Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социальных институтов, их основные функции в обществе.






· Социальный институт – устойчивая форма организации совместной деятельности людей в целях удовлетворения конкретных социальных потребностей на основе интегрирования конкретных символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни (семья, религия, экономик, образование и др.)

· Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм правил, статусов и ролей, символов, верований и ценностей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Этапы:

a) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

b) Формирование общих целей и идей

c) Появление соответствующих средств достижения цели – в ходе стихийного социального взаимодействия должны возникнуть социальные нормы и правила

d) Возникновение особой культурной среды для обеспечения самовоспроизводства института

e) Интериоризация индивидами новой субкультуры, новых социальных ценностей

f) Возникновение систему статусов и ролей

g) Материальное обеспечение возникающего института

h) Завершение процесса институционализации является интеграция нового вида социальной деятельности в существующую структуру социальных отношений

· Признаки социального института (Фролов):

ü Установки и образцы поведения (для института образования: любовь к знаниям, посещаемость)

ü Культурные символы (для государства: флаг, герб, гимн)

ü Утилитарные культурные черты – материальные средства и условия (для семьи: дом, квартира, мебель)

ü Устные и письменные кодексы поведения (для религии: вера, церковные запреты)

ü Идеология (для семьи: романтическая любовь либо совместимость)

· Основные социальные институты:

ü Семья - важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

ü Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.

ü Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков.

ü Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян.

ü Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний.

ü Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством.

· Различают также:

ü Формальные соц. институты: взаимодействие между субъектами осуществляется на основе оговоренных правил¸ законов, регламентов.

ü Неформальные: не оформлены законом, регламентом.(например – институт дружбы).

· Функции соц. институтов (Мертон):

A. Явные:

- Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.

- Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

- Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

- Транслирующая функция. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

- Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

B. Латентные (Веблен) – функции, которые осуществляются на самом деле.

Например – школа: явные функции: получение знаний, аттестата зрелости, подготовка к вузу.

латентные функции: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса и др.

· Кроме того, у соц. институтов есть не только функции (иначе – приносимые пользу), но и дисфункции (наносимые обществу вред).

- С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности института, неопределённости его функций, падении его социального престижа и авторитета.

- С организационной точки зрения дисфункции могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, в отсутствии материальных средств, в организационных несовершенствах.

- Дисфункция в деятельности соц. института налицо в случае потери им своего существенного качества – деперсонализации деятельности. Это означает, что институт перестаёт действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями.

· Следует отметить, что функции и дисфункции соц. институтов относительны. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других (также и с дисфункцией).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.