Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные архитектурные термины-понятия.






Апсида (от греч. – свод) – полукруглый (иногда гранёный) выступ в восточной части церкви, в котором расположен алтарь - место где совершается Евхаристия. Женщина не имеет права входить в эту часть храма. Если храм имеет три апсиды, то в левой располагается жертвенник, а в правой – дьяконник (ризница). Соотношение высот трёх апсид используется как элемент декоративного оформления храма.

Неф (фр. nef< лат. nafis - корабль) – продольно ориентированные части храма, разделённые столбами. Храм может быть трёхнефный или пятинефный.

Барабан – венчающая часть здания храма, несущая купол, имеет цилиндрическую или восьмигранную форму; в древней Руси назывался -шея.

Купол (глава, маковка) – название частей храма подчёркивает его символическую антропоморфность: на шее – глава, плечи – своды, тело – четверик, бровки – арочки над окошками, которые в сою очередь напоминают глаза. Количество куполов тоже осмысливается символически:

Одна – Единый Бог

Три – Святая Троица

Пять – Христос и четыре Евангелиста

Семь – семь таинств Церкви, семь даров Св. Духа, семь вселенских соборов

Девять – связаны с образом Пресвятой Богородицы, как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов Праведников

Тринадцать – Христос и двенадцать Апостолов

Тридцать три – число земных лет Спасителя

Редко бывает две главы – два естества Богочеловека Иисуса Христа – или четыре, которые обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма купола в домонгольской Руси напоминала о воинстве, духовной брани, которую ведёт Церковь с силами зла и тьмы. В более позднее время купола приобретают луковичную форму – знак пламени, огня, а, следовательно, огненных Небесных Сил. Е. Трубецкой писал: «При взгляде…на Иван Великий кажется, что мы имеем перед собой как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвой». Интересно отметить, что термин «глава» («голова») однокоренной со словом «головня», «главня», которое в древнерусском языке означает факел.

«Цвет купола также важен в символике храма. Москву называли златоглавой именно потому, что многие храмы имели золотые купола. Золото – символ небесной слава. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звёздами венчают храмы, посвящённые Богородице, потому что звезда напоминает о Рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зелёные купола, потому что зелёный – цвет Святого Духа. Храмы, посвящённые святым, увенчаны также зелёными или серебряными куполами» (2, 14).

«Следует уточнить и символическое значение цаты («полумесяца») как части храмового Креста. Существуют версии, что это изображение якоря – распространённого в раннем христианском искусстве символа Спасения, или знак победы над мусульманством. В конце XII века Русь не могла исповедовать победу над мусульманством, так как основной верой у татарского народа в это время было несторианство (одна из христианских ересей), а у монгол – язычество. К мусульманству же они пришли позже, в XIII в. А победа над мусульманами, в лице Ордынских завоевателей, совершилась лишь в XIV веке» (5, 68).Цата использовалась как царский символ в Византии и выступала древним государственным знаком государства. Знак этот был взят официальной эмблемой Османской империи после взятия турками Константинополя в 1453 г. Цата как часть святительского облачения часто изображается на иконах святителя Николая «Можайского». Исследователи считают, что цата на Кресте – символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника.

Закомары – в архитектуре Византии и Древней Руси – полукруглые, треугольные, килевидные завершения членения стены, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу цилиндрического свода. Позакомарное завершение храма окружает его главу. Оно создаёт образ Небесной Церкви (Ангелов и Праведников), предстоящей Престолу Божию и Его славящей. Имеется много примеров помещения на плоскости закомар изображений Серафимов, Херувимов, Ангелов или их символических знаков – ромбов, ромбов с крестами или растительными розетками, полусфер, равноконечных крестов.

Пилястра – выступ(утолщение) стены с целью увеличить её толщину, служащий опорой арки, перекинутой от смежного устоя (столба). В русской архитектуре пилястры называют лопатками. Интересный вариант лопаток можно увидеть на храме Параскевы Пятницы – пучковые.

Нартекс (притвор) – преддверие храма в виде поперечно ориентированного коридора, примыкающего к западной части храма.

Придел – часовня, пристроенная к церкви. Таким образом, в храме благодаря приделам может быть сразу несколько церквей, каждая со своим алтарём. В таком случае храм, как правило, называется собором. Так, в Софийском соборе в Великом Новгороде есть приделы Рождества Богородицы, Иоакима и Анны, Иоанна Богослова, Усекновения главы Иоанна Предтечи (в разные годы существования Софийского собора были и другие приделы и придельные церкви – до 9).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.