Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии развития личности и механизмы социализации.






Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе на протяжении всей жизни.

- Факторы, влияющие на социализацию:

· Внешние социальные условия, в частности факторы макросреды и микросреды

· Внутренние социальные психологические побуждения

· Воспитательное воздействие

- Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом – двойная детерминация.

- Этапы социализации:

a) Первичная – раннее детство: усвоение первичных ценностей, норм, ценностей

b) Вторичная – замена внешних санкций внутренним контролем

c) Десоциализация – процесс отлучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения

d) Ресоциализация – переосмысление жизненного опята, процесс обучения новым ценностям, ролям взамен старым.

- Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

- В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

· Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.

· Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

- Стадии процесса социализации личности по Эриксону:

· Стадия младенчества (от 0 до 1, 5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру.

· Стадия раннего детства (от 1, 5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации.

· Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала.

· Стадия, связанная с младшим школьным возрастом ( от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры.

· Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание

· Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.

· Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен.

· Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах.

- Теория когнитивного развития Пиаже:

· Сенсомоторная стадия (0-2 года) – формируется способ сохранения в памяти образцов предметов окружения

· Предoпeрациональная стадия (2-7 лет) – дети учатся различать символы и их значения

· Конкретная операциональная стадия (7-11 лет) – дети мысленно совершают действия.

· Стадия формальных операций – умение решать абстрактные задачи.

- В теории ролей Мида социализация понимается как непрерывный процесс освоения социальных ролей на основе межличностного взаимодействия.

Три стадии социализации:

· имитация (дети копируют поведение взрослых);

· игровая (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);

· коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).

- Механизмы социализации:

· Имитация – осознанная попытка личности копировать определённую модель поведения

· Идентификация – способ осознания принадлежности к той или иной общности и отождествление личности с ней

· Чувство стыда, вины (угрызение совести, механизм осуждения того или иного вида деятельности = наказание самого себя за неодобрительное поведение)

· Конформизм – следование некому признанному или требовательному стандарту.

- Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

- Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.