Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суспільство і природа: єдність і відмінність. Екологічні та демографічні проблеми.






Суспільство зв’язане з природою: генетично; суспільство використовує природу як систему своєї життєдіяльності. Природа є визначальний чинник в розвитку суспільства. Ці ідеї називаються географічним детермінізмом (Арістотель, Монтеск’є та ін.). Т.Ратцель вважав, що для кожного суспільства питання життєвого простору є вирішальним. Але природа, впливаючи на суспільство не є вирішальним чинником в його розвитку, тобто вплив природи є опосередкованим. Фактор чисельності населення. Экологич. проблемы: Загрязнение земли, воды и атмосферы, угроза глобального потепления, радиационное загрязнение, ухудшение качественного состава природных ресурсов, утилизация отходов. Серьезной проблемой современного мира является демографический взрыв. Десять тысяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад, около 200 млн, в 1960 г.3 млрд, в 1975, 4 млрд, в 1987 - 5 млрд. Если этот темп прироста населения сохранится, то к 2000г.на Земле будет более 6 млрд человек, а к концу 21 века в два раза больше.

60. Людина і суспільство: проблема єдності та відчуження (Локк, Руссо, Маркс). Г.Маркузе „Одновимірна людина По мнению Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо, других представ. теории общественного договора, О возникает в следствие добровольной передачи личностью своих прав гос-ву. Гегель считал источн. О и его сутью процесс объективизации, овеществления духа. Фейербах видел его истоки в психологич. состоянии человека - чувстве зависимости, страхи и т.п. Маркс и Энг. - в институтах разделения труда и частной собств. Согласно Марксу, О возникает вследствие разделения труда, классового деления, в результате чего человек не может свободно выбирать определён. способ деят-ти, а подчиняется обст., которые принудит. навязывают ему др. люди. Вынужденный продавать свой труд, рабочий попадает в полную зависим. от хозяина. Отчуждение труда выступает в четырех формах:

* Отчуждение продукта труда (раб относится к продукту труда как к чужому предмету. Чем больше он производит, тем меньше потребляет)

* От самого процесса труда (труд принудительный, в своем труде раб не утверждает себя, а изнуряет свою физическую природу и духовные силы - отношение к собственной деятельности, как к чему-то чужому).

* Родовой сущности человека (человек превращает свою жизнедеятельность в средство для поддержания своего существования человек утверждает себя как родовое существо при переработке предметного мира

* Человек от человека (следствие того, что человек отчужден от продукта своего труда, процесса труда, от родовой сущности есть отчуждение человека от человека.)

Локк Джон Цель государства, по Локку, сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда, поэтому государственная власть может быть произвольной. У Локка она делится на: 1) законодательную; 2) исполнительную и 3) союзную, федеративную. Локк считал, что сами люди должны изменить существующий общественный порядок, если при нем личность не может получить надлежащего воспитания и развития. Каждый человек является собственником прежде всего своей жизни, а следовательно, и собственником средств обеспечения, осн. из к-рых является труд. Ж.-Ж.Руссо считал высшей свободой природную свободу, что настоящая реальная свобода это подчинение закону, который установили сами люди. Если забыть, что плоды земли принадлежат всем, а земля никому, то погибнут люди. Центральная проблема в творчестве Руссо - проблема неравенства между людьми и путей ее преодоления(причина неравенства - частная собственность. Руссо - сторонник естественного права. Герберт Маркузе «Одномерный человек». М. исследовал процессы социальных и идеологических манипуляций и их результаты - в частности процесс формирования т.н. «одномерного» человека. «Одномерный» человек, по Маркузо, характеризуется полной утратой социально -критического отношения к обществу. В совр. обществе этот тип личности стал массовым, в результате чего, по М., массы уже не могут быть носителями инициативы - она переходит к «аутсайдерам»: безработным, студенчеству, национальным меньшинствам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.