Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О чем говорит закон?






Известна пословица – «Закон, что дышло...»

По-видимому, она относится не к самому закону, а к его толкованиям. Сколько раз приходилось наблюдать, как даже самые заядлые скептики верят в закон слепо и послушно. Представьте себе такое.

Два писателя, Х и М, не были соавторами, и поэтому обвинялись в написании каждый своего произведения. Так как они были знакомы, М предстояло выступить в суде над Х. Будучи арестованным, М, естественно, сходить в библиотеку и прочесть в Кодексе, сколько ему полагается за отказ от дачи показаний. Он не нашел ничего лучшего, как спросить об этом у судьи, Судья, подумав, ответил: «Семь лет». «Неужели так много?» - удивился М. «Семь лет» - повторил судья.

И любопытно: судья был прав «по-своему». Потому что М не пришло в голову попросить прочесть соответствующую статью закона. Судья имел, очевидно, в виду, что отказ от показаний повлечет за собой обвинение не по статье 182 (402 УК РБ) - отказ от показаний, а как соучастника - по статье 70 УК РСФСР - антисоветская агитация. (Подробно об отказе от показаний я расскажу позднее.)

Закон устроен так, что кое-что он утверждает прямо и конкретно, а кое-что из него вроде бы неохотно вытекает «по логике вещей». Иногда даже удается понять, почему. Но перейдем, пожалуй, лучше непосредственно к закону.

Уголовный кодекс (УК) и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РСФСР нетрудно получить во всякой библиотеке. Хорошо бы сразу взять и «Комментарий» к этим кодексам (в них входят и сами кодексы). Там можно прочитать то, что вас интересует. Кстати, эти книги неплохо иметь дома. И совсем неплохо их взять с собой на допрос.

О том, как вызывают свидетеля, говорится в статье 155 УПК (216 УПК РБ): свидетель вызывается к следователю повесткой, которая вручается под расписку...(*) В повестке должно быть указано: кто вызывается, в качестве кого, куда и к кому, день и час явки, а также последствия неявки. Статья не требует указывать в повестке дело, по которому вызван свидетель (наверное, кому-то это выгодно). Впрочем, об этом расскажет следователь в самом начале.

(*)Ст.216 УПК РБ разрешает вручение повестки свидетелю - в случае его временного отсутствия - кому-либо из совершеннолетних членов его семьи или жилищно-эксплуатационной организации, администрации по месту работы свидетеля. Согласно этой статье свидетель может быть вызван также «с использованием и других средств связи». К примеру – азбукой Морзе. Она ведь тоже «средство связи». Но мы вовсе не обязаны знать ее, не так ли? И семафорную морскую азбуку тоже …

Статья 158 УПК (217 УПК РБ) определяет порядок допроса свидетеля, обязанного правдиво отвечать на вопросы (по делу) только с момента подписания предупреждения об ответственности за отказ и уклонение от дачи показаний - ст.182 УК (402 УК РБ) и за дачу заведомо ложных показаний - ст.181 УК (401 УК РБ).

К сожалению, житейские представления о допросе часто и во многом основаны на ложной аналогии с беседой в парткоме или скандалом в райисполкоме. В действительности все выглядит абсолютно иначе: не так важно то, что свидетель скажет, как то, что напишет, или, вернее, подпишет. Согласно статье 158 УПК (217 УПК РБ) допрос начинается «предложением свидетелю рассказать все ему известное об обстоятельствах дела, в связи с которым он вызван на допрос». Только после этого следователь задает вопросы. Если порядок нарушен, свидетель вправе отказаться от допроса на основании ст.13 и 14 УПК (8 УПК РБ), но об этом после.

Рамки задаваемых вопросов очерчены не одинаково. С одной стороны, следователь не имеет права спрашивать о том, что не относится к делу (это вытекает из смысла ст.74 УПК (217 УПК РБ), с другой стороны, он не должен задавать наводящих вопросов - так прямо утверждает ст.158 УПК (217 УПК РБ).

Вообще, он обязан обосновывать законом каждый свой шаг, стоит только этого потребовать. Следователь обычно с самого начала хочет писать протокол сам. Вам надо ему напомнить о своем праве в соответствии с п.3 ч.3 ст.60 УПК РБ, а в случае отказа заявить о праве, не подписывать протокол. И еще нужно потребовать, чтобы он понятно объяснил, что, собственно, расследуется, хотя об этой его обязанности в кодексе не написано достаточно четко. Следователь может даже не называть фамилии обвиняемого, если, допустим, она еще неизвестна следствию (профессиональные тайны следствия охраняет статья 184 УК (407 УК РБ)). Но, в свою очередь, свидетель не обязан уразуметь все с полуслова. Ведь в статье 73 УПК (60 УПК РБ) (обязанности свидетеля) и в статье 74 УПК (94 УПК РБ) (показания свидетеля) речь идет о показаниях свидетеля только по делу.

Статья 73 УПК (60 УПК РБ): «Свидетель обязан... правдиво сообщить все известное по делу и ответить на поставленные вопросы».

Статья 74 УПК (94 УПК РБ): «Свидетель может быть допрошен о любых относящихся к делу обстоятельствах, в том числе о личности подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и своих взаимоотношениях с ними и другими свидетелями. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности».

Не надо забывать, что тот, кто вынужден свидетельствовать против самого себя - вовсе не свидетель! (Вспомним сито «Л»). Перед допросом свидетелю сообщают о его правах и обязанностях - ст.73

УПК (60 УПК РБ).

Однако, письменные показания ведь могут быть полнее устных или даже абсолютно от них отличаться. Понятно, что следователь, предоставляя вам протокол, хотел бы знать наперед, что вы там напишете. Навстречу его желаниям и идет статья 160 УПК (218 УПК РБ), сформулированная поэтому столь странным образом. А вы хотите, чтобы он не мешал писать. Он ссылается на статью 160 (218 УПК РБ). Вы - здравый смысл всего лишь (!). Кто же окажется прав? Вы. (Помните про сито «П»?).

Тем более, что при допросе свидетеля (как и при допросе обвиняемого) недопустимы «приемы», основанные на физическом принуждении, угрозах, ложных утверждениях и обещаниях (см. Комментарий УПК, п. 13 к статье 158). И, кстати, недопустимо отвечать, если на тебя кричат, точно так же, как и врать, если тебя запугивают. В таких случаях свидетелю лучше, излагая мотивы, на основании ст.13 и 14 УК (8 УК РБ), либо требовать допроса в присутствии прокурора, либо просто отказаться от показаний, либо отказаться подписывать протокол. Последнее возможно, например, и тогда, когда протокол записан со слов свидетеля неверно, и тогда, когда протокол содержит ошибки, неточности.

Статья 194 УПК РБ предоставляет свидетелю возможность написать о причинах отказа от подписи. (Но возможность - не обязанность).

В УПК РБ в явном виде возможность отказа от подписания протокола не предусмотрена; она провозглашена как право свидетеля удостоверить своей подписью правильность записи данных им показаний. Но, опять-таки, право - это не обязанность. Свидетель вправе не удостоверять своей подписью правильность записи его показаний, если он обнаружил в этих записях неточности и искажения.

В конце допроса свидетель, прочитывая весь протокол полностью, пишет замечания и добавления - статья 160 УПК (218 УПК РБ), если они есть. Аналогичное право предусмотрено при использовании звукозаписи на допросе - см. Статью 141 УПК (219 УПК РБ) и п. 10 Комментария к нему. Применять ли звукозапись на допросе, решает следователь. Согласия допрашиваемого не требуется. Он только должен быть уведомлен об этом заранее, причем до начала допроса. Не разрешается вести звукозапись выборочно. И она не заменяет протокол, а служит лишь дополнением к нему. Очень важно, что свидетель имеет право ходатайствовать о применении звукозаписи, и следователь, отказывая в этом ходатайстве, вынужден указать мотивы отказа.

Порядок допроса на очной ставке определен статьей 163 УПК (222 УПК РБ). Тут есть небольшие добавления к уже упомянутым требованиям протокола. Главное здесь то, что вопросы имеют право задавать друг другу оба участника очной ставки.

Согласно статьи 184 УПК свидетель несет ответственность за разглашение данных предварительного следствия без разрешения следователя или прокурора (до шести месяцев исправительных работ, т.е. вычета 20% из зарплаты). Хотя закон и не предусматривает ответственности за отказ от такой подписки, никогда не бывает лишним выяснить, что же все-таки нельзя рассказывать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.