Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 7






Тема лекции: Нормирование языковой деятельности.

Цель лекции: дать представление о законах и правилах нормирования русского языка, об уровневых разновидностях языковых норм, о нормировании в коммуникативной системе.

Вопросы лекции:

1.1. Нормирование русского языка. Законы и правила. Согласованность и противоречия.

1.2. Формы русской речи: устная, письменная, внутренняя.

1.3. Понятие о языковой и речевой норме. Уровневые разновидности языковых норм: синтаксические, морфологические, словообразовательные, лексические, фразеологические, орфоэпические, орфографические, пунктуационные.

1.4. Нормирование в коммуникативной системе.

1.5. Построение текстов различных функциональных стилей и жанров, выбор лексических и грамматических средств для их реализации.

Литература:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.. 2002.

2. Русский язык и культура речи: практикум / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2005. – 304с.

3. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2011.

4. https://cultrechi.narod.ru

1.1. Нормирование русского языка – это создание системы описания языка. Национальные качества русского литературного языка воплотились наиболее совершенным образом в литературно-художественных текстах XIX в. и в советской художественной классике. Изучение и отбор этих текстов как опорных способствовал формированию системы литературных текстов, на которых вырабатывалась норма. Разработка нормы устной речи опиралась на язык литературно образованных людей нового поколения, но с учетом традиции устного речевого обихода старой интеллигенции. Так, орфоэпическая норма разрабатывалась на основе московского произношения. Лексика изучалась с точки зрения истории ее литературного применения и историко-стилистической дифференциации. На этом основании составлялись и составляются нормативные словари. Разрабатывается и новая система академической грамматики.

1.2. Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения. В устной речи большую роль играют логическое ударение, произношение, наличие или отсутствие пауз, интонационное разнообразие речи, дополнительные средства: характер взгляда, пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты.Устной речи свойственны небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных.Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. В письменной речи применяются более сложные синтаксические конструкции, чем это свойственно устной речи. В качестве средств смыслового выделения частей высказывания на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Внутренняя речь – это: а) планирование и контроль «в уме» речевых действий; б) внутреннее проговаривание — беззвучная речь «про себя», выполняющая те же функции планирования и контроля и возникающая в определённых ситуациях деятельности (особенно при затруднениях в принятии решений, в условиях помех и т. п.); в) один из этапов внутреннего программирования как фазы порождения речевого высказывания (то же, что планирование, замысел). Этот вид внутренней речи соотносится прежде всего с общением, тогда как первые два - с мышлением. Теория фазовой структуры речевого акта была выдвинута Л. С. Выготским (1932) и получила развитие в психолингвистике (см.; работы А. А. Леонтьева и др.). Согласно этой теории, порождение речи состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов: интенции, мотива, внутреннего программирования и реализации.

1.3. Языковая норма - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Характерные черты языковых норм: относительная устойчивость; распространенность; общеупотребительность; общеобязательность; соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. Речевая норма – это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Нормированность речи - это ее соответствие литературно-языковому идеалу. Нормы, общие для устной и письменной речи: лексические нормы; словообразовательные нормы; грамматические нормы; стилистические нормы. Специальными нормами письменной речи являются: нормы орфографии; нормы пунктуации. Только к устной речи применимы: нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы.

1.4. Коммуникативная норма–этоадекватность коммуникативного процесса ситуации общения, а также его соответствие ценностям, стандартам и регулятивам, существующим в данной культуре. Коммуникативная норма включает в себя нормы более низких уровней – языковые и стилистические. Коммуникативная норма манифестируется прежде всего в осуществлении коммуникативной деятельности в соответствии со сложившимися стандартами общения. Эти стандарты могут быть достаточно жесткими (речевой акт соболезнования, дискурсофициального документа) или, напротив, обладать широким диапазоном варьирования (дискурс личного письма). Регулирующему воздействию стандарта подвергаются все стороны коммуникативногоакта или дискурса, но важнейшими из них считаются: 1) уместность/неуместность речевого акта или дискурса в данной ситуации общения; 2 ) эксплицитное/имплицитное, прямое/косвенное выражение интенций; 3 ) топикии типы представления содержания; 4)способы выражения модуса и пропозиции; 5)паралингвизмы(невербальные средства передачи информации, такие как поза, ходьба, жест, выражение лица, мимика, а также выдерживание определенной дистанции при общении). Коммуникативная норма проявляется также в ориентации на систему ценностей и регулятивы, существующие в данной культуре (или культурной страте, например, в студенческой среде), включая этические нормы и нравственные императивы. Говорящий должен быть коммуникативно компетентным.

1.5. При построении текста определенной стилевой принадлежности важно учитывать как экстралингвистические показатели, так и собственно языковые. Важными оказываются сфера общения (деловая, специальная, политико-идеологическая, эстетическая), функция речи и текста в целом (сообщение, воздействие), назначение текста (информирование, предписание, инструктирование, обучение). Среди показателей языково-стилистического плана учитываются общие стилевые и стилистические доминанты, из них наиболее обобщенными и типичными оказываются: абстрактность – конкретность; логичность – эмоциональность; стандартность – стилистическая маркированность; объективность – субъективность. Соответственно этим показателям определяется соотношение рационально-логических и эмоционально-риторических языковых структур, а также формы представления авторства в тексте и характер авторской модальности. Важным оказывается и характер стандартизованности речи в тексте. Естественно, что речевой стандарт противопоказан художественным текстам. Что же касается текстов иного стилевого ориентирования, то данное качество речи в разной мере, конечно, оказывается необходимым.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.