Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА VII. Подготовка и учреждение земельной реформы В исторической и мемуарной литературе часто встречается утверждение




Подготовка и учреждение земельной реформы
В исторической и мемуарной литературе часто встречается утверждение, что главной причиной не удачи белой борьбы в 1918/1919 годах было неже лание ген. Деникина разрешить, до освобождения страны от красных, главный вопрос русской обще ственной жизни крестьянский вопрос.
В действительности Деникин прекрасно понимал все значение крестьянского вопроса и лично был сторонником передачи большей части земли в соб ственность крестьянам. В приказе, оглашенном на заседании Особого совещания при главнокоманду ющем 26 марта 1919 года, он указал следующие ководящие начала для неотложных мер в области землеустройства:
„ Создание и укрепление прочных мелких средних хозяйств за счет казенных и частновладедь ческих земель.
Сохранение за собственниками их прав на зе ли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев и уста новлен порядок перехода остальной частновладе ческой земли малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений, путем принудительного отчуждения, но обязательно, земля, не превы шающая установленных размеров, укрепляется на правах незыблемой собственности.
Сознавая необходимость чтото предпринять сра зу же, ген. Деникин все же считал, что „полное раз решение земельного вопроса для всей страны и со | ставление общего для всей необъятной России зе мельного закона будет принадлежать законодатель ным учреждениям, через которые русский народ вы разит свою волю" 2.
10 июня 1919 года Деникин утвердил „Времен ное положение об Управлении Земледелия и Зем леустройства", но внимания земельной реформе оно почти не уделяло: лишь один пункт послед ней части этого, пространного документа указы вал, что, помимо пяти прочих своих обязанностей,,, Землеустроительная Часть" управления (одна из семи его „частей"!) должна была ведать „орга низацией и постановкой землеустроительного дела на местах главным образом в связи с аграрной реформой и переходом земли к малоземельному | населению, как по добровольному соглашению, • так и путем принудительного, за плату, отчуж дения" 3.
Во второй половине июня 1919 года правительст вом Деникина было указано, что фактические дёр ' жатели земель должны засеивать и обрабатывать зах ваченные ими земли. Из урожая трав они обязаны бы ли выдавать половину бывшим хозяевам земель, из урожая хлебов — одну треть (знаменитый,, третий сноп"), а из урожая корнеплодов — одну шестую. I Осенью того же года помещичья доля была сниже; на до одной пятой для зерновых культур и до одной! десятой для корнеплодов; установившееся в дерев нях фактическое распределение земель было отда лено еще на один сельскохозяйственный сезон4.
В июне были также учреждены, „для разреше споров по распределению и уборке урожая", ми вые комиссии, под председательством мировых дей и с участием землевладельцев и крестьян5. практике нередки были на местах попытки поме1 ков вернуть себе отобранные у них земли. Местн военные и гражданские власти не всегда препятсп вали их произволу, а порой и помогали им.
Таким образом, несмотря на бесспорно благие } мерения ген. Деникина, земельная реформа им пр ведена не была. Некоторые лица из окружения гла нокомандующего предлагали ему проекты рад кальной земельной реформы. Одним из наибол< упорных „реформаторов" был полковник Б. А. Э) гельгардт, в декабре 1919 года обратившийся к Д| никину с очередным проектом: характерно, что и конце своего командования Деникин, принц» пиально соглашаясь с Энгельгардтом о необходн мости закрепления за крестьянами захваченной им] земли, считал тем не менее, „что нет такой общест венной группы, на которую можно было бы опереть ся при проведении такой прямолинейной и практи ческой политики" 6. Сменивший ген. Деникина ген. Врангель был убежден, что, несмотря на всю трудность проведе ния земельной реформы, на невозможность в дан ных исторических условиях ее провести „в полном объеме", „условия этой жизни не позволяли дальше ждать". Хотя оно и не могло быть вполне удовле творительным для всех, ген. Врангель считал, что ре шение земельного вопроса „должно было выбить из рук наших врагов главное орудие политической борьбы, ударить по воображению населения и ар (мии, произвести соответствующее впечатление в иностранных кругах"?.
Местные условия были благоприятны для прове { дения реформы. Таврическая губерния фактически не знала крепостного права, и крестьянские наделы были в ней в среднем значительно крупней, чем во I многих других областях России. Столыпинская ре | форма была встречена в Северной Таврии весьма со чувственно: со времени указа 9 ноября 1906 года, установившего правила выхода из крестьянской общины, „7б % общинников обратилось с требова ' нием укрепить свои наделы в единоличную собст венность", что составило „рекордный процент для всей России" 8. С другой стороны, наличие в Север ной Таврии значительного количества земель, при надлежащих очень крупным имениям, составляло фонд, который мог сильно помочь государству обеспечить землей малоземельных крестьян. { В двадцатых числах марта 1920 года ген. Вран гель обратился к начальнику Гражданского управ ления, сенатору Г. В. Глинке, со следующим пись ' мом, излагающим его основные взгляды на земель ный вопрос:
,, Милостивый Государь!
Обеспечение трудящемуся населению возможно | сти спокойно заниматься всякого рода производи тельным трудом — является одною из важнейших задач гражданского управления. Наибольшее значе ние принадлежит основному роду занятий населения сельскохозяйственному.
События последних лет внесли в земельный воп рос огромные осложнения и затруднения. Вследст вие ряда разных причин перемешались понятия < праве собственности и о праве фактического вла дения. Происходит разрушение крупных хозяйств затрудняется создание прочных мелких хозяйств вследствие отсутствия права собственности.
Полное и окончательное разрешение этих вопро сов невозможно в короткий срок, в виду огромно! сложности связанных с ними правовых последствий Между тем жизнь требует немедленного выход; из создавшегося тупика на более правильную и вер ную дорогу. Возможно прочное положение сельско хозяйственного труда и земельного вопроса необхо димо, дабы ни одна пядь годной земли не осталас] бы необработанною за отсутствием хозяина.
На основании сего признаю необходимым в сроч ном порядке приступить к упорядочению вопрос о землепользовании на территории Вооруженных Сил Юга России, для чего поручаю Вам как Началь нику Гражданского Управления немедленно обра зовать Центральную Земельную Комиссию, из пред ставителей земских управлений, выбранных о земледельческого населения волостей и сведущи? лиц, последних по Вашему выбору. Комиссии это» в месячный срок разработать план земельной рефор мы и порядок осуществления ее на местах через посредство уездных земельных комиссий, образуе мых, на тех же основаниях как и Центральная, I каждом уезде.
При разработке положения о земельном вопрос' комиссии руководствоваться нижеследующими ос новными началами:
1) Земля должна принадлежать на праве частно! собственности по крепостному акту только тому кто ее обрабатывает, поэтому она не может был предметом торговли или эксплуатации посредст вом аренды.
2) Государство обязано охранять народное досто яние и блюсти, чтобы земля использовалась правиль но, не истощалась и не лежала необработанной.
3) В зависимости от запаса земли, густоты насе ' ления, и рода хозяйства величины наделов должны быть определяемы особо для каждой данной мест ности (уезда, губернии).
4) Все земли: удельные, государственные, мона стырские, церковные и частновладельческие, превы шающие установленный для данной местности (уезда, губернии) надел, подлежат отчуждению в зе мельный фонд для распределения за особо устанав ливаемую плату между малоземельным и безземель ным земледельческим населением.
5) Высококультурные и показательные хозяйст ва должны быть сохранены, с установлением для них особых, высших размеров наделов, в соответст вии с особенностями каждой местности (уезда, гу бернии).
6) Право владения наделами должно быть за крепляемо крепостными актами и составлением закладных на общем основании.
7) Получающий надел обязуется уплатить стои мость надела государству по особо составляемой для каждой данной местности (уезда, губернии) расценке.
8) Кроме того каждый, получающий надел, обя зуется вносить ежегодно в пользу государства (земельный налог) часть своего урожая, в размере, определяемом Земельными Комиссиями.
9) Из вносимых за наделы денег образуется го сударственный фонд, из которого государство производит расчет с владельцами отчуждаемых зе мель.
10) Величины наделов, стоимость их, количе(во ежегодно отчисляемого в пользу государст урожая определяется Уездными Земельными К миссиями и по рассмотрении и одобрении Глав» Земельной Комиссии /так! / представляется утверждение.
Утвержденные правила передаются Уездным 2 мельным Комиссиям для проведения в жизнь местах под общим руководством Главной Земе^ ной Комиссии и по общим Вашим указаниям" 9.
Вопреки указаниям ген. Врангеля, сенатор Глн ка наспех собрал комиссию из одних лишь „свер щих лиц", которые к тому же, за исключением лю кн. В. А. Оболенского и К. И. Зайцева, были I строены скорее консервативно. Комиссия собрала в начале апреля и заседала три дня подряд в Ял (в номере гостиницы „Россия"). Большая часть членов не сочувствовала государственной санкщ захвата земель крестьянами после революции. В ре зультате своих заседаний комиссия заявила, что с новная задача момента — „избавить земледельческ население от нынешней непосильной тяготы пр01 вольных реквизиций и грабительского отнятия ор дай производства /.../ и урожая". Без этого „ни < мые щедрые обещания земельных реформ, ни дей(вительные расширения и укрепления прав на землю трудящихся на ней хозяев не улучшат общего г ложения дела". „Поэтому, по мнению совещаю настоящая минута не является удобной для как либо правительственной декларации по земельно! вопросу. Мероприятия, которые могла бы обещал выполнить правительственная власть на Крымском полуострове, едва ли могут служить показательным примером разрешения земельного вопроса во всем его общегосударственном значении..." Хотя совещание утверждало, что „земля должна находится в руках трудящегося на ней собственника и не служить только средством извлечения дохода от сдачи ее в арендное пользование", оно не допу скало, „чтобы совесть русского народа мирилась с огульным узаконением разбойничьих захватов и кровавых приобретений". Оно предлагало лишь воздержаться „от всяких мер возмездия" против захватчиков и „продлить пользование захваченны ми землями для трудящихся над нею земледельцев впредь до установления порядка и законности, но восстановить немедленно права на землю всех хо зяевкрестьян, согнанных с их хозяйств насильника ми".
В проекте декларации, выработанном ялтинским совещанием, но подписанном лишь наиболее консер вативными его членами, можно было прочитать, что „земельный вопрос в России может быть разрешен не в условиях гражданской войны, а лишь после установления твердого правопорядка общероссий ской властью, признанной всем народом и автори тетной потому для всех классов населения" ^.
Ген. Врангель прочитал журнал ялтинского со вещания 8 апреля (он оставил на тексте собствен норучные пометки). В тот же день ему был подан секретный доклад ген. Махрова, который уже ча стично приводился выше. Махров предлагал „объя вить в декларации максимум земельной единолич ной собственности, обратив теперь же все остальное в государственный земельный фонд", из которого бы наделяли крестьян дополнительной землей. Кре стьяне должны были стать земельными собств ками обрабатываемой ими земли и их права до^ бьши быть укреплены в юридическом поряд „бумагой с орлом". Объявленный максимум з< считал Махров, нужно „назначить такой, чтобы влечь „середняка", хуторян и мелких землевла цев, имея в виду, что многие крестьяне владе» 50 десятин, что средний размер частновладельч' го и крестьянского владения во всей Европей России — 27 десятин" /.../,.это дает цифру макс ма единоличного владения — 100 десятин, не бо Приступить к земельному переделу ген. Махров предлагал „теперь же". На полях процитирован места доклада Махрова, ген. Врангель написал дующее: „Это верно, но сейчас невозможно, иб чуждение связано с расценкой, каковую фактич сделать нельзя. Нет и средств для оплаты отчуя ной земли, 1й шаг — облегчения земельных еде парцеляция казенных земель и обязательная (ботка всей годной площади, чем достигается I ход ее трудящимся" 11. На приложенном к док проекте декларации Врангель написал: „Вс; декларация излишняя, их было слишком ш Пусть судят о власти по действиям ее"! 2. Доводы ялтинского совещания не убедили Врангеля, о чем свидетельствует следующий приказ, от 11 апреля:
„Приказываю временно исполняющему д' ность Начальника Гражданского Управления медленно образовать при Гражданском Управл! Особую Комиссию, под председательством Са ра Г. В. Глинки, для выработки и проведем срочном порядке наиболее настоятельных ме] разрешению земельного вопроса применительно к местным условиям Крыма. В состав Комиссии, кроме сведущих лиц, по выбору Председателя, должны войти представители Земских Учреждений и Волостей.
В основу работ Комиссии должны быть положе ны следующие руководящие начала:
1) Вся годная к обработке земельная площадь должна быть надлежащим образом и полностью ис пользована,
2) Землей должно владеть, на правах прочно укрепленной частной собственности, возможно большее число лиц, могущих вкладывать в нее свои труд,
3) Посредником между крупным и мелким землевладением должно быть Государство. Комиссии надлежит разработать нижеследующие меры:
1) Раздробление земель, числящихся за Государ ственным Земельным Банком, государственных и т. дал., на мелкие участки для передачи их, на пра вах частной собственности, лицам, трудящимся на земле,
2) Учет и обмер необрабатываемых /.../13 в пер вую голову передаче в руки мелких земледельцев,
3) Выработка начал, коим должны удовлетво рять добровольные земельные сделки, с полным устранением земельной спекуляции, и образование посреднических губернской и уездных комиссии, коих главной задачею будет облегчение и упорядо чение земельных сделок на основе выработанных начал,
4) Надлежащее упорядочение арендных отноше ний, с целью возможного превращения временного землепользования мелких земледельцев в прочн владение на праве частной собственности, при 41 должно быть обращено особое внимание на то, чч бы намечаемые мероприятия отнюдь не нанес, ущерба продовольствию и снабжению Края,
5) Определение оснований сохранения за горо^ ми и другими юридическими лицами и учрежден» ми принадлежащих им земель,
6) Восстановление в правах тех землевладе.г цевколонистов, кои исключительными меропри тиями лишены были своих земельных прав"! 4.
„Особая Комиссия по земельному вопросу" з седала в Симферополе с 21 по 25 и 27 апреля п< председательством Глинки. В комиссию воцц члены бывшего ялтинского совещания. В ее сост ве, помимо председателя, было 32 человека: ср да них были различные представители органов мес ной или центральной государственной администр ции, таврический Губернский землемер, 2 предст вителя Госуд. Земельного банка, старший нотариу товарищ председателя „Съезда Сельских Хозяев председатель Таврической губернской земскс управы (В. А. Оболенский), председатели Симфер' польской, Перекопской, Евпаторийской и член Фе' досийской уездных земских управ и 5 представит лей волостей четырех крымских уездов (т.е. кр стьян), а также иные, „особо приглашенные" лиц.
Г. В. Глинка объявил членам комиссии, что с них ожидается „не решение аграрного вопро< во всей его широте для всего Российского Госу дарства, а лишь выработка практических мер наилучшему осуществлению в пределах Крыма н меченных приказом (от 11 апреля) задач" ^5. Член комиссии сразу же разделились на две группы. Одна была за проведение реформы в ближайшем буду щем, с передачей крестьянам, за плату, обрабаты ваемой ими земли; она считала, что для проведе ния реформы не нужно „сложного землеустрои тельного аппарата". Другая группа „решительно отвергла мысль о немедленном принудительном отчуждении частновладельческих земель". Для ее членов было лишь желательно поощрять добро вольные сделки между крестьянами и землевла дельцами.
Обсуждение почти каждого пункта вырабатывае мых комиссией мер сопровождалось дискуссиями, иногда бурными: образовывалось две, а порой и три, более или менее либеральные группы.
Много времени комиссия уделила вопросу об условиях передачи арендованных частновладельче ских земель в собственность крестьянам: было в конечном счете предложено дать преимущественное право покупки земли уже арендующему ее крестья нину. Было решено поощрять частное, а не коллек тивное приобретение земель. Пришлось долго убеждать представителей Земельного банка, против ников передачи дела распределения земель, принад лежащих банку, земледельческим комиссиям. Не мало внимания было уделено определению разме ров земель, не подлежащих отчуждению, и выясне, нию вопроса о том, какие категории земель не 1 должны отчуждаться.
В особом документе, „во исполнение полученной от Штаба Главнокомандующего телеграммы", был на заседании 23 апреля рассмотрен законопроект о возвращении „австрийским, венгерским и герман ским подданным и выходцам" их земель, приобре тенных Земельным банком „в порядке огран] тельных законов" 1916года16.
На последнем заседании Особой Комиссии, 27 реля, был оглашен „Проект мероприятий по зем(ному вопросу в Крыму". Ниже приводятся его» более важные пункты:
„I. Пахотные и сенокосные угодья частновладе ческих имений, в количестве, в среднем за поел ние шесть лет, обычно сдававшемся в аренду, пр назначаются для продажи в собственность зем дельцев.
2. Площадь упомянутых в ст. 1 пахотных и се1 косных угодий в каждом имении определяеч учреждаемыми одновременно с сим /.../ Посредни скими по земельным делам Комиссиями на осно] нии местных обследований, которые должны бы закончены и окончательно рассмотрены названньн Комиссиями к 1 февраля 1921 года.
3. Владельцам подлежащих отчуждению /.../: мель предоставляется до 15 апреля 1921 года про? вать их земледельцам по добровольным сделка /.../, по истечении же означенного срока земли эт го рода, о продаже коих не состоялось добровол ных соглашений, одобренных Посредническими г земельным делам Комиссиями, поступают в расп ряжение Правительства.
4. За каждым из собственников арендуемых з мель, в случае их о том заявления, сохраняются I состава пахотных и сенокосных угодий имения уч стки не свыше 200 десятин, хотя бы все эти угоды полностью или в части, обычно сдавались в аренду подходили под действие настоящих правил. Означе! ные участки отводятся по возможности к одним местам по указаниям владельцев.
5. Действие настоящих правил не распростра няется на такие имения, в которых сдача в аренду пахотных и сенокосных угодий за последние шесть лет вызывалась несовершеннолетием или безвест ным, по случаю войны, отсутствием владельцев.
6. Владельцам имений, хотя бы и сдававшим их в течение указанного в ст. 1 срока в аренду, но при ступившим до 1 апреля 1921 года к ведению имею щего государственное или краевое значение собст венного хозяйства, предоставляется право оставить за собой до 400 десятин пахотных и сенокосных земель, причем приступ к хозяйству и наличие до статочных для сего средств должны быть удостове рены Посреднической по земельным делам Комис сией.
/.../
18. Действие настоящих правил не распростра няется на земли: 1) надельные, 2) приобретенные с содействием Крестьянского Поземельного Банка, 3) принадлежащие городам, если они входят в чер ту города или необходимы для его расширения, 4) принадлежащие казне, земствам и городам, если они признаются необходимыми для устройства на них культурных, просветительных и хозяйственных учреждений, 5) принадлежащие ученым, просвети тельным и благотворительным обществам и учреж дениям, 6) земли церквей и причтов всех вероис поведаний и 7) монастырские и вакуфные".
Проведение реформы предлагалось поручить гу бернскому и уездным „Посредникам по земельным делам" и губернской и уездным „Посредническим по земельным делам Комиссиям". Губернский по средник и председатели уездных комиссий должга. были назначаться главнокомандующим, уездньи посредники, по несколько на уезд, — начальнико^ Гражданского управления. В состав уездных комис сии должны были войти — председатель, уездные по средники, председатель уездной земской управы» мировой судья, в состав губернской — губернский посредник (председатель), его помощник, член окружного суда, председатель губернской зем ской управы, губернский землемер, а также вызван ные или находящиеся в губернском городе уездные посредники^.
Несколько членов Особой комиссии с этим про ектом не согласились и подали особые мнения. В не которых этих „мнениях" отвергалась сама идея не обходимости проведения общей земельной рефор мы. Подал особое мнение и В. А. Оболенский^. Он указывал, что откладывать проведение реформы значит непременно лишиться поддержки крестьян, которые уже не верят голословным обещаниям не однократно сменявшихся властей. Пока фронт не далеко, крестьяне покупать земли не будут, считал он, боясь непризнания покупок в случае смены вла сти. Если же фронт удалится, помещики не захотят продавать земель, при нынешней низкой стоимости денег. Оболенский не верил в возможность добро вольных соглашений и предлагал немедленно пере дать крестьянам не только сдаваемую в аренду зем лю, но и всю неиспользованную в течение трех по следних лет площадь. Владельцы не должны были иметь права сохранить за собой более 100 десятин.
В целом работой Особой комиссии ген. Вран гель остался недоволен. Он ее упрекает в том, что она „в сущности не указала общего решения земель ного вопроса, недостаточно широко пошла навстре чу сложившимся в крестьянской среде представле ниям о действительных потребностях земельного устройства". Зато к более радикальным взгля дам Оболенского он отнесся с видимым одобре нием^.
Разочаровавшись в возможности проведения зе мельной реформы обычным административным пу тем, ген. Врангель непосредственно обратился за советом к главным заинтересованным в его проекте лицам — крестьянам. Он, например, вызывал к себе для беседы крестьян, пробравшихся через фронт из Северной Таврии, и „долго и подробно говорил с ни ми сам, поручив сенатору Глинке записать и форму лировать их соображения и желания". Крестьяне го ворили, что они тяготятся советской властью, же лают водворения в деревне „порядка и государст венности", „ждут закона о земле и земском управ лении, но хотят сами взять в свои руки заведование земским хозяйством и распоряжение землей". Именно на этой основе, утверждает Врангель, он „поручил сенатору Г. В. Глинке приготовить в са мый кратчайший срок земельный законопроект" 20.
В это же время крымские общественные круги оживленно обсуждали работу земельной комиссии, о которой был опубликован ряд подробных статей в различных крымских газетах. Создавался, таким образом, в крымском обществе благоприятный принятию реформы психологический климат.
Подгоняемый „решительными требованиями и указаниями" ген. Врангеля, Глинка быстро и до бросовестно справился с возложенной на него за дачей. К середине мая был готов и одобрен Вранге лем проект „закона о земле" (а также и о новом волостном земстве).
18 мая Глинка ознакомил с обоими проектами членов Совета при главнокомандующем. Большин ство из них отнеслось к проектам отрицательно:
помимо самого Врангеля и Глинки, их поддержало лишь два человека. Несмотря на оппозицию своего „правительства", ген. Врангель утвердил оба проек та „по закрытии заседания совета..." 21
Любопытно отметить, что сам автор проекта зе мельного закона сенатор Глинка — так сильно сомневался в своем творчестве, что еще 11 мая выслал Врангелю телеграмму, в которой „умолял" его „ради успеха дела" не решать окончательно утверждение земельного закона до приезда А. В. Кривошеина22.
25 мая были опубликованы четыре текста, изла гающие и объясняющие земельную реформу:
1. „Приказ о земле".
2. „Правила о передаче распоряжением Прави тельства казенных Государственного Земельного Банка и частновладельческих земель сельскохозяй ственного пользования в собственность обрабаты вающих землю хозяев".
3. „Временное положение о земельных учрежде ниях".
4. „Правительственное сообщение по земельному вопросу" 2^.
Прибывший до опубликования этих распоряже ний Кривошеий настоял лишь „на придаче закону особой формы.Приказа о земле' ", и предложил переименование „посреднических земельных комис сий" в „земельные советы" 24.
„Приказ о земле" излагал три руководящих принципа реформы (уже изложенные в приказе от 11 марта) и сообщал о „введении в действие" „Правил о передаче... ' и „Временного положе ния...".
Ниже приводятся основные распоряжения этих • документов;
Правила о передаче земель...
„Ст. 1. В местностях, на которые распространяет ся власть Главного Командования Вооруженными Силами на Юге России, всякое владение землею сельскохозяйственного пользования независимо от того, на каком праве оно основано, и в чьих руках оно находится, подлежит охране Правительственной Власти от всякого захвата и насилия. Все земельные угодья остаются во владении обрабатывающих их или пользующихся ими хозяев. Изменения этого владения допускаются лишь в порядке, установлен ном настоящими правилами. /.../
Ст. 2. Охрана владения, не основанного на ак тах о праве собственности, не распространяется на захваты, произведенные из земель: 1) надельных, 2) купленных при содействии Крестьянского Бан ка /.../, 3) выделенных в хутора и отруба /.../, 4) отведенных в надел церквам и причтам, а так же монастырских и вакуфных, 5) принадлежа щих сельскохозяйственным опытным, ученым и учебным учреждениям и училищам, 6) усадеб ных, огородных, равно как занятых искусственны ми насаждениями, поливными посевами и особо ценными культурами (виноградниками, хмельника ми, табачными плантациями и т.п.) или садами /.../, 7) под мельницами, фабриками и заводами и дру гими постройками, промышленного характера /.../, 8) частновладельческих сельскохозяйственного пользования, подлежащих сохранению за владель цами в том предельном размере, который будет для сего установлен. /.../
Ст. 3. Все, за исключением упомянутых в пред шедшей статье, пахотные, сенокосные и выпасные угодья казенных. Государственного Земельного Банка и частновладельческих имений, и в первую очередь не обрабатываемые самими собственниками или оставленные ими без надлежащего использова ния, либо сдаваемые обычно в аренду за деньги или из части урожая, подлежат передаче трудящимся на земле хозяевам в собственность мелкими участка ми, с обложением новых владельцев этих земель, впредь до оплаты Государству их стоимости, осо быми государственными сборами хлебом или день гами. /.../
Ст. 4. Забота о сохранении в руках трудящих ся хозяев обрабатываемых ими земель, мероприя тия, необходимые для прочного укрепления за ними этих земель, во всех случаях, когда не последует об их покупке добровольных соглашений с законными собственниками, и обязанности по установлению и охране земельного правопорядка и передаче зе мель мелкими участками в собственность трудя щихся на земле хозяев — возлагаются, впредь до прочного устроения и упорядочения земской жизни на местах, на учрежденные временно, на один год, Волостные и Уездные Земельные Советы. /.../
Ст. 5. Все казенные леса сохраняются в распоря жении заведующих ими правительственных учрежде ний, а частновладельческие принимаются под наблю дение тех же учреждении. Волостным Земельным Советам предоставляется выяснение потребностей местного населения в топливе и строительных мате риалах и в расширении сельскохозяйственного пользования за счет лесных площадей, а также инте ресов этого населения в способах разработки леса.
Ст. 7. Советские хозяйства, устроенные в преде лах волости, а также имения, в которых ведется культурное или промышленное хозяйство, имеющее государственное или краевое значение, переходят всецело в распоряжение Правительства и могут быть им передаваемы для заведывания либо особым ка зенным управлениям, либо Волостным Земельным Советам, с обязательством сохранения в них инвен таря, правильного хозяйства и всех хозяйственных обзаведении. /.../
Ст. 8. Впредь до укрепления за новыми владель цами земельных участков, о покупке которых у прежних собственников не последовало взаимного соглашения, а по укреплении — до уплаты Государ ству за укрепляемые участки полной их стоимости деньгами или натурою (зерном), — хозяева, в пользовании которых находятся эти земли, обла гаются сборами в деньгах или зерном в средства Государства. Сборы эти предназначаются на покры тие лежащих в земле долгов кредитным учрежде ниям и частным лицам и в Государственный фонд для вознаграждения бывших собственников этих земель.
Ст. 9. Размер упомянутых в предшедшей статье сборов хлебом или деньгами с новых собственни ков отчуждаемых земель определяется на следую щих основаниях:
1. полною оплатою Государству стоимости каж дой десятины удобной земли, без различия — пахот ной, сенокосной и выпасной, — признается сдача в государственный запас хлеба в зерне преобладающе го в данной местности посева (ржи или пшеницы) в количестве пятикратного, среднего за последние 10 лет, урожая этого хлеба с казенной десятины; /.../
3. причитающееся в оплату отчуждаемых участ ков количество хлеба вносится новыми собственни ками в течение 25 лет ежегодно, равными частями, составляющими на каждую десятину одну пятую часть среднего урожая;
/.../ 5. плательщику предоставляется во всякое вре мя досрочно произвести полную оплату стоимости всего или части укрепляемого за ним участка земли взносом хлеба или денежной стоимости его по ры ночным местным ценам времени уплаты;
/.../ Ст. 10. Разверстка между плательщиками (от дельными хозяевами, товариществами и общества ми) установленных сборов, взыскание, хранение и сдача их по назначению возлагаются на Волостные Управления, под наблюдением податной инспек ции./.../
Ст. 11. Волостные Земельные Советы, немедлен но по их открытии, производят по каждому казен ному и частновладельческому имению обследования для выяснения: 1) какие угодья, в каком размере, на каком основании и в чьем именно пользовании состоят, причем составляются опись имения и пере чень обрабатывающих в нем землю хозяев и преж них владельцев; 2) сколько у кого из обрабатываю щих землю хозяев имеется сверх сего надельной или купленной земли; сколько и каких угодий в име нии остается без обработки или без хозяев; 4) сколь ко и каких угодий может быть немедленно за креплено за новыми владельцами по добровольным соглашениям о покупке их у законных собственни ков; 5) какие земли состоят в пользовании по стоянных их арендаторов, имеющих на них осед лость и хозяйственное обзаведение, и 6) какие и в каком количестве угодья подлежат возврату или сохранению за собственниками на основании ст. 2 настоящих Правил, как неподлежащие отчуждению.
Ст. 12. На основании упомянутых в предшедшеи статье обследований /.../ Волостные Земельные Со веты составляют и представляют на утверждение Уездных Земельных Советов свои предположения о распределении земель каждого имения между об рабатывающими их хозяевами для укрепления за ними этих участков.
Ст. 13. По утверждении упомянутых в предшед шей статье проектов укрепления Уездным Земель ным Советом, постановления последнего служат бесспорными актами владения землею новых соб ственников до замены этих документов по уплате Государству полной стоимости отчужденных зе мель, основанными на упомянутых актах крепост ными данными. /.../
Ст. 14. На Волостные Земельные Советы возла гается: 1) представление через Уездные Земельные Советы на утверждение Высшей Правительственной Власти предположений о предельном размере владе ния сельскохозяйственными угодьями, менее ко торого не может быть оставлено у всякого земель ного собственника при отчуждении его земель /.../';
4) утверждение добровольных соглашений между хозяевами об обмене и разверстании угодий /.../.
Ст. 15. При определении условий и размера укрепления действительного землепользования за обрабатывающими землю хозяевами, Волостные Зе мельные Советы обязаны руководствоваться ниже следующими требованиями: 1) преимущественное право на укрепление за ними обрабатываемых уча стков предоставляется хозяевам, имеющим на них усадебную оседлость и хозяйственное обзаведение и обычно снимавшим эти земли в аренду за деньги или из части урожая, а между этими хозяевами — прежде всего воинам, участвовавшим в борьбе за государственность, или их семьям, 2) земли каждой волости должны служить в первую очередь обес печением устройства на них постоянных жителей волости из числа хозяевземлевладельцев, и лишь за удовлетворением их, могут быть обращаемы на устройство пришлого земледельческого населения, и, 3) установление предельного размера, до кото рого фактическое землевладение может быть за крепляемо за отдельными обрабатывающими землю хозяевами, должно сообразоваться с возможностью вести на этой земле прочное хозяйство /.../. /'.../"
Временное положение о земельных учреждениях,, 1. Для осуществления на местах Земельных предприятий, впредь до устроения и упорядочения земской жизни, учреждаются временно на один год: 1) Волостные и уездные Земельные Советы, и 2) должности Губернских Посредников по земель ным делам и их Помощников. 2. Избрание Волостных Земельных Советов производится на особых Волостных Земельных Схо дах, созываемых под председательством Волостного Старшины, из следующих лиц в возрасте не менее 25 дет: 1) всех сельских старост волости; 2) выбор ных от сельских и других земельных обществ и т • вариществ, избираемых для сего по одному от каж дых десяти хозяев, имеющих земельную собствен ность и ведущих самостоятельное полевое или при усадебное хозяйство; 3) не принадлежащих к сель ским и другим земельным обществам и товарищест вам землевладельцев, без различия сословия и неза висимо от размера их земельного имущества, по одному представителю от каждого входящего в состав волости владения, составляющего особое хозяйство; 4) старших представителей от церков ных причтов и приходских обществ всех вероиспо веданий и учебных заведений, владеющих в преде лах волости земельными участками сельскохозяй ственного пользования, по одному от каждого причта, общества и учебного заведения и 5) пред ставителей от казны, Государственного Земельного Банка, городов, земств и ученых, благотворитель ных и других обществ, по одному от каждого уч рождения или общества, если в пределах волости находятся принадлежащие им земли сельскохозяй ственного пользования. /.../
5. Созванный на указанных выше основаниях Волостной Земельный Сход избирает из своей среды Членов Волостного Земельного Совета на один год в количестве не менее пяти и не более десяти. /.../ /.../
10. Уездный Земельный Совет состоит, под пред седательством Уездного Посредника по земельным делам, из заменяющего Председателя, в случае его отсутствия, Председателя Уездной Земской Упра вы, или его заместителя, Мирового Судьи по назна чению Мирового Съезда, представителя от ведомст ва Финансов и представителей от волостей, избирае мых на один год, по одному от волости. /.../ /.../
12. На Уездные Земельные Советы возлагается: 1) содействие успешному выполнению Волостными Земельными Советами возложенных на них обязан ностей и наблюдение за тем, чтобы, при осуществле нии земельных мероприятий на местах, соблюдались постановления и распоряжения Правительственной Власти; 2) разрешение жалоб на постановления и распоряжения Волостных Земельных Советов и на действия по земельным делам отдельных должност ных лиц; /.../.
14. Постановления Уездных Земельных Советов почитаются окончательными и могут быть отменяе мы высшей губернской властью лишь в случае на рушения общих узаконении и постановлений Пра вительственной Власти, либо законных прав част ных лиц и интересов общественных и государствен ных. 15. Должности Губернского Посредника по зе мельным делам и его Помощника учреждаются при Управлениях Земледелия и Землеустройства в гу берниях. На Губернского Посредника по земельным делам возлагается объединение деятельности Уезд ных и Волостных земельных учреждений и содейст вие успешному выполнению ими возложенных на них обязанностей. /.../" 25
Правительственное сообщение по земельному во просу объясняло и обосновывало положения трех первых текстов. Таким образом, например, предо ставление волостным земельным советам права ре шать самим о количестве не подлежащей отчужде нию частновладельческой земли обосновывалось лучшим знанием этими учреждениями, чем цент ральными, местных хозяйственных условий2^. За крепление распределенной между крестьянами зем ли „бумагой с орлом", гарантирующей „вечное" и наследственное владение землей, представлялось, как отвечающее желанию большей части русского,, домовитого" крестьянства.
Введение платы за получаемую землю объясня лось желанием добиться ее закрепления за „настоя щими, прочными хозяевами", а не за „всяким пад ким на даровщину и чуждым земле человеком". Указывалось, что ежегодняя выплата государству значительно ниже обычной арендной цены земли и обеспечивает, после истечения положенного срока, полную собственность на нее. Пояснялось также, что, какие бы ни были решения земельных советов, „каждому посевщику непременно обеспечивается право снять урожай, а каждому обрабатывающему землю — оплата его труда".
Волостные и уездные советы — учреждались лишь на год, для немедленного осуществления земельной реформы: их должны были вскоре сменить волост ные и уездные земства, положение о которых „уже подготовлено" 27.
Оставался нерешенным вопрос о возмещении убытка собственникам отчуждаемых земель (то есть в основном крупным землевладельцам — по мещикам). На начальника Управления финансов была возложена задача составить „предположения об основаниях, порядке и сроках окончательного расчета государства" с ними. „Предположения" предложили возместить стоимость отчуждаемой земли, оцененной в три урожая, в виде ежегодной выдачи этой цены в течение 25 лет. Приступить к осуществлению этой меры до эвакуации не уда лось29.
Земельная реформа была дополнена рядом дру гих мер. 15 июня было создано „Управление Земледелия и Землеустройства", дабы „сосредото чить правительственную деятельность по скорейше му устройству на местах волостных земельных учреждений и по оказанию содействия успешной их работе" 29. Начальником Управления был назначен сенатор Глинка.
26 июня ген. Врангель приказал приравнять плату за арендованную землю к пятой части уро жая, если она по заключенному договору превыша ла это количество. Все взносы посевщиков за об рабатываемые ими земли, кому бы они первона чально ни предназначались, было приказано им зачитывать „первым платежом Государству в счет выкупной стоимости отчуждаемой земли" 30.
10 июля был определен порядок сбора и хра нения пятой части урожая, вносимой за землю крестьянами в казну. До открытия земельных со ветов и волостных земских управ за „ссыпку и хранение" зерна были ответственны волостные сельские правления. Сразу же после их учреж дения, эта ответственность переходила к волостным советам31.
26 июля было разрешено крестьянам в 1920 го ду внести не одну пятую часть среднего урожая всей местности за 10 лет, а пятую часть действитель но уродившегося на их земле урожая. Эта мера, ко нечно, облегчала определение вьшлаты за землю при тяжелых условиях времени32.
3 октября были уточнены условия укрепления за хозяевами и арендаторами „их усадебной оседлости и хозяйственного обзаведения" на землях, подлежа щих отчуждению: жилые и хозяйственные построй ки сохранялись за новыми собственниками, если они были построены ими самими или за их счет, без особого вознаграждения бывшим хозяевам. Если постройки произведены были бывшими владельца ми земли, приобретающие их крестьяне должны бы ли выплатить им сумму, установленную по взаимно му соглашению3 3. Другим приказом, объявленным в тот же день, был разъяснен вопрос о некоторых разрядах земель, не подлежащих отчуждению (го родских, нужных для культурнопросветительных целей или для поселения воинов из действующей армии): причисление земель к этим категориям возлагалось на уездные земельные советы34.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.