Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды индексов, принципы построения индексов качественных показателей. Индексы цен.






Принципы построения индексов качественных показателей рассмотрим на примере расчета индексов себестоимости.

Индивидуальный индекс себестоимости характеризует изменение уровня себестоимости единицы какого-либо вида продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным и вычисляется по формуле:

i z = z 1: z0.

Процент снижения или увеличения себестоимости рассчитывается как iz 100% - 100%.

С помощью индивидуального индекса себестоимости можно определить сумму экономии (перерасхода) от снижения себестоимости продукции данного вида. Для каждого отдельного вида продукции сумма экономии (перерасхода) вычисляется по формуле:

z = (z 1- z0) q,

где z 1 и z 0 - себестоимость единицы продукции данного вида, в отчетном и базисном периоде, q1 - объём продукции данного вида в отчетном периоде.

Агрегатный индекс себестоимости показывает изменение общего уровня себестоимости разных видов продукции. Суммирование уровней себестоимости отдельных видов продукции не имеет экономического смысла, так как в этом случае не учитывается количество продукции, имеющей тот или иной уровень себестоимости. Поэтому для расчета индекса уровни качественного показателя необходимо взвесить на соответствующее значение связанного с ним количественного показателя (фактора). Обычно таким фактором выступает объём продукции.

1. Индивидуальный (однотоварный) — по отдельным видам продукции. ресурсов, услуг и т.п.:

 

2. Общий (групповой, агрегатный) - индекс Пааше - по группе
(или всей) продукции:

 

3 Индекс стоимости (индекс Ласпейрсса) - отношение выруч-
ки данного периода к выручке прошлого периода в ценах соотвстсгву
ющего периода:

 

4. Базисный индекс цен - определяется делением цен в каждый
момент времени на цену, принятую за базу:

 

5 Ценной индекс цен - определяется делением цен в последу-
ющий момент времени на цену в предыдущий момент времени:

Индексы цен чаше всего используются для измерения инфляции.
Инфляция оценивается за некоторый период времени, например

ti –t0 , tj –ti (9.1).

Рис. 9.1. Схема для расчета показателей инфляции

Для оценки инфляции в конце периода tj по отношений к перио-
ду ti используются два основных показателя:

- темп (уровень) инфляции rtjti - прирост среднего уровня цен
в рассматриваемом периоде по отношению к предыдущему периоду, %
или доли единицы;

— индекс инфляции (индекс изменения цен)Itjti - рост среднего
уровня цен в рассматриваемом периоде. % или доли единицы.

Взаимосвязь между темпом и индексом инфляции:

Для индекса инфляции справедливы следующие соотношения:
— индекс инфляции периода tj по отношению к этому же перио-
ду равен 1:

 

— соотношение индексов инфляции следующего периода к пре-
дыдущему и предыдущего к следующему (свойство обратимости):

— индекс инфляции периода tj к начальному периоду tо если из-
вестен индекс инфляции периода tj, к предыдущему периоду ti, (свой-
ство транзитивности):

Для описания инфляции используют следующие показатели:
темп инфляции за один шаг - rt, измеряемый в процентах;

- общий индекс инфляции за шаг t - It, t-1отражающий отноше-
ние среднего уровня цен в конце шага г к среднему уровню цен в конце
предыдущего шага. Это цепной общий индекс инфляции;

— общий индекс инфляции за период -It, 0 отражающий отноше-
ние среднего уровня цен в конце шага t к среднему уровню цен в при-
нятой начальной точке отсчета инфляции. Это базисный общий ин-
декс инфляции.

Виды измерителей инфляции, используемых на практике:

1) индекс потребительских цен (ИIIЦ). определяемый как сред-
невзвешенный индекс цен по корзине потребительских товаров и ус-
луг. взвешенных по структуре приобретения этих товаров и услуг ти-
пичным потребителем данной страны. Измеряет прирост цен на товары,
потребляемые домашними хозяйствами;

2) индекс отпускных цеп производителей, рассчитываемый по
корзине товаров производственного назначения;

3) дефлятор валового национального продукта (ВНП), т.е. ин-
декс изменения цен в среднем по всей экономике в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.