Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неправильные революционеры






Впрочем, непросто складывалась и судьба музея декабристов в Иркутске, который располагал не только громадным домом Волконских, похожим на дворец, но и более скромной усадьбой князей Трубецких – Сергея Петровича и его супруги Екатерины Ивановны, урожденной графини Лаваль. Она вошла в историю тем, что первая отправилась за своим мужем в долгую ссылку. Это уже затем ее примеру последовали еще десять жен декабристов.

Что же касается идеи создания иркутского музея декабристов, то, как рассказал «НГ» его нынешний руководитель Евгений Ячменев, впервые подобные мысли, озвученные публично, появились в 1913 году. Тогда архивная комиссия города организовала выставку иркутской старины. На ней и были показаны некоторые декабристские вещи. Но выстрел в Сараево развязал Первую мировую войну, затем гражданская междоусобица, разруха – стране и обществу стало не до декабристов.

В 1925 году новый всплеск интереса к декабристам – столетие восстания на Сенатской площади. В Иркутском музее революции разворачивают специальную выставку. Некоторые экспонаты ее, как признавался Евгений Ячменев, являются гордостью музея до сих пор: «Чего стоят только вышивки княгини Трубецкой или их мебель». Но и тогда до дела не дошло. Году где-то в 1936-м вновь заволновались любители старины, но последовавшие сталинские репрессии, а затем Вторая мировая война загнали всякие соображения в глубокое подполье.

В конце пятидесятых – начале шестидесятых теперь уже прошлого века иркутские и московские историки вновь встрепенулись. Дома Трубецких и Волконских ветшали, менялся их вид, так недолго было их и вовсе утратить. Но, как назло, сначала развенчивание культа личности, а затем Карибский кризис вновь отвратили власти от достойного сохранения памяти дворянских революционеров. Искушенные и мудрые люди предупредили иркутян, чтобы пока повременили с идеей: мол, если сейчас откажут, то тогда уж надолго, если не навсегда. Словом, надо было ждать момента. Он наступил, когда дом Трубецкого расселили и стали капитально ремонтировать. Да так рьяно, что от первоначального облика, планировки могло остаться одно воспоминание.

Общественность забила тревогу. Так началась уже реставрация. В 1970 году, когда страна отмечала столетие со дня рождения Владимира Ленина, осталось сделать последние штрихи, чтобы дом Трубецких официально стал музеем. Но тут председателя Иркутского горисполкома Николая Салацкого вызвал на ковер всесильный хозяин области, первый секретарь обкома КПСС Николай Банников: «Весь Союз отмечает юбилей вождя революции, а вы все возитесь с Домом какого-то князя!» И все же дом-музей Трубецкого открыли. Без особой помпы, под самый Новый год, чтобы не привлекать внимание. «Партийные власти, несмотря на известные ленинские цитаты о декабристах, – вспоминает Евгений Ячменев, – как будто нутром чувствовали, что это какие-то неправильные, нетипичные революционеры».

Своя история, как поведал Евгений Ячменев, была и с домом Волконских, правда, менее драматичная, но зато и полная загадок. На завершающем этапе реставрации этого сложного во всех отношениях объекта он стал руководителем музея декабристов. Последние жильцы дом Волконских покинули еще в 1974 году. Целых одиннадцать лет реставраторы, иркутские и московские архитекторы стремились восстановить дом в первоначальном виде. Это касалось не только планировки, но и интерьера, других важных деталей, помогающих сохранить атмосферу первой половины ХIХ века. Порой дом сам подсказывал, что именно нужно сделать. Так, при реставрации под всякими наслоениями на стенах прямо на газетах 1845 года обнаружили остатки обоев. Восстановили их цвет и рисунок, затем сделали заказ в Тулу. По блокнотику Марии Волконской подобрали элементы вышивки. Так появились в ее комнате шторы с синим вышитым бордюром. Изразцы для печей, а их в доме восемь, изготавливали на Хайтинской фарфоровой фабрике.

«Вся наша работа основана на последних научных изысканиях, на свидетельствах современников, которые утверждали, что дома наших декабристов выдерживались в стиле лучших домов столицы, – рассказывает Евгений Ячменев. – Потому комнаты сейчас выглядят почти так, как и при хозяевах».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.