Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 13. Особенности религиозной ситуации во Вьетнаме.






Политика «Реформы и обновления» в полной мере затрагивает и религиозную жизнь Вьетнама. Традиционная религиозность вьетнамцев, как она сформировалась к середине XIX века, выражается формулой Там Зяо (Тройная религия). Там Зяо – это подвижный симбиоз буддизма, конфуцианства и даосизма. В этот симбиоз влилось также множество различных культов, как местных – общевьетнамских и региональных, так и заимствованных у других народов и религий. При всей сложности и многосоставности религиозности вьетнамцев, есть один всеобщий общепринятый культ – культ предков (мои вьетнамские собеседники связывали его с даосизмом). В доме практически каждого вьетнамца стоит старинный алтарь, на котором совершаются жертвоприношения предкам. Почитая предков, вьетнамцы удивительно хорошо знают свою родословную. Когда я спрашивал об этом сотрудников Института религиозных исследований Вьетнамской академии общественных наук, одни знали свой род с X века, другие с XI, третьи – c XII.

Вьетнамская культура с IV века до Р. Х. формировалась в лоне буддизма. Буддизм вьетнамцев – это дзен-буддизм. Позднее из Китая пришли даосизм и еще позднее конфуцианство. В XV веке буддизм утратил статус государственной религии, его место заняло конфуцианство. Во Вьетнаме повсеместно присутствуют буддистские, конфуцианские и даосские храмы. Средний вьетнамец до какой- то степени признает все три религии, и хотя бы очень редко посещает храмы всех трех религий. Причем, как говорили мне мои вьетнамские друзья, буддистские медитации – в основном женское занятие, а даосские и конфуцианские богослужения чаще посещают мужчины.

Христианство стало проникать во Вьетнам в XVI веке, различные католические ордена с этого времени основывали свои миссии. В середине XIX века, когда французские колонизаторы основались во Вьетнаме, там уже существовала значительная католическая община. Французы, а затем американцы предоставляли католикам значительные привилегии. При их правлении католицизм, особенно на юге Вьетнама значительно укрепился. Несмотря на то, что католичество пришло на вьетнамскую землю значительно позже, чем религии Там Зяо и на то, что он пользовался особой поддержкой колонизаторов, во вьетнамском общественном мнении (как говорили мне мои вьетнамские друзья) католичество воспринимается как неотъемлемая часть вьетнамской истории и духовной культуры. Конфликты коммунистических властей с Ватиканом, католическим духовенством и даже с верующими не отрицают того факта, что присутствие католической культуры воспринимается вьетнамцами, в качестве устоявшейся нормы.

Иное положение протестантизма. Своим рождением вьетнамский протестантизм обязан американской миссионерской организации Christian and Missionary Alliance (CMA), основавшей первую общину в 1911 году. Протестантизм во Вьетнаме - это феномен XX и XXI веков, причем почти всегда и все вьетнамские власти относились к этому феномену без особой симпатии. Как отмечает ведущий специалист по истории и современному состоянию протестантизма во Вьетнаме Nguen Xuan Hung, протестанты из CMA придерживались строго кальвинизма, конгрегационализма и решительно боролись с попытками властей контролировать их.

Это создавало для них массу проблем. Протестантов дискриминировали не только французы, поддерживавшие католическую церковь, но и проамериканский режим Нго Динь Дьема, продолживший политику опоры на католиков. После победы коммунистов на Севере Вьетнама в 1954 г. около 50% протестантов бежали на Юг. Оставшиеся, однако, сумели выжить и даже, признав одним из своих принципов «патриотизм», создали легальную структуру Вьетнамскую евангелическую миссию (Северный Вьетнам). Особым было положение протестантов горных племен. Среди горцев – протестантов были распространены сепаратистские настроения и бескомпромиссный антикоммунизм. С протестантизмом горцев коммунистические власти боролись весьма решительно. После воссоединения Вьетнама в 1974 г. евангелисты из СМА были вынуждены искать новый modus vivendi с коммунистическими властями на всей территории страны.

Несмотря на недружелюбное отношение к себе всех властей, какие только были во Вьетнаме, протестанты из СМА постоянно росли и укреплялись. «Евангелизм быстро и успешно развивается и становится существенным фактором во многих сторонах общественной жизни, внутренней и внешней политики Вьетнама» (Relations Between Vietnamese Goverments in History and the Evangelical Church- Religious studies review. (Hanoi) Vol.1, n. 2, may 2007, p. 38-50). В течение XX века во Вьетнаме возникли, помимо СМА, и другие протестантские деноминации- адвентисты, баптисты, меннониты и др. Но их численность и влияние, по сравнению с СМА, ничтожны.

Таковы основные религиозные течения, представленные во Вьетнаме. Помимо них существуют еще своеобразные необуддистские секты Као Дай и Хоа Хоа, небольшие группы мусульман, кхмеры исповедуют буддизм Тхеравады. Но не эти группы определяют религиозную жизнь Вьетнама и не отношения с ними определяют религиозную политику вьетнамского правительства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.