Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Пояснительная записка






Пояснительная записка

Во все времена объемную резьбу народные мастера применяли для украшения жилищ – мебели, посуды, хозяйственной утвари. Скульптурное изображение коня или птицы венчало гребень тесовой кровли. Миниатюрные речные коники украшали ручки ковшей, навершия швеек и даже служили деталями ткацкого станка. Обычный столярный рубанок вырезался зачастую в виде экзотического льва. А традиционная посуда –скопкари, ендовы, ковши и солонки — в большинстве случаев обретали форму утиц. Между делом крестьянин мастерил для детей всевозможные игрушки. В Архангельской и Нижегородской губерниях постепенно возникли целые игрушечные промыслы. Крупным центром игрушечного дела стало Подмосковье. Из архивных документов известно, что уже в XVII веке в городе Сергиеве посаде (ныне Загорск) и селе Богородском изготовлялись на продажу игрушки, которые охотно закупал даже царский двор.

Поначалу в Богородском резали только «белье» – игрушки, предназначенные для раскрашивания. Белье отправляли в Сергиев посад, где часть изделий раскрашивали красильщики. Другую часть продавали неокрашенными. Именно неокрашенные игрушки, декорированные лишь неглубокими быстрыми порезками, определили в дальнейшем лицо богородскойигрушки. На игрушечном базаре перед покупателем развертывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с гигантским цветком в руке.

Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой – сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старик плел лапти, торговцы торговали пирогами, лесоруб рубил дрова... Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах – гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Были среди прочих игрушек и небольшие фигурки в виде солдата или барина – щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение – щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Любовью детей и взрослых пользовались игрушки с движением, среди которых наиболее удачной была игрушка «кузнецы». Знаменитый французский скульптор Огюст Роден считал ее величайшим произведением народного искусства. При легком перемещении скрепленных гвоздиками параллельно расположенных реек, кузнецы – медведь и человек – принимались дружно стучать по наковальне. Теперь «кузнецы» стали символом русской деревянной игрушки.Человек с давних времен использовал геометрические узоры и объемную резьбу для украшения своего быта (жилья, орудий труда и оружия, одежды, утвари и т.д.) и хозяйственных нужд (в виде зарубок и меток). На всех трех самых древних обрабатываемых человеком материалах – камне, глине и дереве – можно найти объемную резьбу. С их помощью упрощенно изображались различные природные явления и объекты. Со временем у разных народов, в каждой эпохе, складывались свои традиционные сочетания узоров (орнаменты). Людям всегда нравились объемные орнаменты за строгость, неповторимые комбинации фигур и узоров, символичность изображаемых знаков, своеобразный контраст, который часто достигается игрой света и тени.

Резьба по дереву – это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Резные работы по дереву –национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества резьбу –по дереву.

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд.

Попав в руки истинного мастера, дерево приобретало вторую жизнь. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда. Русское искусство художественной обработки древесины – явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству Древней Руси. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству летописи, казалось, обладали жизнью. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе, от величественного храма до деревянной игрушки, создавать подлинные произведения искусства.

Тема данного дипломного проекта: Методика выполнения объемнойскульптурной резьбы.

Цель дипломного проекта: изготовление резной скульптуры в технике объемной резьбы, используя традиционную технику резьбы по дереву.

Это изделие может быть востребовано, актуально и интересно по многим причинам. Объемная резьба используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. В технике объемной резьбы выполняются декоративные детали построек, скульптуры, бытовая утварь. Деревянная скульптура хотя и сложный, но довольно привлекательный вид объемной резьбы. Примером тому могут служить яркие, своеобразные богородские художественные изделия.

Задачи данного дипломного проекта:

– ознакомление с историей художественной резьбы по дереву в России;

– изучение технологии изготовления соответствующего изделия;

– исследование опыта мастеров-резчиков по дереву;

– изучение литературы по данному вопросу.

Предполагается, что данный проект может быть интересен как мастерам-резчикам, так и широкой аудитории. Тема народных промыслов – истинная ценность.Русские не должны забывать, как резать по дереву.Создавать красоту своими руками в крови нашего народа-умельца.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.