Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная культура Южного Урала XVIII-XX вв. :Опыт историко-культурологического анализа

Заключение диссертации по теме " Теория и история культуры", Казакова, Галина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при существующей разности научных позиций в отношении содержания понятия «регион», можно выделить ряд общих теоретических положений:

1. Регион относится к концептам, преодолевающим узость рамок географического, исторического, социологического, культурного и иного детерминизма. Любой регион обладает индивидуальным «метафизическим ореолом»

2. Безусловным основанием конструирования региона является закон территориальной общности, действие которого обусловлено, приоритетом территориальных связей над отраслевыми, и распространяется на большинство компонентов, слагающих данное образование. Но этого основания недостаточно с точки зрения контекстуальности социальной жизни. Для более полной категоризации региональных явлений необходимо в конструкт региона вводить фактор времени. Регион как пространственно-временная и смысловая единица организации общественной жизни является сравнительно устойчивым образованием. Его конфигурация определятся статикой исторически сложившегося пейзажа, отразившегося в системе административно-территориального деления страны и динамикой сочетания внутренних и внешних связей, баланс которых отражается на жизнеспособности и устойчивости территории в существующих границах.

3. Региональность — это сплав человеческой культуры и географической среды, их взаимное проникновение, «вдвинутость», рефлексивное отражение друг друга. Человеческая культура как бы порождается данной территорией и ее особенностями, а территория 'запечатлевает в себе черты культуры проживающих на ней людей. Регион - это не только бытовая, утилитарная, лингвинистическая освоенность пространства, это - и система ценностно-психологических установок взаимодействия людей, характер восприятия предлагаемых образцов поведения и деятельности, т. е. социокультурные характеристики его социума. Регион имеет аксиологическую направленность. Предварительным условием всякой культуры, в том числе региональной, является момент, когда «душа человека обнаруживает душу в ландшафте» (О.Шпенглер).404 Определять себя через место, а место через себя - одна из фундаментальных онтологических, гносеологических, аксиологических г • потребностей человека.

4. Вместе с тем, гуманитарное знание преодолевает матрицы жесткого членения в структуре региона. Все исследователи отмечают размытость, диффузность, прозрачность их границ, открытость для взаимопроникновения и диалога культур.

5. Безусловно, являясь определенной физико-географической данностью, как некой закрепленностью и организованностью, его сущностность определяется в большей степени как социокультурной единицы целого организма России. Регион существует в первую очередь в социокультурной сетке. Регион как г' уникальный соуиокультурный локус обладает такими качествами как внутренняя самодостаточность, самобытность, подвижность, диффузность его границ, полисферйчность,. • внемасштабность и одновременно разномасштабность, потенциальная целостность, культурная полифоничность.

6. Справедливо утверждение А.Е.Левинтова об исторической «незаданности» количества регионов и о возможной изменчивости мирового историко-культурного процесса. При этом мы можем наблюдать как процессы слияния культурных регионов, так и их. дробления: Интеграция не исключает дифференциацию. Разнообразие регионов - атрибут бытия и основа г • устойчивости государств, стран, мировой системы. Межрегиональные различия социокультурного характера — это историческая данность России. Но в разные периоды истории социокультурная специфика российских регионов имела далеко не однозначные и не равные возможности самореализации.

4М Шнепглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. - М, 1998. - Т. 2.- С.91

В настоящее время, в условиях сложных геополитических процессов, свидетелями которых мы являемся, было бы неверно настаивать на мнении об исключительной самодостаточности регионов. Безусловно, что элемент этого существует, что проявляется в жизнеспособности, жизнестойкости регионов, их устойчивости и длительном существовании. Но все-таки современной позицией является осознание того, что любой историко-культурный регион является частью более крупного образования, мирового сообщества. Идея абсолютной уникальности региона ненаучна, т. к. нетрудно показать, что каждому региону наряду с неповторимыми чертами присущи и общие с другими регионами черты. Рассмотрение региона вне контекста иного культурного развития является ничем не обоснованным.

Данная позиция разделяется и Г. А. Аванесовой и О. Н. Астафьевой: «Каждый российский регион, даже наиболее продвинутый, отнюдь не самодостаточен. В его распоряжении нет необходимых ресурсов для того, чтобы выйти к состоянию автопоэзиса общефедерального уровня и приобрести самореферентный характер, имеющий значение как в локальном масштабе, так и в масштабе страны. Действие данных механизмов самоорганизации возможно лишь на базе всех российских регионов, т. е. оно выступает как проявление совокупного эффекта функционирования- разных подсистем российского общества и культуры». 405

8. Можно выделить несколько качественных этапов (вариантов состояния региона): гео-биологическое равновесие, когда человек не выделился из животного мира, либо просто не успел «поприсутствовать» и проявить себя; гео-био-социокулътурное единство — когда человек выделяется из биосферы и формирует самостоятельную подсистему региона (устанавливается относительное равновесие между природой и человеком. Он обладает способностью изменять ландшафт, вплоть до полной перестройки биоценоза отдельного региона, но геобиоценоз в целом остается ему неподвластен);

05 Аванесова, Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 168. социокультурное (или антропосферное) единство — когда социокультурная подсистема не только сформировалась, но приобрела «решающее, доминирующее значение (технологические возможности сделали действия человека геологосоразмерными)».406 Три предложенных варианта качественного состояния региона, различаются по степени оформленности социокультурной составляющей. С ростом технологического могущества происходит нарастание неравновесности системы и угроза ее качественной i перестройки в будущем.

9. Регион является восприимчивым к воздействию глобальных процессов. Динамические подвижки определяют характер жизненного пространства региона, обретающего новое качественное состояние в организации социальной жизни современного российского общества. Региональная/ локальная специфика не обусловлена целиком природными или социальными обстоятельствами. Она есть не наличие редких (или даже уникальных) форм, I но скорее специфическая интерпретация общего, что, в свою очередь, представляет собой частный случай более общей вариативности национальной культуры как ее неотторжимого качества. Проявления и свойства, позволяющие отличать себя от соседей, в том числе относящихся к тому же этносу, как правило, хорошо осознаются носителями локальной / региональной культуры («мы не так поем», «не так делаем», «не так носим» и пр.)».407

10. Социокультурная среда российского региона, испытывая воздействие со стороны общей ситуации в стране и областях соседних зарубежных стран, с которыми поддерживаются разнообразные связи, обладает собственным запасом прочности, с одной стороны, и внутренним потенциалом к обновлению — с другой. В рамках российской культуры огромную проблему приобретает проблема регионального самообновления.

406 Кривич, H.A. Художественная культура Приморского Края в древности и средневековье: проблемы формирования, динамики, типологии: автореф. дисс.к-та культурологи / H. А. Кривич - СПб, 2001. - С.7 — 8.

407 Неклюдов С. Ю. Самобытность и универсальность в народной культуре // Геопанорама русской культуры: провинция и ее локальные тексты. - С. 19

11. Сегодня задачи региональной аналитики видятся по-новому: она должна включать в процесс самого человека, как создателя и носителя культурных, идеологических, социальных, политических контекстов и смыслов, столь • разнообразно представленными в современном мире. Анализ внешних характеристик региона должен, сочетаться с глубокой саморефлексий. «Вероятно, мы находимся на пути осмысления региона как ценностной категории, где интерпретация региональной истории и современного бытия будут тесно связаны с личностью воспринимающего интерпретатора, скорее переживающего и понимающего, нежели знающего и объясняющего», -считает И.Я.Мурзина.408

Мы определяем регион как субкультурный локальный пространственно-временной комплекс с особой неповторимой конфигурацией черт, необходимой для воспроизводства, самоопределения и осуществления человеческой деятельности индивидуумов определенного регионального типа и регионального самосознания, сформировавшегося как результат природно-ландшафтного приспособления, этнически-национальных и социокультурных процессов, протекающих на конкретной территории.

 

 

Художественная культура Южного Урала XVIII-XX вв.: Опыт историко-культурологического анализа

Введение диссертации (часть автореферата) На тему " Художественная культура Южного Урала XVIII-XX вв.: Опыт историко-культурологического анализа"

Процессы регионализации и формирования «регионов» различного уровня и качества являются одними из ведущих на рубеже третьего тысячелетия. Идеология регионального развития переводит в иную плоскость целый комплекс исторических тенденций и процессов мирового развития. Следует констатировать, что задачи анализа региональных систем и формирования регионов становятся ключевыми задачами государственной политики и базовыми разделами международных отношений.

Период распада тоталитарной системы обнажил остроту региональных проблем в России, в том числе и проблем региональных культур: чрезвычайно медленно и узко изучалась духовная культура многих народов страны, в том числе и русского народа. Это значительно тормозило развитие решения многих вопросов культурогенеза и этногенеза в многочисленных регионах России.

В 80-90-е годы была сформулирована новая линия отношения к этой проблеме - линия на сохранение, возрождение и развитие региональных культур. Перед наукой вновь была поставлена задача реконструирования истории формирования культуры регионов России, пристальное и непредвзятое изучение процессов, происходящих в Российском многонациональном государстве. Проблема эта имеет и научный интерес, и практическую значимость.

В теории это:

1. Установление специфического способа обобщения индивидуального своеобразия региональных комплексов культуры.

2. Выработка на базе общего принципа конкретных понятий, которые составили бы операциональный категориальный аппарат изучения региональное™ культуры.

3. Создание общей концептуальной схемы, выражающей системное сочетание видового своеобразия региональных культур с присущим им общими свойствами.

В практике:

Выработка региональной политики организации культурной жизни, обеспечивающей тесную связь культуры с развитием производительных сил региона и формирования условий духовной деятельности населения, без чего невозможно транслирование ценностей всей мировой культуры новыми поколениями XXI века.

Данные проблемы являются чрезвычайно актуальными в настоящее время, так как оценка особенностей культур регионов находится в некоем идеологическом пространстве между двумя полюсами. С одной стороны - это подавление, нивелирование их специфических черт как характерная черта тоталитарных обществ, существующих и в настоящее время. С другой -абсолютизация своеобразий регионов, приводящая к противостоянию государственному центру и к популистским решениям отделения, вплоть до распада государственной целостности.

Подлинно разумная демократическая политика, заключается в том, чтобы находить равновесие центробежных и центростремительных сил региональных процессов. В этом равновесии заключается диалектика исторического прогресса, которая, согласно теории систем, раскрывается как принцип демократической политики.1

Политическая, экономическая, культурная сферы - те основные социальные практики, в рамках которых в настоящее время активно проецируются миссии российских регионов. Но если к первым двум из них наблюдается пристальное внимание со стороны и аналитиков, и практиков-профессионалов, и населения, то культурный аспект до последнего времени был еще слабо представлен в регионоведческих публикациях. Между тем,

1 Культурология. XX век. Словарь. СПб, 1997. С.356-357. именно в культурных инновациях заключен мощный ресурс возрождения и подъема регионов России - как средства формирования повседневной практики общественно-регионального развития.

Познание региональной культуры своего края способствует формированию регионального самосознания, возрождает силу и мощь своего региона. Без изучения региональных культур общая картина культурогенеза страны будет неполной, мозаичной. Исследование местных культурологических процессов позволяет преодолеть разрозненность и дробность наших знаний культурного достояния народов России.

Своеобразие региональной жизни, в первую очередь, проявляется в духовной сфере, сфере культуры, повседневное проявление чего имеет прямое отношение к процессам формирования, развития и проектирования специфики историко-культурных регионов.

Особого внимания требует при этом художественная культура как наиболее существенная сфера проявления регионально-специфического, где диалектическое сочетание регионального своеобразия и общечеловеческого звучания является внутренним импульсом и непременным условием обогащения духовного потенциала общества.

Историко-культурный регион Южного Урала интересен, в первую очередь тем, что он территориально является рубежом Европы и Азии, Запада и Востока, пограничным районом России и среднеазиатских государств. Во-вторых, Южный Урал стал одной из наиболее поздних российских провинций, в силу чего процессы культурогенеза на его территории характеризуются особой интенсивностью, многоплановостью и сложностью. В третьих, данная территория изначально имела узкую специализацию в экономической структуре России - «рудника» государства Российского, что наложило печать на все сферы художественной жизни региона вплоть до наших дней. Этими факторами объясняется наш интерес к данному региону.

Степень разработанности проблемы:

Базу нашего исследования составили как общие труды по проблемам осмысления культуры, художественной культуры, принципов регионализма в культуре, так и работы, посвященные различным частным аспектам региональной культуры Южного Урала. Условно все изученные нами библиографические источники можно разделить на несколько групп, в зависимости от их содержания:

1 группа - это труды отечественных ученых, в которых разрабатывается сущность понятий «культура» и «художественная культура», использованные в качестве исходных представлений для теоретического анализа в данной работе.

2 группа - научные работы по проблемам регионализма в культуре;

3 группа - теоретические исследования по истории материальной и духовной культуры Урала и Южного Урала;

4 группа - литература по художественной культуре изучаемого региона, ее истории, отдельным видам, жанрам, явлениям, памятникам.

Вышеперечисленные научные разработки взяты нами за основу в попытке осуществить «сквозное» историко-культурологическое исследование художественной культуры Южного Урала XYIII - XX веков.

Основная проблема диссертации определяется необходимостью выявить в диалектическом взаимодействии «общего» и «особенного» историю развития и многоплановую роль художественной культуры южноуральского региона в сложном контексте российской культуры.

Научную новизну работы автор видит в следующем: 1. В исследовательское поле изучения региона Южного Урала включается новый аспект историко-культурологического содержания, ранее в специальной литературе подобным образом не изучавшийся.

49 Галигузов И.Я. Народы Южного Урала. - Магнитогорск, 2000.

50 См. библиографию.

2. В разработке проблемы осуществляется перспективный междисциплинарный подход, расширяющий методологическую базу изучения региональной культуры.

3. В исследовании уточнены основные понятия темы: «регион», «региональная культура», «регионализм» и др.

4. На основе изучения теоретических концепций культурообразующих факторов региона предложен авторский комплекс показателей, позволяющих системно анализировать процессы генезиса региональных культур во взаимодействии с тремя подсистемами Бытия: Природой, Обществом, Человеком.

5. Выявлены и впервые в совокупности исследованы природные, социальные и общекультурные детерминанты региональной культуры Южного Урала, обусловившие ее специфику и типологические особенности.

6. В диахронии осуществлен историко-культурологический анализ динамики развития, основных направлений, эволюции стилей, проблем мастерства художественной культуры Южного Урала на протяжении трех веков.

Объект исследования: Художественная культура Южного Урала ХУШ-XX веков.

Предмет исследования: Общие закономерности и типологические особенности развититя художественной культуры южноуральского региона ХУШ - XX веков.

Хронологические рамки: ХУШ - XX века. Данный период обозначен нами как наиболее сложный и интересный в своей интенсивности процессов социокультурогенеза. Объясняется это началом массовой колонизации в ХУШ веке русского населения на изучаемую территорию. С этого момента ведется отсчет истории южноуральского региона как провинции в составе Российского Государства.

Территориальные рамки: Термин «Южный Урал», часто употребляемый в научной литературе, не имеет однозначности в трактовке его территориальных границ. Более того, его географические очертания многократно менялись во времени и пространстве, что требует, на наш взгляд, в данной работе короткой исторической справки.

В настоящее время можно говорить о более узком и более широком смыслах понятия «Южный Урал». В более широком смысле это понятие охватывает территорию Предуралья, южные отроги Уральских гор, Зауралье, часть Оренбуржья, часть Башкирии. В узком смысле - это территория Челябинской области: земли, расположенные к югу от реки Исеть и к северу от истоков рек Урал и Уй. До 1738 года почти вся территория современной Челябинской области располагалась на землях Сибири и Уфимского уезда. В 1738 году была образована Исетская провинция с центром в Челябинской крепости. В 1744 году она вошла во вновь образованную Оренбургскую губернию, а в 1781 году была упразднена. Образованные при этом Челябинский, Верхнеуральский, Троицкий уезды и часть западных волостей в составе Уфимского уезда остались в Оренбургской, а часть северных и восточных территорий были переданы в состав Пермской губерний. В 1865 году современные территории области оказались в составе трех губерний: Оренбургской, Уфимской, Пермской. В 1919 году Челябинский, Троицкий, Верхнеуральский и Златоустовский уезды составили Челябинскую губернию. В 1924 году она упразднена, образуются Челябинский, Троицкий, Ваерхнеуральский и Златоустовский округа Уральской области. В 1934 году при новом районировании Урала была образована Челябинская область.51

Границы историко-культурного региона Южного Урала несколько шире административных границ Челябинской области и включают приграничные районы соседних областей (Свердловской, Оренбургской, Курганской) и республик (Башкортостана и Казахстана). Таким образом, «ядром» южно

51 Очерки истории Челябинской области.

Челябинск: Южно-Уральское кн.изд-во, 1991, - С.З уральского историко-культурного региона мы будем считать территорию современной Челябинской области, но периферийные районы региона захватывают при этом соседние территории. Социокультурная граница региона имеет размытые, диффузные очертания.

Цель работы: Осуществить историко-культурологический анализ художественной культуры Южного Урала ХУ111 - XX веков: генезиса, изменений ее структурных составляющих (духовно-содержательного, морфологического, институционального аспектов) и развития типологических особенностей.

Задачи исследования:

1. Изучить историографию проблемы, научную литературу, источниковедческую и фактологическую базу диссертации, исследовать архивные и музейные материалы, памятники и явления художественной культуры Южного Урала прошлого и современности, дающие представление об основных тенденциях, видах, жанрах ее развития.

2. Определить сущность регионального подхода в изучении процессов культуры и художественной культуры, конкретизировать понятийный инструментарий по данной проблеме.

3. Выявить традиционные основы и региональные детерминанты развития художественной культуры Южного Урала, раскрывающие диалектику «общего» и «особенного» в художественной культуре Южного Урала. Обозначить влияние природно-географических, социально-исторических и общекультурных факторов на формирование региональной культуры Южного Урала.

4. Рассмотреть в диахронии динамику изменений морфологического, духовно-содержательного и организационно-институционального аспектов художественной культуры региона на протяжении ХУ111 - XX веков и причины, ее объясняющие. 5. Выявить этапы развития, эволюцию стилей, проблемы мастерства временных, пространственных и пространственно-временных искусств в досоветский и советский периоды.

Методологическая база:

Историко-культурологический подход - дает возможность рассматривать художественные явления и объекты в культурно-исторической перспективе, соотнося традиционное и новаторское в художественной культуре, выявлять закономерности художественного формообразования и языка непосредственно в культурологическом контексте, реконструировать духовное содержание культуры. В единстве диахронии и синхронии данный подход позволяет прослеживать внутренние связи между различными культурами (мировой, отечественной, национальной, региональной, этнической и т.д.), культурными эпохами, течениями, направлениями.

Системный подход как совокупность системно-структурных, системно-функциональных, системно-исторических методов исследования обусловлен междисциплинарным характером исследования. Этот подход позволяет анализировать взаимодействие составных частей и элементов предметов и процессов, не сводимое к сумме частей, воплощает один из важнейших принципов диалектики - универсальность взаимосвязей реального мира.

Герменевтический метод присутствует в работе как анализ теоретических установок, концепций, художественных произведений и текстов, где текстом выступают и философский, и архитектурный, и литературный, и живописный, и скульптурный «тексты».

Теоретические основы исследования:

Предпринятое в настоящей работе теоретическое обсуждение проблемы художественной культуры Южного Урала ХУШ - XX веков" имеет свою специфическую задачу, но оно предполагает предварительное, инструментальное понимание понятия " культура" и " художественная культура" как частного аспекта культуры.

Методологическая универсальность системного подхода определила наш выбор теоретических основ предполагаемого исследования. В рамках системного подхода культура рассматривается как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии объективной (любые культурные объекты) и субъективной (слепок в сознании) форм; рациональной и эмоционально-чувственных ее составляющих; культурно-новационнных механизмов и свойственных культуре способов обеспечения себе тождественности; процессов производства и присвоения культурных ценностей.

Системный подход позволяет нам в качестве принципов изучения использовать социально-исторический, деятельностный, аксиологический принципы.

Социально-исторический принцип в нашем исследовании необходим, так как хронологические рамки охватывают три столетия, различные общественно-исторические эпохи: капиталистическую, социалистическую и современность; при этом анализируется общий уровень развития общества, его культурной просвещенности; определяется духовный компонент совокупного производства.

Деятельностный принцип позволяет рассмотреть художественную культуру Южного Урала как особую сферу, связанную с освоением человеком своего окружения, а также источником изменения в самом человеке, мышления, принятыми нормами поведения и т.д., учитывая своеобразную специфику южно-уральского региона.

И, наконец, аксиологический принцип позволяет проследить своеобразие норм, ценностей, смыслов, т.е символическую вселенную культуры и художественной культуры Южного Урала, обусловленных географическими, историческими, социальными, производственными, конфессиональными, межэтническими и.др. особенностями.

Отметим, что динамика культурного процесса определяется современной культурологической мыслью на основе следующих принципов, учитываемых в данной работе: во-первых, историческое движение в культуре имеет векторную направленность от одного состояния к другому вне зависимости от того, насколько «неподвижными» представляются исследователями некоторые культуры прошлого и настоящего; во-вторых, в культуре наличествуют не только непрерывные линии преемственности, но и дискретные процессы различной направленности, обеспечивающие нелинейность, многомерность динамики культуры. Иначе говоря, синергетическое видение мира через чередование хаоса и порядка как базового, универсального принципа мироустройства.52

В соответствии с данными принципами (линейности и нелинейности, векторности и многовекторности) современные культурологические изыскания, на которые мы ориентируемся, включают в динамику процесса следующие явления:

- культурогенез - процессы порождения новых форм культуры и интеграции их в социальную практику;

- наследование традиций;

- диффузию культуры - процессы пространственно-временного распространения образцов культуры;

- трансформацию форм культуры - процессы их модернизации;

52 Волновые процессы в общественном развитии. - Новосибирск, 1992.

- реинтерпритацию форм культуры - процессы изменчивости смысловых и символических характеристик, форм и связей между ними, происходящие в течение их существования;

- системную трансформацию культуры - процессы исторической изменчивости (эволюции, революции, волновой изменчивости, распада, слияния и т.д.).53

Рассмотрим, какое место занимает художественная культура в структуре культуры и ее содержание.

Мы разделяем научную позицию, согласно которой структура культуры включает в себя три сферы: материальную, духовную и художественную (М.С.Каган, В.Е.Давидович и Ю.А.Жданов, Л.М.Мосолова и др.). Возникновение художественной культуры в онто-, фило- и культурогенезе связано с развитием самопознания общества и самого человека, отражением и сохранением его многогранной деятельности. «История или описание современной его жизни без учета художественной культуры превратилась бы в мертвую и сухую схему, в лишенную жизни конструкцию».54 Художественная картина мира, складывающаяся с первобытных времен параллельно научной, так же реалистически отражала действительность, но способ освоения мира, формы и средства его выражения и закрепления были иные. «Если естественнонаучная картина мира является результатом понятийно-категориального выражения и закрепления теоретико-познавательного освоения мира, то художественная картина мира - результат обобщенного художественно-образного выражения и воплощения духовно-практического освоения

55 действительности».

Единого взгляда на содержание, строение, границы художественной культуры нет. Художественная культура рассматривается как сложная динамичная система с разных точек зрения: 1. Составляющих ее элементов;

53 Культурология. XX век. Словарь. - СПб, 1997. - С.423.

54 Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. - М., 1989. - С. 12.

2. Социального и идейно-эстетического содержания (теории, взгляды, художественные ценности);

3. Ее функционирования: создания, воспроизводства, освоения и распространения художественных ценностей в обществе.

В основе нашего исследования положено понимание структуры художественной культуры, разработанное в 80-е годы коллективом ленинградских ученых. Согласно этой концепции, она имеет трехчастную структуру:

1.Духовно-содержательный аспект;

2. Морфологический аспект;

3. Организационно-институциональный аспект.56

Духовно-содержательный аспект связан с нравственным осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в художественных образах.

Морфологический аспект указывает на предпочитаемые в ту или иную историческую эпоху различными мастерами виды, жанры художественной деятельности.

Организационно-институциональный аспект рассматривает особые способы организации творческих процессов: создания творческих произведений, специфических способов хранения и распространения, их оценивания и истолкования; подготовки мастеров, критиков, искусствоведов; организации художественно-творческой самодеятельности населения и процессов управления в области художественной культуры и ряда ее подсистем.

В заключение отметим, что художественная культура является одной из наиболее динамичных в своей изменчивости форм духовной практики, в первую очередь реагирующей на любые изменения экономических,

55 Эстетическое сознание и художественная культура. - Киев, 1983. - С.87.

56 Художественная культура в докапиталистических формациях. -Л., 1984; социальных, политических и других условий жизни общества и связанного с ними «социального» заказа на ту или иную художественную продукцию. Но в то же время, художественная культура остается одной из наиболее традиционных сфер культуры, ориентирующаяся на «вечные ценности» человеческого бытия, связанные с устойчивостью антропологических и социальных интересов людей, нравственными проблемами их межличностного взаимодействия.

Итак, в основе нашего исследования лежат следующие принципы изучения культуры и художественной культуры:

1. Системность: рассмотрение вопросов культуры как подсистемы Бытия во взаимодействии с другими его подсистемами: Природой, Обществом, Человеком. Художественной культуры, в свою очередь, как одной из составляющих сфер культуры, наряду с материальной и духовными сферами, а так же как самостоятельной саморазвивающейся системы духовно-содержательного, морфологического, институционального аспектов.

2. Поликонцептуальность: опора на различные подходы к изучению культуры и художественной культуры.

3. Многоуровневость: культура предстает в оппозиционной взаимосвязи с природой (мегауровень); политической, экономической и социальной подсистемами общества (макроуровень) и своим микрокосмом, коим является индивидуум (микроуровень).

4.Разновекторность: закономерности развития культуры рассматриваются через призму определения ведущих сил и направленности этого развития.

5. Региональность: изучение южноуральской художественной культуры, как обладающей собственным достоинством и суверенностью.

Фиксируя внимание на законах и закономерностях, отражающих природу культурологических начал бытия, в данной работе мы сосредоточим свои

Художественная культура в капиталистическом обществе. - Л., 1986. интересы на проблемах историко-культурологического анализа художественной культуры Южного Урала ХУ111 - XX веков.

Теоретическая и практическая значимость работы:

Обращение к проблемам региональной культуры Южного Урала дополняет знания об общих механизмах формирования локальных культур России, основных закономерностях их формирования и развития. Изучение специфики культурогенеза Южного Урала позволило осуществить попытку объединения разрозненных фактов историко-краеведческих изысканий в целостную культурологическую картину становления данного региона. Известного схематизма при этом полностью избежать не удалось в силу объективных причин, что стимулирует дальнейшую интеллектуально-поисковую деятельность по заявленной теме исследования.

Написание истории развития региональной культуры края, знание ее основ и традиций необходимо для выработки перспектив социокультурной политики региона как равноценного субъекта Российской Федерации. Изучение принципов культурогенеза, способов межэтнической коммуникации населения Южного Урала поможет выработке взвешенной региональной политики в области культуры с учетом историко-культурных традиций многочисленных народностей региона, обеспечит антикризисную реализацию общекультурных региональных программ.

В этом заключается практическая значимость данного теоретического исследования.

Кроме того, положения, высказанные в нашей диссертации, могут лечь в основу курсов, спецкурсов средних и высших учебных заведений Южного Урала, чьи учебные планы предполагают наличие регионального компонента в образовании.

Заключение диссертации по теме " Теория и история культуры", Казакова, Галина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Художественная культура Урала - одно из локальных подразделений отечественной художественной культуры. Ее субъектами являются народы, населяющие географическое пространство на стыке Азии и Европы, называемое Южным Уралом. Отличительной особенностью Южного Урала является тот факт, что это сравнительно молодая российская провинция. Окончательное вхождение его территории в состав Российского государства произошло в середине XVI века. Освоение огромного края и заселение его русскими началось в средние века и особенно активизировалось с началом XVIII столетия, ставшего отправной вехой в развитии всех сфер социально-экономической и культурной жизни на Урале.

Своеобразие художественной культуры Южного Урала определилось природно-географическими, общественно-историческими и общекультурными факторами, отразившимися на ее трехчастной структуре: духовно-содержательном, морфологическом, институциональном аспекте.

Наиболее важными природно-географическими факторами, повлиявшими на специфику культуры и художественной культуры региона, оказались:

1. Наличие важнейших объектов-«категорий» (Д.С.Герд, Г.С.Лебедев) - «Горы», «Степи», «Реки», определивших формирование моделей мира в мировоззрении населения Южного Урала. «Горный модуль» явился центральным критерием ментальности жителей Южного Урала, определил хронотоп сознания местного населения: концентрического восприятия пространства с центром мироздания - Мировой Горой. Концепция Горы как оси, пронизывающей небесный, земной и подземный мир, была привнесена на территорию южноуральского региона, вероятно, тюркскими народами и, в силу своеобразия горного рельефа, прижилась здесь. Подобное восприятие пространства с сакральным центром - Горой, сохранится в мировоззрении южноуральцев и в более позднее время, в советскую эпоху, подтвердившую репутацию Южного Урала как «опоры» России. Горный ландшафт, богатый полезными ископаемыми, определил индустриальную специализацию изучаемой территории среди других российских провинций, род занятий местного населения и специфику его духовной жизни.

Степь» явилась местом обширнейших интенсивных контактов в эпоху Великого переселения народов. «Степь» способствовала укорененности в уральском хронотопе кочевого образа жизни (отчасти благодаря естественным процессам этногенеза кочевых и оседлых народов Южного Урала, а отчасти -из-за трагических событий политической истории нашей страны, насильственного «кочевья» XX века). Бескрайность «степи» потребовала жесткой организации пограничных рубежей региона, формирования определенной этносословной категории местного населения - казачества. Создание Оренбургского казачьего войска было самым поздним в военной истории России, происходило на ином историческом фоне, чем создание Донского или Уральского казачьего войска, что отразилось в формирующихся культурных традициях края.

Река» определяла направление миграционных потоков заселыциков края. «Река» - это путь, это связь с «миром». Горнорудное и металлургическое производство, кроме того, было немыслимо без огромных запасов воды. «Земля» в сознании местного населения воспринималась не иначе как «мать-сыра-земля», как «водоземля». Уральские поселения, согласно общечеловеческой традиции, также появлялись рядом с водой, рекой, озером.

Ландшафтные особенности края дополнялись климатическими характеристиками. Континентальный климат Южного Урала практически соответствовал большей части территорий России. Короткие суровые зимы и жаркие лета, затяжные межсезонья способствовали, как и повсюду в России, закладыванию таких качеств менталитета южноуральцев, как долготерпение, выдержка, расчет исключительно на собственные силы, а также способность к интенсивному труду, работы «авралом», «всем миром» в короткий промежуток времени.

На Южном Урале сложился особый так называемый региональный тип его заселыциков, который детерминирован с целым рядом факторов, начиная от природных до бытовых (семейный уклад, система ценностей, мировоззрение, воспитание детей и т.д.). Его основные характеристики: суровость, сдержанность, выносливость, терпимость, уравновешенность, приверженность традиции и т.д.

Культура как региональная система активно взаимодействовала с социально-историческими процессами, определявшими облик Южного Урала. Среди наиболее значимых общественно-исторических факторов можно выделить следующие: во-первых, основой зарождения региональной культуры и художественной культуры станет великорусская культурная традиция, что найдет отражение в сюжетике, тематике, героях, стилистике и т.д. памятников художественной культуры. Более того, региональная культура края будет чутко реагировать на все изменения официальной политики государства. Культурогенез края, как показывает его история, будет иметь несколько «волн», в зависимости от местонахождения верховной власти. В досоветскую эпоху - это новгородский, московский, петербургский периоды. Но все-таки, имея в виду «двустоличность» русской культуры, важно отметить, что культура изучаемого региона была в большей степени ориентирована на Петербург, нежели на Москву, что также имеет историческое объяснение.

Во-вторых, в сравнении с рядом российских территорий, на Южном Урале проходили необычно сложные и разнообразные этнические процессы, что позволяет говорить об его особой уникальности (Р.Г.Кузеев). Этногенез в крае имел свою диалектику: с одной стороны, неизбежное складывание общих региональных черт хозяйствования и культуры на конкретной территории с единым природно-климатическим комплексом (процессы ассимиляции и аккультурации), с другой - сохранение пестрой этнической картины и самобытной уникальности культур народов Южного Урала. Этногенез сопровождался не только складыванием множества переходных культурных зон, но и усложнением религиозной картины мира населения Южного Урала. Она включала верования этнических групп восточно-славянских, финно-угорских и тюркских народов. Вместе с тем, история края не знает сколько-нибудь значительного столкновения его жителей на религиозной основе. Характерной особенностью религиозной культуры населения края была веротерпимость при отсутствии единой религиозно-обрядовой организации.

В-третьих, особенным было появление на Южном Урале двух «этносословных» (Р.Г.Кузеев) категорий: горнозаводского населения и казачества. Соответствующие этим группам субкультуры имели черты, отличающие их не только от других территорий России, но и от других частей Большого Урала - Северного и Среднего. Горнозаводскому населению была присуща тесная связь с традиционной крестьянской культурой, психология сельского хозяина. Аналогичную картину мы видим у казачества: помимо военной службы, хлебопашество было их основным занятием. Следствием этого была укорененность традиционной культуры на территории Южного Урала, что отразилось как в предметах материального быта южноуральцев, так и в их духовной жизни. Духовный мир уральцев, рабочих, казачества, крестьян находился в преемственной связи с духовным миром их предков - выходцев из коренных областей России. Но, в отличие от других территорий Урала, на его юге в большей степени были сильны традиции Средней России и Малороссии, а в меньшей - Русского Севера (что можно наблюдать при анализе жилища, одежды, пищи южноуральцев). Кроме того, в этой части Урала более активно шли процессы культурных и бытовых заимствований у тюркских народов, в первую очередь у башкир, издавна населяющих эту территорию. И, наконец, в силу тесных и частых контактов горнозаводского населения и казачества

Южного Урала были неизбежны взаимовлияния, обогащающие как эти субкультуры, так и культурную традицию региона в целом.

Таковы были общекультурные доминанты региональной культуры Южного Урала.

Художественная культура Южного Урала имела свою динамику развития. «Водоразделом», на наш взгляд, при этом может служить рубеж XIX

- XX веков, разделяющий историю художественной жизни региона на два этапа. Первый из них, XVIII - н.ХХ века, характеризуется следующим:

- Закладыванием промышленных основ художественной культуры края. Горнозаводской Урал наложил отпечаток на все виды художественного творчества, включая традиционное народное творчество. Уральские заводы были градообразующими элементами, становились крупными центрами культуры. При этом сама уральская промышленность испытывала влияние культурных инноваций, что находило отражение в модернизирующейся технике, технологии производства, росте эстетических качеств выпускаемой продукции.

- Важно иметь в виду, что особый уклад жизни южноуральского населения способствовал «гибридному» характеру его художественной культуры -своеобразному синтезу элементов рабочей, крестьянской и казачьей субкультур.

- Региональная особенность художественной культуры данного периода обуславливается и значительным присутствием в ней традиций культур иноязычных народов, в первую очередь - тюркских заимствований. В сохраняющейся до наших дней пестрой этнической картине Южного Урала - причина особой уникальности художественной культуры края, воплотившей черты Запада и Востока.

- В досоветский период вырабатывается основная тема духовного содержания региональной культуры - тема родного края, Южного Урала, воспевание его красот и культурных традиций.

- Морфологический аспект художественной культуры Южного Урала ХУ111 - XIX веков характеризуется развитием, в силу исторических причин, в первую очередь, народного творчества (в особенности — рабочего и казачьего фольклора), градостроительства и декоративно-прикладного промышленного производства. При анализе каждого из них мы можем наблюдать характерные региональные особенности, обозначенные нами выше.

- Налаживается в дореволюционный период и организационно-институциональная система творческих процессов региона: появляются две художественно-промышленных школы, выстраиваются связи со столичными художественными учебными заведениями, осуществляется подготовка мастеров, организуется художественно-творческая самодеятельность населения. Появление трудовых династий, сохранение из поколения в поколение секретов художественного мастерства создаст условия для формирования в советское время художественной интеллигенции края.

В художественной культуре XX века, по сравнению с предыдущим этапом, наблюдалось большее разнообразие морфологической составляющей: в регионе получат свое развитие фактически все виды и жанры временных, пространственных и пространственно-временных искусств. Индустриальная мощь Южного Урала, его роль «опоры» Государства Российского по-прежнему сказывается на специфическом духовном содержании региональной культуры, но уже в меньшей степени, чем раньше. Уникальные отличия от культуры других регионов, скажем, иных территорий Большого Урала, сглаживаются, а в отдельных случаях полностью нивелируются. Причины тому мы находим в драматичной советской истории, в последствиях тоталитарного периода развития нашего государства. Художественная культура края первой половины XX века является периферийной копией общехудожественных процессов страны, проходя те же этапы, отражая те же закономерности, которые мы

165 наблюдаем в советском искусстве. Однако, советский период развития культуры характеризуется и положительными тенденциями, проявившимися, в первую очередь, в институциональном аспекте художественной культуры: развитие сети учреждений художественного производства, хранения и потребления способствовали тому, что искусство становилось более демократичным и доступным широким массам людей, формировало их художественный вкус, развивало и обогащало художественную картину мира жителей региона.

Принципиальные изменения наступают для региональной культуры Южного Урала в 80-90-х годах в связи с распадом основ имперского мышления и появлением регионализма как принципа демократической политики государства. Вначале они имеют кризисный характер, несут в себе разрушительную тенденцию, что драматично сказывается на судьбе культуры в целом и художественной культуры, как ее подсистемы. Однако, на рубеже третьего тысячелетия происходят позитивные процессы ее возрождения, подъем регионального самосознания и культурный рост.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право на коммерческое обозначение | Глава. Мир.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.