Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гоибниу






Гоибниу - почитается кельтами Ирландии и Уэлса как бог кузнечного искусства, принадлежащий Племенам Богини Дану. Гоибниу создал для богов оружие, с которым они одержали победу над демоническими фоморами во второй битве при Мойтуре. Гоибниу ковал великолепный меч тремя ударами волшебного молота. До начала второй битвы при Мойтуре шпион фоморов сумел проникнуть в кузнецу Гоибниу, высмотрел как бог создает меч и даже сумел ранить Гоибниу.

Помимо оружия Гоибниу создал для богов магический напиток, подкреплявший силы в сражении. Гоибниу, с богом Лухта - плотником, и с богом Кредне - мастером по бронзе, составляет триаду богов ремесла британских кельтов.

Под землей Гоибниу устраивает праздник, именуемый Флед Гоибненн, и варит для приглашенных эль.

Валлийцы божественного кузнеца называют Гофаннон.

[Goibniu (ирл.), Gofannon (валл.).]

Естественно, что у островных кельтов имелся бог — покровитель кузнечного ремесла — двойник галльского Вулкана. В Ирландии его звали Гоибниу, а в Уэльсе Гофаннон (оба имени происходят от слов, обозначающих «кузнец»). Гоибниу был первым из триады богов‑ ремесленников (два других — это плотник Лухта и медник Кредне). Во время второй битвы при Маг Туиред изготовляли не знавшее промаха магическое оружие для Луга и воинов Туата Де Дананн.

 

Гоибниу был также связан с целительством. Мы знаем, что во время второй битвы при Маг Туиред смертельно раненный Гоибниу бросился в Источник Здоровья и исцелился; в древнем ирландском заклинании Гоибниу призывают помочь вытащить колючку. Но особенно важной была роль Гоибниу как хозяина Потустороннего Пира — «Пира Гоибниу». Участники праздника становятся неподвластны болезням и старости и смерти, отведав чудесного опьяняющего напитка, дарующего вечную жизнь. Можно вспомнить, что Гефест (греческий аналог Гоибниу) тоже разносит гостям на олимпийских пирах нектар — божественный напиток бессмертия. Отзвуком этого древнего мифа о божественном кузнеце — хозяине потустороннего пира является, может быть, странная статья в законах средневекового Уэльса, согласно которой придворному кузнецу первому подавали напитки на королевских пирах. Главенство на потустороннем пиру богов сближает Гоибниу с Дагдой и ставит его в один ряд с великими богами, но для ирландского народа он остался прежде всего божественным кузнецом.

БРЕС

Брес (Эохайд Брес, Бресс) - " прекрасный" - один из правителей Туата Де Дананн в ирландской мифологии, сын богини Эриу и фомора Элата (Элатхана).

Правление Бреса необычно для Племён богини Дану, так как его отцом был король фоморов Элата, чьи владения располагались на дне моря. Элата встретил богиню Эриу из Племён богини Дану на берегу моря и овладел ею на песке. Эриу родила Бреса, но не сказала мужу, кто отец ребёнка.

Возмужавший Брес сражался с тогдашними обитателями Ирландии, племенами Фир Болг. В первой битве при Мойтуре по вине Бреса глава нападавших Племён Богини Дану, Нуаду, потерял руку и на время оставил свой пост. Нуаду безуспешно использовал искусственную руку из серебра, пока Мидах, сын бога исцеления Диан Кехта, не сделал ему руку из мяса и крови. До полного исцеления Нуаду обязанности правителя легли на Бреса, который проявил себя тираном.

После восстановления власти Нуаду Брес с матерью бежал к Элату просить помощи у фоморов. Это привело ко второй битве при Мойтуре, в которой Нуаду погиб. Однако, благодаря храбрости бога солнца Луга, фоморы были изгнаны, а Брес попал в плен. Боги Туатха Де Данаан отпустили его на свободу при условии, что он будет помогать им своими советами в земледелии.

Рождение Бреса

Однажды Эриу гуляла по берегу моря. Вдруг она увидела в море большой серебряный корабль, когда корабль причалил к берегу, с него сошёл красивый воин. Незнакомец и девушка возлегли вместе, когда же пришло время мужчине уходить, Эриу начала горько плакать. Она говорила, что многие юноши искали её любви, и лишь незнакомца жаль отпускать ей, говорила, что не знает даже имени своего возлюбленного. Воин представился Элатой, сыном Делбаета. Он так же подарил девушке золотое кольцо, которое велел отдать лишь тому, кому он придётся впору. Элата предсказал, что теперь у Эриу родится сын, и велел назвать мальчика Бресом. Вскоре Эриу, действительно, родила и назвала своего сына Эохайд Брес, как велел её возлюбленный. Мальчик рос удивительно быстро: в два раза быстрее обычного.

Брес — правитель Ирландии

После того как Нуаду получил увечье, встал вопрос о том, кому же править, ведь согласно поверю, изувеченный король не мог привести страну к процветанию. Тогда выбор пал на Бреса, который был на вид очень красив. В Ирландии до сих пор все красивое, будь то равнина, крепость, укрепление, эль, факел, женщина или мужчина, принято сравнивать с ним и говорить: красив, как Брес.

Однако Брес оказался плохим правителем. Он допустил, чтобы враги Ирландии, фоморы Индех, Элата и Тетра обложили страну ужасной данью; в добавок ко всему, Брес был невероятно скуп. Так, когда к его двору пришёл филид по имени Корпре, сын Этайн, скупой король поселил его в тесной коморке, где не на что было даже сесть, не то что развести огонь или поспать, а кормить гостя Брес повелел чёрствыми лепёшками. Недовольный Корпре спел песню, в которой поносил имя Бреса, а песня, согласно представлениям ирландцев, обладала волшебной силой. С тех пор Бреса стали преследовать несчастья.

Вторая битва при Маг Туиред

Под началом Бреса Ирландия быстро пришла в упадок. Тогда туаты потребовали, чтобы Брес вернул им королевскую власть, оставив этот пост. Но хитрый Брес выпросил у них семилетнюю отсрочку, которая была нужна ему, чтобы собрать «могучих людей из сидов», т.е. фоморов.

Брес отправился за помощью к матери, которая открыла тайну рождения Бреса, сообщив сыну имя отца. Она примерила Бресу золотое кольцо Элаты, и кольцо пришлось впору. Вместе они отправились к Элате, который холодно принял сына, считая, что тот заслужил своей участи, правя так плохо. Но всё же представил Бреса Балору и Индеху, которые собрали огромное воинство, чтобы вновь захватить Ирландию. Это и стало началом войны фоморов с туатами.

После поражения Брес был схвачен в плен, и, чтобы откупиться, он был вынужден научить туатов как пахать, сеять и жать (см. Эриу).

ЛИР

Лир — один из богов племени Туата Де Дананн в ирландской мифологии. «[Лир] предстаёт перед нами в двух разных ипостасях. Первая — безграничная, безличная сущность, соизмеримая с морем; нечто вроде греческого Океана. Вторая — конкретное существо, незримо обитающая на Слив-Фуад», — сказал об этом туате О’Грэди. Слив-Фуад — небольшая возвышенность неподалеку от Ньютаут Гамильтон в графстве Армаг, где согласно преданию расположен сид (холм) Лира Финнахайд («Холм белого поля»).

Лир в сагах

В ирландских легендах об этом туате говорится мало. Известно что в ипостаси бога он был терпеливым, мудрым и справедливым. Никогда не спешил принимать решения. Его уважали и побаивались. Известно, что у Лира не сложилась личная жизнь. Первая его жена погибла, оставив ему троих детей. После этого он женился на дочери Дагды Аоифе, что после повлекло за собой ряд несчастий. Более известен его сын Мананнан, к которому перешли черты морского божества.

Избрание короля туатов

Однажды, предположительно после того, как Мак Ок присвоил себе сид отца, состоялся совет туатов, на котором следовало избрать нового короля взамен Дагды. Среди претендентов был так же Лир. Однако выбор пал на другого туата, на Бодба Дирга. Лир был прогневан таким решением и удалился в свой сид, отказавшись признать нового правителя.

Дети Лира

Имя Лира косвенно фигурирует в трогательной и печальной истории о троих детях этого туата, хотя эта повесть не является чисто ирландской, и в ней присутствует христианский мотив.

Когда супруга Лира скончалась, Бодб Дирг предложил в жёны Лиру вторую из своих дочерей. Новый король хотел таким образом помириться со старым другом, с которым его рассорили королевские выборы. Лир рассудил о первой из сестёр так: «Она самая старшая из сестер, а значит, и самая родовитая». Бодб был счастлив и устроил пышный пир в честь этой свадьбы, а новая жена не обманула надежд Лира и родила ему троих детей: первой родилась дочь Фионуала, затем сын Хуг (иногда Аэд), последними родились мальчики-близнецы Фиахра и Конн. Но вскоре их мать умерла, и Лир женился на второй дочери Бодба Аоифэ.

Новая супруга оказалась бесплодной, поэтому она очень сильно ревновала мужа к детям. Однажды она повезла их к своему отцу, Бодбу. Но когда путники выехали на безлюдное место, мачеха приказала слугам убить детей, но слуги наотрез отказались. Мачеха решила сделать это сама, но её «женская натура взяла верх», тогда мачеха послала детей к озеру Дарвра (современное название — Дерривараг) якобы помыться, а сама наложила на детей заклятие: триста лет они должны провести в образе лебедей на озере, триста — на берегу Северного пролива, ещё триста — на островах в океане, и только после того как «женщина с юга сойдётся с мужчиной севера», заклятие будет снято.

Когда преступление раскрылось, никто не мог расколдовать детей. В наказание за содеянное Бодб превратил дочь «в воздушного демона», и она улетела пронзительно крича. Триста лет лебеди жили на озере, они пели удивительно красивыми голосами и жители Ирландии приходили послушать это дивное пение.

Затем пришёл срок поселиться детям у моря, где они познали ужасы одиночества, холода и бурь, перья их зимними ночами примерзали к холодным скалам. Старшая дочь, Фионула, заботилась о братьях: она укрывала их своими крыльями в такие морозные ночи.

Наконец пришло время третьего срока, и дети Лира отправились к побережью Майо. Здесь они подружились с крестьянином из Сыновей Миля, которые пришли к этому времени в страну.

Когда же срок заклятия истёк, лебеди вернулись к сиду отца, но не смогли найти дворца (они не увидели его, потому что туаты укрылись от глаз Сыновей Милля под покров невидимости. Дети Лира долго горевали, что не могут вернуться в отчий дом. Но однажды услышали звон церковного колокола на часовне одного отшельника. Лебеди прилетели к духовнику и стали жить с ним, они получали наставления в вере и пели своими чудесными голосами мессы.

Но вот принцесса Мунстера, Дейке («женщина с юга») обручилась с королём Коннахта и попросила у супруга в качестве свадебного дара чудесных лебедей, молва о которых дошла до неё. Силой доставил супруг детей Лира к жене, и в тот же миг заклятие с лебедей пало. Но дети Лира больше не принадлежали Стране Юности, а потому предстали в виде ужасных дряхлых стариков, к которым уже подступила смерть. Отшельник, у которого жили лебеди, поспешно окрестил несчастных, а Фионула попросила похоронить их вместе в одной могиле. «Положите Конна справа, а Фиахру — слева от меня, ибо так это было, когда я зимними ночами грела их над морями…» — сказала она.

ЭРИУ

Эриу (др.-ирл. É riu, в родительном падеже É renn)— в ирландской мифологии женщина из племени Туата Де Дананн, мать Бреса, эпонимная богиня Ирландии. Вместе с ней эпонимными богинями были также Банба и Фодла, но прижилось имя Эриу, которое чаще всего использовалось для обозначения ирландской земли в сагах. Именем Банбы Ирландия названа, например, в «Старине мест». По всей видимости, Банба и Фодла — лишь ипостаси Эриу, поскольку ирландцам было свойственно утроение своих богов, как, впрочем, это делали и другие народы.

Эрин — имя Ирландии в сагах

В сагах говорится, что когда Сыновья Миля завоёвывали Ирландию, в своём походе они встречали по очереди Банбу и Фодлу, каждая из которых просила назвать остров её именем. Когда же гойделы дошли до Уснеха, центральной точки страны, они встретили третью богиню, Эриу, которая обратилась к Сыновьям Миля с приветственными словами, говоря, что приход гойделов был предвиден мудрецами. Но одному из захватчиков не понравились слова богини. Он считал, что своей победой Сыновья Миля обязаны только своим богам, на что Эриу ответила: «Не годится говорить тебе так, ибо тогда не принесёт вам блага этот остров, и не будет умножаться здесь ваше потомство. Исполните же мою просьбу, о, потомки Миля и род Брегона, пусть зовётся этот остров моим именем!» Поэт Амергин, который до этого обещал двум предыдущим богиням выполнить их просьбу, дал теперь обещание Эриу. Впоследствии гойделы обратятся в песне к ирландской земле под именем Эрин (одна из форм имени Эриу), что разрушит чары туатов и остановит бурю.

Боги, управляющие плодородием

В легенде об Эриу и Сыновьях Миля отражается вера ирландцев в то, что производящие силы Ирландии и её изобилие находится во власти Племён богини Дану, отчего, вероятно, в христианские времена они были сведены до уровня духов плодородия. Интересно, что такую же роль по отношению к Туата Де Дананн играли фоморы. Когда Племена богини Дану одержали верх над этими демонами, туатам удалось пленить Бреса. Пленник обещал, что если его пощадят, то «вовек не иссякнет молоко у коров Ирландии». Но Луг, после совета с друидами ответил Бресу, что тот больше не властен над коровами страны. Тогда Брес пытался откупиться от казни, увеличив урожайность страны, но этим даром воспользоваться было нельзя, поскольку ирландцы все равно бы не успели собрать новый урожай, которой растёт с такой скоростью. В итоге Брес откупился секретами земледелия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.