Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение и принцип действия контактной системы зажигания






ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОНТАКТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

 

Методические указания к лабораторной работе по дисциплине

«Электрооборудование автомобилей»: 150200 и 240400

Составители: А.П. Попов, В.И. Степанов, А.Ю Власов

 

 

Омск

Издательство СибАДИ

Лабораторная работа № 4

 

Испытание катушки зажигания

 

Цель работы

 

- проверка работоспособности катушки зажигания с использованием контактного прерывателя;

- знакомство с конструкцией катушки зажигания и принципом работы прерывателя контактной системы зажигания.

 

Общие сведения

Назначение и принцип действия контактной системы зажигания

 

Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Развитие автомобилей первоначально было связано с системой зажигания от магнето, но оно достаточно быстро было вытеснено батарейной системой зажигания, которая в различных вариантах и применяется на современных автомобилях.

Тенденции развития ДВС связаны с повышением их экономичности, снижением токсичности отработавших газов, уменьшением массы и габаритных размеров, повышением частоты вращения коленчатого вала и степени сжатия.

Это оказывает влияние на конструкцию и схемное исполнение систем зажигания, не затрагивая, однако, основного принципа их действия, — накопления энергии в магнитном или электрическом поле с последующим мгновенным выделением ее в искровом промежутке свечи в нужный момент такта сжатия в рабочем цилиндре и в соответствии с заданным порядком работы цилиндров двигателя.

Разряд в искровом промежутке вызывается импульсом напряжения, величина которого зависит от температуры и давления в камере сгорания, конфигурации и размеров искрового промежутка. Величина импульса должна обеспечиваться системой зажигания с определенным запасом, с учетом износа электродов свечи в эксплуатации. Обычно коэффициент запаса составляет 1, 5 - 1, 8, а величина импульса напряжения лежит в пределах 20 - 30 кВ.

Процесс сгорания рабочей смеси разделяется на три фазы: начальную, когда формируется пламя, возникающее от искрового разряда в свече, основную, ко­гда пламя распространяется на большей части камеры сгорания, и конечную, когда пламя догорает у стенок камеры. Этот процесс требует определенного времени. Наиболее полное сгорание рабочей смеси достигается своевременной подачей сигнала на воспламенение, т.е. установкой оптимального угла опере­жения зажигания в зависимости от режима работы двигателя.

Угол опережения зажигания определяется по углу поворота коленчатого вала двигателя от момента возникновения искры до момента достижения порш­нем верхней мертвой точки.

Если угол опережения зажигания больше оптимального, то зажигание ран­нее. Давление в камере сгорания при этом достигает максимума до достиже­ния поршнем верхней мертвой точки и оказывает противодействующее воз­действие на поршень. Раннее зажигание может явиться причиной возникнове­ния детонации. Если угол опережения зажигания меньше оптимального, зажи­гание позднее, в этом случае двигатель перегревается.

На начальную фазу сгорания влияет энергия и длительность искрового разряда в свече. В современных системах энергия разряда достигает 50 мДж, а длительность 1 - 2, 5 мс. По способу накопления энергии различаются системы с накоплением энергии в индуктивности и в емкости. В обоих случаях для получения импульса высокого напряжения используется катушка зажигания, представляющая собой высоковольтный трансформатор, содержащий две обмотки: первичную с малым числом витков и омическим сопротивлением в доли и единицы Ома и вторичную с большим числом витков и омическим сопротивлением в единицы и десятки кОм. Коэффициент трансформации катушки лежит в пределах 50 - 150. Значительное количество энергии, которое требуется для воспламенения рабочей смеси, накопить в конденсаторе приемлемых размеров при достаточно низком напряжении бортовой сети невозможно. Такую систему требуется оборудовать высоковольтным преобразователем напряжения, что приводит к усложнению схемы и не дает существенных преимуществ. Поэтому системы с накоплением энергии в емкости на автомобилях практически не применяются.

Принцип работы схемы с накоплением энергии в индуктив­ности, изображенной на рис. 1, характерен для всех систем зажигания, устанавливаемых на автомобилях.

Выключатель зажигания S1 включает систему в сеть питания. В некоторых системах роль выклю­чателя S1 играют контакты реле, управляемого выключателем зажи­гания. При вращении вала двигателя происходит замыкание контактов прерывательного меха­ни­зма S2, и ток начинает нарастать в первичной цепи катушки зажига­ния по экспоненте, как показано на рис. 2, а.

В момент, необходимый для подачи искрового импульса на зажигание, прерыватель S2 разрывает свои контакты, после чего возникает колебательный процесс, связанный с обменом энергией между магнитным полем катушки и электрическим полем в емкостях С1 и С2. Амплитуда колебаний напряжения, приложенного к электродам свечи U2, убывает по экспоненте, как показано на рис. 2 пунктиром. Интерес представляет лишь первая полуволна напряжения, т.к., если ее максимальное значение U2m превышает напряжение пробоя искрового промежутка Un, то возникает необходимая для зажигания искра. Величина U2m зависит от коэффициента трансформации катушки зажигания КТ = w 2/ w1 (w 2 и w 1 соответственно число витков вторичной и первичной обмоток катушки), величины тока первичной обмотки в момент разрыва I, а также индуктивности L1 и емкости С1 первичной и С2 вторичной цепей

. (1)

Коэффициент КП учитывает потерю энергии в активных сопротивлениях первичной R1 и вторичной R2 цепей, в сопро­тивлении нагара, шунтирующего искровой промежуток, а также в сердечнике катушки при его перемагничивании. Обычно КП лежит в пределах 0, 7 - 0, 8. Влияние нагара на свечах на процесс искрообразования зна­чительно сни­жается с увеличе­нием скоро­сти нарастания вто­ричного напряже­ния. В совре­менных системах эта скорость лежит в пределах 200- 700 В/мкс.

После пробоя искрового промежутка вторичное напряже­ние резко уменьшается (рис. 2). При этом в искровом промежут­ке сначала искра имеет емкост­ную фазу, связанную с разрядом емкостей на промежуток, а затем индуктивную, во время которой в искре выделяется энергия, накопленная в магнитном поле катушки. Емкостная составляю­щая искры обычно кратковре­менна, очень ярка, имеет голубоватое свечение. Сила тока в искре велика даже при малом количестве протекающего в ней электричества. Индуктивная составляющая отличается значительной продолжительностью, небольшой силой тока, большим количеством электричества и неярким красноватым свечением. Осциллограмма вторичного напряжения, соответствующая рис. 2, является признаком нормальной работы системы зажигания. О нормальной работе свидетельствует и вид искры между электродами свечи. В исправной системе она имеет яркое ядро, окруженное пламенем красноватого цвета.

Системы зажигания по своим конструктивным и схемным выполнениям делятся на контактную систему (ее называют классической), контактно-транзисторную и бесконтактную электронные си­стемы зажигания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.