Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Строгановы, Демидовы и промышленное освоение Урала в ХVII- ХVIII вв.






Деятельность Аники Строганова и его сыновей по созданию торгового дела. Участие Строгановых в общероссийских событиях: опричнина, Смута, освоение Сибири.

Образование горнозаводского района в ХVIII в. Первые начальники Уральских горных заводов В. Н. Татищев, В. И. Геннин. Памятники в Перми и Екатеринбурге. Планировка городов «город - крепость», «город - завод». Основание Егошихинского, Мотовилихинского, Юговского заводов, создание горнозаводских округов в Пермской губернии. Вопрос о датировке основания Перми. Каменные здания конца ХUIII- нач. ХUIII вв. (Невьянская башня, палаты Строгановых).

В.Н. Татищев и создание горнозаводских школ. Начало системы профессионального образования. Екатеринбургская горная школа. Деятельность «Приказа общественного призрения» и система образования ХUIII в. «Устав народным училищам». Главное и малые народные училища. Деятели просвещения на Урале конца ХUIII - I половины ХIХ вв.: Н.С. Попов, П.А. Назаретский, Я.Т. Манзиховский. Четыре ступени государственного образования: университет, гимназия, уездное училище, приходское училище. Интернаты: школа военных кантонистов, училище детей канцелярских служителей. «Вольная школа» в Перми и участие в ней В.Т. Феонова.

Строгановский регион и Демидовский комплекс. Легенды о первых Демидовых. Невьянск и Нижний Тагил. Уральское, тульское, итальянское имения Демидовых. Промышленное производство Демидовых. Выйское механическое заведение. Наука и техника в демидовском комплексе. Лазаревы. Покупка уральских земель. Восточная дипломатия Лазаревых. Институт восточных языков. Голицыны. Родственные браки со Строгановыми, общие моменты управления. Медицина голицынского имения.

Солеварение и железоделательное производство как основные сферы труда в регионе. Система управления горнозаводским округом, статус слоев крепостного населения. Семейно - бытовое положение, создание горнозаводского законодательства для частных округов: «Третейский суд», пенсионное законодательство, кассы взаимопомощи. Деятельность М. М. Сперанского и А. П. Куницына по управлению строгановским имением.

Система обучения крепостных служителей в частных горнозаводских округах. Чермозская горнозаводская студия, «Домовая» Школа Всеволожских, Выйское училище и Выйское механическое заведение Демидовых. Санкт - Петербургская школа горнозаводских, лесных и сельскохозяйственных наук Строгановых. Деятельность А.Е. Теплоухова и др. Строгановских управляющих. Обучение крепостных за границей. «Воспитанники» и «практиканты» в системе управления имениями. Инженеры и изобретатели в горнозаводских округах, заводская медицина.

Строгановские: золотое шитье, эмаль, иконопись. Мозаика в старину и в ХХ в.

Строгановская рисовательная школа. «Общество в поощрение художникам». Строгановские художники: от бытового портрета к сатире.

Открытие первых городских публичных библиотек. Училищные и конторские библиотеки в частных имениях. Формирование крупных личных библиотек.

Передача заводов в частные руки как часть государственной политики, приток купеческого капитала в горнозаводское производство (Мясников, Яковлевы, Твердышев).

Состояние горнозаводской промышленности Урала в первой половине XIX в. Причины застоя уральской металлургии. Техническое состояние металлургического производства. Начало промышленного переворота на Урале, его темпы и особенности. Рост применения вольнонаемного труда. Развитие золотопромышленности, ее распространение на новые территории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.