЕНТА ЕГО РОЖДЕНИЯ. 2. ПСИХОЛОГИЧ. ВОЗРАСТ УКАЗЫВАЕТ НА ДОСТИГНУТЫЙ К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧ. РАЗВИТИЯ. ЭТОТ ВОЗРАСТ ОБОЗНАЧАЕТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ КАЧЕСТВЕННУЮ СВОЕОБРАЗНУЮ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Л.С. ВЫГОТСКИЙ ПОКАЗАЛ, ЧТО РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПРОИСХОДИТ НЕРАВНОМЕРНО – СУЩЕСТВУЮТ СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ И КРИЗИСНЫЕ.

СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ СОСТАВЛЯЮТ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ДЕТСТВА. КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЛЯТСЯ НЕДОЛГО – НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ И ТОЛЬКО ПРИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ МОГУТ ДЛИТСЯ ГОД, ДВА. ВО ВРЕМЯ КРИТИЧ. ПЕРИОДОВ РЕБЕНОК ЗА ОЧЕНЬ КОРОТКИЙ СРОК МЕНЯЕТСЯ ВЕСЬ В ЦЕЛОМ. ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО В ОРГ-ЗМЕ И ПСИХИКИ РЕБЕНКА ПРОИСХОДЯТ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ. КРИЗИС ЯВЛ. НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЯМ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ. ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС - ЭТО ПЕРЕЛОМНАЯ ТОЧКА НА КРИВОЙ РАЗВИТИЯ, ОТДЕЛЯЮЩАЯ ОДИН ВОЗРАСТ ОТ ДРУГОГО.

ДЛЯ КРИТИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБ-СТИ: - ГРАНИЦЫ ОТДЕЛЯЮЩИЕ НАЧАЛО И КОНЕЦ КРИЗИСА КРАЙНЕ НЕОТЧЕТЛИВЫ - ТРУДНАЯ ВОСПИТУЕМОСТЬ ДЕТЕЙ В КРИТИЧ. ПЕРИОДЫ - СТАРЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СТАНОВЯТСЯ НЕ ЭФЕКТИВНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ 1. КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ – СВЯЗАН С РОЖДЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА, РЕБЕНОК ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ. 2. КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ– СВЯЗАН С ПОЯВЛЕНИЕ ХОДЬБЫ, РЕЧИ, АФФЕКТА (БУРНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ) И ВОЛИ 3. КРИЗИС 3 ЛЕТ – ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕМ САМОСОЗНАНИЕМ, ПОЯВЛЯЕТСЯ «ЯСАМ» 4. КРИЗИС 7 ЛЕТ – РЕБЕНОК ТЕРЯЕТ ДЕТСКУЮ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ И НАЧИНАЕТ ОСОЗНОВАТЬ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, СВОИ ПЕРЕЖИВАНИЯ. 5. КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (12-13Л) – КРИЗИС ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЙ, ПРИТИЗАНИЯ НА ВЗРОСЛОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ. 6. КРИЗИС ЮНОСТИ (15-18Л) – ЧЕЛОВЕК САМООПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ПРОФЕССИИ, ВСТАЮТТ ВОПРОСЫ В СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ, ПЛАНИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ. 7. КРИЗИС МОЛОДОСТИ (27-33Г) – ПЕРИОД ПРОЩАНИЯ С ЮНОСТЬЮ, ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД НАЗАД, ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 8. КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ (40-45) – ПОДВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ИТОГОВ, ПОИСК НОВОГО ДУХОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВО ВСЕ ОБЛАСТИ ДЕЯТ-СТИ. 9. КРИЗИС ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА (55-60)- ЧЕЛОВЕК УХОДИТ НА ПЕНСИЮ И СОВЕРШЕННО НЕ ЗНАЕТ ЧЕМ СЕБЯ ЗАНЯТЬ, ЗДОРОВЬЕ УЖЕ НЕ ТО, ДЕТИ ВЫРОСЛИ, ДРУЗЬЯ РАЗЪЕХАЛИСЬ, ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЕТ, ЧТО ЖИЗНЬ ИДЕТ К КОНЦУ

СРЕДИ КРИЗИСОВ ВЫДЕЛЯЮТСЯ БОЛЬШИЕ: КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ, - КРИЗИС 3-Х ЛЕТ, - ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС, - КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ- РАЗДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ ИЛИ ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РЕНЕ ЗАЗЗО (СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ): 1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3Л - СТАДИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА 2. С 3Л ДО 6Л - СТАДИЯ ДОШК. ДЕТСТВА. 3. С 6 ДО 12 ЛЕТ - СТАДИЯ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4. С12 ДО 16 ЛЕТ - СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 5. СТАДИЯ ВЫСШЕГО ИЛИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ П.П. БЛОНСКОГО (ПОЯВЛЕНИЕ И СМЕНА ЗУБОВ У РЕБЕНКА) - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 8 МЕСЯЦЕВ - ПЕРИОД БЕЗЗУБОГО ДЕТСТВ - ОТ 8 МЕСЯЦЕВ ДО 6, 5 ЛЕТ - ДЕТСТВО МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ, - ОТ 6, 5Л ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЗУБОВ МУДРОСТИ – ДЕТСТВО ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ - ЭТО ТА СИТУАЦИЯ, В КОТ. РЕБЕНОК ВСТУПАЕТ СО ВЗРОСЛЫМ В ДАННЫМ ПЕРИОД. ПЕРИОДИЗАЦИЯ (ЭЛЬКОНИН ). 3 ЭПОХИ РАЗВИТИЯ:

- РАННЕЕ ДЕТСТВО (0-3Л), - ДЕТСТВО (3-12Л), - ОТРОЧЕСТВО (12-18Л)

ПЕРИОД-ВОЗРАСТ - СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ- ВЕДУЩАЯ ДЕЯТ-ТЬ – ЦЕНТРАЛЬНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫЙ (0-1-2МЕС) ВЗРОСЛЫЙ-РЕБЕНОК – НАЧАЛО РАБОТЫ ОСНОВНЫХ ПСИХОФИЗИЧ. ФУНКЦИЙ.- КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ

МЛАДЕНЧЕСТВО (1МЕС-1ГОД)-«МЫ»(ВЗРОСЛЫЙ-РЕБЕНОК) НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ – ПРЯМОХОЖДЕНИЕ, РЕЧЬ, ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТ-ТЬ РАННИЙ ВОЗРАСТ(1-3ГОДА)-ВЗРОСЛЫЙ-ПРЕДМЕТ-РЕБЕНОК (ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ ПО НОВОМУ ПРЕДМЕТУ) ПРЕДМЕТНАЯ МАНИПУЛЯТИВНАЯ – «Я САМ!» ПОТРЕБНОСТЬ В ОРИЕНТИРОВКЕ В МИРЕ ВЗРОСЛЫХ И ПОЯВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-7Л) – РЕБЕНОК-СВЕРСТНИК– ИГРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ, РОЛЕВАЯ – ПОЯВЛЯЕТСЯ ВНУТРЕННИЙ МИР И СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6, 7-10, 11Л)- РЕБЕНОК-СВЕРСТНИКИ – УЧЕНИЕ – ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПСИХИЧ. ПРОЦЕССОВ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11, 12-15Л)- РЕБЕНОК-СВЕРСТНИКИ- ИНТИМНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ- САМОИНДЕНТИФИКАЦИЯ РАННЯЯ ЮНОСТЬ (15-17Л)- РЕБЕНОК(ЯВЛ. ИНИЦИАТОРОМ ОБЩЕНИЯ)- СВЕРСТНИКИ- УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА, ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ Л.С. ВЫГОТСКОКО. (В ОСНОВУ ПОЛОЖЕНЫ СТАБИЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ И КРИЗИСЫ)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.