Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 8






Тема лекции: Речевая культура.

Цель лекции: дать представление об этических нормах речевой культуры, ознакомить с понятием «речевой этикет», с формулами речевого этикета, его группами.

Вопросы лекции:

1.1. Два уровня владения литературным языком. Знание и соблюдение императивных норм.

1.2. Особенности первоначального восприятия текстов.

1.3. Устная публичная речь. Виды, жанры.

1.4. Этические нормы речевой культуры. Понятие «речевой этикет». Формула речевого этикета, его группы.

1.5. История обращения людей друг к другу в различных жизненных ситуациях.

Литература:

1. Барышникова, Е. Н., Клепач, Е. В., Красс, Н. А. Речевая культура молодого специалиста. – М.: Р. Валент, 2005. – 272с.

2. Русский язык и культура речи: практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2005. – 304с.

3. Смелкова, З. С. Деловой человек: культура речевого общения. - М., 1997.

4. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2011.

5. https://cultrechi.narod.ru

1.1. В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека – низший и высший.Для низшего уровня достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Речь человека можно назвать правильной, если он не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложении. Правильная речь - это также ее богатство, точность и выразительность. Показатели богатой речи: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкций. Точность речи– это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность речи создается специальными языковыми средствами, в наибольшей мере соответствующими условиям и задачам общения. Человек достигает высшего уровня речевой культуры, если обладает правильной и связной речью. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается. Императивные нормыв языке – это обязательные для реализации правила, отражающие закономерности функционирования языка, это, к примеру, правила спряжения, склонения, согласования и т.п.

1.2. К понятиям, разработанным современной практической стилистикой, относится понятие первоначальное восприятие текста (первочтение), которое отличается от понятия окончательное восприятие текста. Первоначальное восприятие текста протекает обычно непроизвольно, так что слова объединяются в сознании читающего как бы сами собой, помимо его намерения. Окончательное же восприятие текста устанавливается на основе известных размышлений читающего, взвешивания возможных вероятностей при выборе в качестве более правдоподобного того или иного варианта объединения слов. Стилистическую правильность или ошибочность предложения, в котором, по предположению, возникают ошибочная смысловая связь слов и другие ошибки рассогласования, необходимо устанавливать исключительно по первоначальному восприятию. Если при первоначальном восприятии предложения возникает ошибочная смысловая связь слов, то это уже означает, что предложение стилистически ошибочно и должно быть исправлено. Другая пара принципиально важных соотносительных понятий: закономерности первоначального восприятия текста - правила стилистического конструирования текста. Первоначальное восприятие текста не хаотично, не произвольно, оно единообразно практически у всех читающих, закономерно и поэтому предсказуемо.

1.3. Устная публичная речь это разновидность устной формы литературного языка, используемая вразного рода публичных выступлениях на общественно значимые темы. Вместе с разговорной речью составляет устную форму литературного языка, которая реализуется в двух разновидностях — разговорной и публичной — и противопоставляется её письменной форме. К устной публичной речи говорящий прибегает при осуществлении прежде всего функций сообщения и воздействия при наличии интеллекту­а­ли­зи­ро­ван­ной темы и в ситуации публичного общения в производственной и социально-культурной сферах. Для осуществления речевого акта в условиях устной публичной речи характерно особое соотношение адресанта и адресата речи, при котором осуществляется преимущественно одностороннее воздействие адресан­та речи на её адресата. Важны качественные (степень информи­ро­ван­но­сти) и количественные (единичный, коллективный или массовый) характеристики адресата. Важны и социальные отношения между адресантом и адресатом. Устная публичная речь может носить подготовленный характер со стороны своих содержательно-компози­ци­он­ных особенностей, однако в своём структурно-языковом воплощении она является спонтанной. Основные её языковые характе­ри­сти­ки определяются фактором устности. Устной публичной речи свойственна необра­ти­мость во времени. Характерно стремление к самостоятельной предикативности (глаголь­но­сти) отрезков речи, меньших, чем предложение. Эти свойства присущи и разговорной речи и универсальны для устных форм разных национальных и литературных языков, хотя имеют в них разное структурное воплощение. В устной публичной речи используются книжно-письменные средства соответствующих ей по тематике стилей письменного литературного языка, однако в пределах, допускаемых устной формой. В ней исполь­зу­ют­ся и разговорно-экспрессивные средства, но лишь в той мере, которая отвечает её назначению освещать общественно значимые темы. Основные жанры устной публичной речи — доклад, лекция, сообщение, выступление, консультация, беседа.

1.4. Этикет – это совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности («дипломатический протокол», «деловой этикет»). Речевой этикет – это социально заданные и национально специфичные правила речевого поведения в официальной и неофициальной обстановке общения. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в коммуникацию, а также ситуации общения. Кроме того, речевой этикет имеет национальную специфику. Типичные ситуации речевого этикета: обращение; знакомство, приветствие; прощание; извинение, благодарность; поздравление, пожелание; одобрение, комплимент; сочувствие, соболезнование; приглашение; совет, просьба; согласие, отказ. Каждой ситуации соответствуют определенные речевые формулы, знание которых необходимо для эффективного общения. В сфере речевых формул выделяются формулы высокого и низкого стиля.

1.5. Обращение выполняет контактоустанавливаюшую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно. В фактическом общении, в речи близких людей, в разговорах с детьми обращение часто сопровождается или заменяется перифразами, эпитетами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Анечка, зайчик ты мой; милочка; киса; ласточки-касаточки и т. п. Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине XX века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола - женщина, мужчина. В последнее время нередко при обращении к женщине употребляется слово дама, при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.