Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Управление образования и науки Липецкой области






Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение для детей,

Нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Центр психолого-медико-социального сопровождения

Ребенок и особые периоды развития

Для усыновителей,

Опекунов, попечителей,

Приемных родителей

Липецк

Автор-составитель:

 

Давыдова Т.Н. – педагог-психолог Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения

 

 

Редакторы:

 

Кузнецова А.И. – директор Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения

 

Клеван Н.Н. – заместитель директора, руководитель службы сопровождения замещающих семей Государственного (областного) бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-медико-социального сопровождения

 

 

Возрастной кризис или кризис развития – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии, и происходит переход на качественно новый этап. Считается, что ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Очень важно во время кризисного периода понимать то, что происходит с ребенком. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным.

В данной брошюре изложена информация о том, почему кризисы развития необходимы для полноценного взросления ребенка, какие возрастные кризисы бывают, каковы их признаки и особенности, как можно справиться с данными скачками в развитии ребенка менее остро и болезненно для ребенка и тех, кто его окружает.

Информация будет полезна для усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей.

 

СОДЕРЖАНИЕ    
ВВЕДЕНИЕ    
1. ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ: «КРИВАЯ РАЗВИТИЯ»    
2. НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ    
3. КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ    
4. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ    
5. КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ    
6. КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    

 

ВВЕДЕНИЕ

За два года работы службы сопровождения замещающих семей в структуре Г(О)БОУ Центра психолого-медико-социального сопровождения к нам обращались усыновители, опекуны, попечители, приемные родители с различными проблемами в воспитании детей.

Проанализировав всю имеющуюся информацию, мы сделали выводы о том, что большинство проблем в воспитании детей у замещающих родителей возникает тогда, когда у ребенка начинается или уже протекает период того или иного возрастного кризиса.

 

 

На рисунке видна возрастная структура детей, с которыми работали специалисты службы сопровождения замещающих семей. Большинство замещающих родителей обращались за помощью к педагогу-психологу с детьми подросткового возраста: 13-14 лет (30 %), 15-16 лет (14 %) и детьми 7-8 лет (22 %). Уже, исходя только из этих цифр, становится ясно, что с наибольшими трудностями замещающие родители сталкиваются в тот момент, когда дети проходят определенный кризисный этап своего развития.

Из всего вышеизложенного следует вывод о том, что большинство замещающих родителей не знают о том, как вести себя в этот нелегкий для всех период взросления ребенка. Поэтому, в целях профилактики и предупреждения возможных проблем замещающим родителям необходимо знать о том, что же такое возрастной кризис и как его преодолеть, не разрушив все то, что было с трепетом построено до наступления особого периода в развитии ребенка.

 

1. ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ: «КРИВАЯ» РАЗВИТИЯ

 

C вашим ребенком происходят метаморфозы, которые кажутся вам неприемлемыми? Он ведет себя совсем не так, как раньше без каких-либо объективных причин? Он стал чаще задерживаться с прогулок? Не волнуйтесь, с ним все в порядке. Скорее всего, ваш ребенок переживает возрастной кризис.

В нашей культуре слово «кризис» ассоциируется с чем-то негативным и имеет отрицательный подтекст. На ум тут же приходят ассоциации, связанные с проблемами, болезнями, денежными неурядицами и тому подобными неприятностями. Почему? Да просто никто из нас не любит перемен.

Однако психологи, занимающиеся развитием и изучением различных возрастов, вкладывают в это понятие совсем другое значение. Доверимся мудрости известного всему миру отечественного психолога Л.С. Выготского: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, то их следовало бы выдумать теоретически». А почему это так, попытаемся понять.

Становление личности – процесс не равномерный. Кроме постепенных изменений, сопровождающихся приобретением навыков и знаний, существуют этапы, когда развитие носит стремительный, скачкообразный характер. Таким образом, существуют стабильные и критические периоды.

Для стабильных периодов характерно плавное, почти незаметное изменение ребенка. Кризисные же периоды, наоборот, характеризуются резкими, скачкообразными изменениями и переломами в личности ребенка. Можно сказать, что меняются не отдельные его черты, а меняется он весь, целиком.

Так почему же кризисы возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, негативизма, конфликтности, которые ребенок чрезвычайно ярко проявляет. Обойти кризис невозможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении ребенка. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте.

Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев:

1. «Острый» период. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.

2. Трудновоспитуемость. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям, характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями.

3. Впечатление регресса. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом.

К числу детских возрастных кризисов принадлежит кризис первого года жизни; кризис трех лет; кризис семи лет; кризис подросткового возраста.

Итогом прохождения кризиса является появление основных возрастных новообразований – тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной ступени развития и определяют внутреннюю и внешнюю жизнь ребенка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.