Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды толкования права по объему и субъектам. Интерпретационные акты






1) По объему

· Буквальные (действительное содержание норм права полностью совпадает с её словесной формулировкой)

· Расширительная (распространительная) (действительное содержание, нормы права шире её словесной формулировки)

· Ограничительное (действительное содержание нормы права уже её словесной формулировки)

2) По субъекту

· Официальные (дается уполномоченными субъектами, содержатся в правовом акте, является обязательным):

o Нормативные (дается в ходе интерпретационной деятельности, содержится в акте толкования, является общеобязательным):

- Аутентичные (дается органом ранее принявшим толкуемую норму права)

- Легальные (дается органом не принимавшим толкуемую норму права, но которому предоставлено право давать официальное толкование)

o Казуальные (дается в ходе правоприменительной деятельности содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, является обязательным для данного дела)

Официально толкование может быть судебным (дается судебными органами) и административными (дается не судебными органами).

· Неофициальные (дается любыми субъектами, не содержится в правовом акте, не является обязательным)

o Обыденные (дается лицами, имеющими специальных знаний, основано на обыденных знаниях и жизненном опыте)

o Профессиональные; компетентные (дается лицами, имеющими специальные знания юристами, а также должностными лицами в сфере их профессиональной деятельности; основано на специальных знаниях).

o Научные; доктринальная (дается учеными юристами; основана на глубоких теоретических знаниях о праве)

Интерпретационный акт (акт толкования) – это официальный письменный документ, принятый уполномоченным субъектом в ходе интерпретационной деятельности и содержащий официальные разъяснения нормы права и порядка их применения.

 

36. Понятие и виды правоприменительных актов.

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);

По названию могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д.

 

37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы.

Юридическая ответственность - один из видов социальной ответственности индивида. Ее главная особенность в том, что юридическая ответственность связана с нарушением юридических норм, законов, за которыми стоит принудительный аппарат государства. Это - властно-императивная форма ответственности, опирающаяся на силовое начало. Здесь всегда присутствуют карательный, воспитательный и превентивный моменты.

В научной литературе обычно выделяется пять функций:

1) карательная;

2) штрафная;

3) предупредительная, или превентивная;

4) воспитательная;

5) компенсационная, или правовосстановительная.

Названия этих функций говорят сами за себя и не требуют детализации. В разных сочетаниях они действуют во всех отраслях российского законодательства.

Что касается карательной функции, то ее применительно к нашим условиям надо понимать не в смысле некой самоцели (покарать во что бы то ни стало, причинить мучения, страдания и т.д.), а, скорее, в смысле стремления законодателя " преподать урок" злоумышленнику и всем остальным. Это верно даже в отношении смертной казни, которая хотя и не отменена сегодня в России, но в действительности не приводится в исполнение, а заменяется пожизненным заключением.

К основным принципам юридической ответственности относятся следующие:

1) принцип законности, который означает, что вся процедура возложения и реализации ответственности должна протекать в строгих рамках закона, юридических норм, исключать произвол, своеволие;

2) принцип обоснованности предполагает, что ответственность должна быть следствием правонарушения, содержащего в себе все признаки его состава и необходимые доказательства, если этого нет - нет и основания для привлечения лица к ответственности;

3) принцип неотвратимости требует, чтобы ни одно правонарушение, тем более преступление, не оставалось безнаказанным: важна не суровость наказания, а его неминуемость (неизбежность); все противоправные деяния должны раскрываться, виновные нести ответственность;

4) принцип справедливости - наказание должно соответствовать тяжести содеянного, обстоятельствам его совершения и личности виновного; недопустимость двойной ответственности за одно и то же правонарушение; все равны перед законом и правосудием;

5) принцип гуманизма - наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения; возможность условного осуждения, отсрочки приговора;

6) презумпция невиновности - каждый гражданин предполагается невиновным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке.

 

38. Виды юридической ответственности.

по отраслевому признаку:

1) уголовную;

2) гражданскую;

3) административную;

4) дисциплинарную;

5) материальную;

6) процессуальную;

7) конституционную.

Под конституционной ответственностью имеются в виду, например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д.

 

39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования.

механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых " включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве " спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому " каналу".

3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором).

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования).

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

 

40. Правовое и индивидуальное регулирование.

1) Общество – сложный социальный организм, в котором существуют многообразные и сложные общественные отношения. Эти отношения нуждаются в упорядочивании в целях обеспечения существования и развития общества. Такое упорядочивание осуществляется посредством социального регулирования, одним из видов которого является правовое регулирование.

Правовое регулирование – осуществляемая с помощью специальных средств правовое воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения

Виды правового регулирования:

1)​ нормативное – упорядочение общественных отношений с помощью общеобязательных правил поведения(правовых норм) рассчитанных на однородные ситуации и адресованных широкому кругу лиц

2)​ индивидуальное – упорядочение общественных отношений с помощью индивидуально-правовых предписаний, рассчитанных на конкретную ситуацию и адресованных индивдуально-определенным лицам

нормативное и индивидуальное правовое регулирование тесно взаимосвязаны и осуществляется во взаимодействии.

Индивидуальное правовое регулирование нередко называют поднормативным, т.к. оно осуществляется на основе норм права и в рамках, предусмотренных нормами права

Индивидуальное регулирование позволяет конкретизировать общую норму права применительно к конкретной ситуации

2) Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.

Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие - не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - необязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

 

41. Понятие и типология правомерного поведения.

Правомерное поведение - это такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим (рефлекторным), а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями. Существует презумпция правомерного поведения, основанного на известном принципе " не запрещенное законом дозволено".

Социально активное поведение. Это глубоко осознанное, целеустремленное инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, стабильности, защиту интересов государства, общества, других граждан.

Социально пассивное поведение. Субъекты в основном воздерживаются от совершения противоправных действий; без особой активности, равнодушно соблюдают законы, хотя нередко внутренне с ними не согласны.

Привычное поведение. Такое поведение формируется под влиянием многих факторов - традиций, семейного и иного воспитания, здорового консерватизма, сложившихся устоев, правил, стереотипов; стремления к порядку, спокойствию и справедливости; понимания того, что это выгодно, удобно, комфортно, что только таким путем можно добиться поставленных целей, желаний, успеха.

Конформистское поведение. Слово " конформизм" в переводе с латинского означает подобие, соответствие, стремление к однообразию, единомыслию. Поступаю " как все", " как многие", " как другие" или даже " как он" - вот суть конформистского поведения.

Маргинальное поведение. Маргиналы - это люди, выбившиеся из нормальной колеи жизни, оказавшиеся на ее обочине или даже на дне. Их поведение чаще всего бывает на грани правомерного и неправомерного.

Нигилистическое поведение. Нигилизм означает отрицательное отношение к определенным правилам, нормам, принципам, взглядам, законам, образу жизни.

 

42. Правонарушение: понятие, признаки, состав.

Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Деяние может осуществляться в виде как действий, так и бездействия.

Признаки:

- Деяние (действие, бездействие)

- Вина

- Противоправность

- Вредный результат

- Причинно-следственная связь

- Юридическая ответственность

Закон предусмотрел также случаи, когда то или иное деяние формально подпадает под признаки какого-либо правонарушения, но в силу определенных обстоятельств не рассматривается как противоправное (малозначительность, необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д).

В состав правонарушения входят следующие четыре элемента, которые, в свою очередь, раскрываются через ряд собственных специфических черт и признаков:

1) объект правонарушения (то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб. Общий, специальный, дополнительный);

2) субъект правонарушения (деликтоспособноелицо, совершившее правонарушение.);

3) объективная сторона правонарушения (совокупность его внешних признаков. Действие/бездействие);

4) субъективная сторона правонарушения (психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям; вина в форме умысла –прямого, косвенного - или неосторожности –легкомыслие, самонадеянность-).

 

43. Виды правонарушений.

Виды правонарушений. В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на:

- Преступления (уголовные правонарушения) Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены Уголовным кодексом, посягают на наиболее значимые объекты, за их совершение применяются наиболее строгие санкции (лишение свободы, смертная казнь, пожизненное заключение).

- Проступкименее опасны по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, хозяйственной, трудовой, административной, культурной, семейной, производственной деятельности. И влекут за собой не наказания, а взыскания.

o гражданские; причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации;

o административные; нарушение норм административного права, охраняющих установленный в обществе правопорядок

o дисциплинарные; связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины, внутреннего трудового распорядка различных организаций

o материальные; это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям

o процессуальные; неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т.д.

44. Законность и правопорядок.

Законность - одно из центральных и, пожалуй, наиболее сложных понятий правоведения. Соответственно существует и множество его трактовок - от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений, помимо прочего, объясняется тем, что само это явление сильно политизировано и идеологизировано, отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придавали категории законности нужное, нередко конъюнктурное, содержание и направленность, использовали в своих целях.

Основные принципы законности.

1. Принцип единства. Законность, если видеть в ней прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны.

2. Принцип целесообразности. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.

3. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

4. Принцип верховенства закона. Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характер.

5. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности. Данный принцип означает, что главное в содержании законности, деятельности госаппарата, всех его органов и должностных лиц - это уважение и всемерная защита прав граждан, борьба с нарушениями этих прав.

6. Принцип взаимосвязи законности и культурности. Суть данного принципа заключается в том, что законность есть почти зеркальное отражение общей, политической и правовой культуры общества, его граждан.

7. Презумпция невиновности. Она означает, что каждый человек предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не повинным, пока не будет доказано иное в установленном законом порядке, а именно приговором суда.

Правопорядок есть порядок, основанный на праве. Иными словами, это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом.

Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:

1) они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы;

2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;

4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

5) правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Соотношение законности и правопорядка. Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.

 

45. Понятие и структура правосознания.

Правосознание - совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.

Признаки правосознания:

1) Является одной из форм общественного сознания

2) Оно отражает отношение людей к праву (прошлому, современному и желаемому) и правовым явлениям

3) Его содержание образует идеи, взгляды, теории, чувства, эмоции, настроение

4) Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества

Структура правосознания:

1) Правовая идеология (совокупность идей, взглядов, теорий, в которых выражается отношение к праву и правовым явлениям). Она выражается в научном осмыслении права и правовых явлениях.

2) Правовая психология (совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение к праву и правовым явлениям). Она проявляется в отдельных психологических реакциях на право и в устойчивых психологических состояниях.

46. Правовая культура: понятие, структура, уровни.

Правовая культура – это совокупность правовых знаний, правовых установок и правомерного поведения в соответствии с этими знаниями и установками.

Элементы правовой культуры:

1) Правовая культура личности

2) Правовая культура социальных групп

3) Правовая культура общества

Показатели правовой культуры личности:

1) Уровень развития правовых знаний

2) Правовые установки

3) Активное правомерное поведение

 

Показатели правовой культуры общества:

1) Уровень развития общественного правосознания и правовой активности общества

2) Уровень развития права, т.е. его полнота, беспробельность, непротиворечивость.

3) Уровень развития юридической деятельности (правотворческой, правореализационной, правоинтерпритационной, правосистемацонной, научной, образовательной.

Важнейшим средством формирования правосознания и правовой культуры личности и общества является правовое воспитание

 

47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика.

В юридической науке вошло в научный оборот понятие “правовая система”, однако, оно не имеет однозначного толкования. Сложились 2 основных подхода в определении понятия правовой системы общества:

1) Узкий подход. Под правовой системой понимается право конкретного государства.

2) Широкий. Под правовой системой понимается совокупность всех правовых явлений.

Наибольшее распространение получил второй подход

Правовая система общества – совокупность всех правовых явлений в обществе.

Элементы правовой системы:

1) Право как нормативный элемент

2) Юридическая практика (функциональный элемент)

3) Господствующая правовая идеология (идеологический элемент)

Каждое государство имеет собственную правовую систему, которая формируется естественно исторически под воздействием различных факторов, которые в разных государствах проявляются по-разному в различном их сочетании. Этим объясняется наличие как общих черт, так и отличий правовых систем разных государств. Наличие общих черт позволяет объединять правовые системы отдельных государств, правовые семьи.

Правовая семья – совокупность родственных правовых систем нескольких государств, имеющих сходные юридические признаки.

В науке при объединении правовых систем в правовые семьи обычно используют следующий критерий:

1) Общность происхождения и развития

2) Общность основных источников права

3) Сходство структуры

4) Общность принципов, типов и методов правового регулирования

5) Общность юридической терминологии в рамках семью

6) Сходство юридической техники

На основе этих критерий выделяют следующие правовые семьи:

1) Романно-германская

2) Англо-саксонская

3) Семья религиозного права

4) Семья обычного права

 

48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика.

К ней относятся правовая система Великобритании и её колоний.

Основные признаки англо-саксонской правовой семьи:

1) Она сформировалась на основе экспансии права Великобритании

2) Основной источник права – правовой прецедент

3) Характерно множественность прецедентов и их казуистичность

4) Ведущая роль формирования права принадлежит судам, которые создают судебные прецеденты

5) Суды осуществляют не только правоприменительную, но и правотворческую функцию

6) Отсутствуют подразделения права на частное и публичное

7) Нет четкого подразделения права на отрасли

8) Право подразделяется прежде всего на материальные и процессуальные, при ведущей роль процессуального права.

9) НПА являются источником права и их роль и значение возрастают

10) Правовые обычаи являются источниками права, однако играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений

11) Юридическая наука как правило не является источником права, однако играет существенную роль в правотворческой и правоприменительной деятельности.

 

49. Романо-германская правовая система: общая характеристика.

Государства континентальной Европы. В рамках этой правовой семьи выделяют несколько групп правовых систем: романские, германские, скандинавские, славянские, латиноамериканские.

Основные признаки романно-германской правовой семьи:

1) Она сформировалась на основе и в результате рецепции римского права.

2) Для неё характерны иерархически построенные системы источников права

3) Основной источник права – НПА

4) Для неё характерно четкое подразделение права на отрасли права

5) Характерно подразделение права на частное и публичное

6) Главную роль в формировании права играет законодатель

7) Характерен высокий уровень нормативных обобщений, что обеспечивается использованием абстрактного способа изложения правовых норм

8) Правовой прецедент как правило не является источником права

9) Правовой обычай является источником права, однако играет второстепенную роль в регулировании общественных отношений.

10) Юридическая наука как правило не является источником права, однако играет большую роль в правотворческой и правоприменительной деятельности.

 

50. Религиозные правовые системы: общая характеристика.

К ней относятся правовые системы некоторых государств Азии. В ней можно выделить группы правовых систем:

  • Мусульманские
  • Индусские
  • Христианские

Основные признаки семьи религиозного права:

1) Основана на теологических представлениях о праве

2) Правовые предписания даны раз и навсегда. Их необходимо неукоснительно соблюдать

3) Основными источниками права являются религиозные тексты (Коран, Шатры, Веды)

4) Характерны тесные переплетения правовых предписаний с религиозными и философскими постулатами, нравственными принципами, местными обычаями

5) Важное место в системе источников права занимает юридическая наука, т.е. труды мусульманских юристов и богословов, толкующие и конкретизирующие первоисточники

6) Отсутствует подразделение права на частное и публичное

7) Нет четкого подразделения права на отрасли

8) НПА являются источниками права и их роль и значение возрастают

9) Правовые прецеденты являются источниками права в тех государствах, которые были колониями Великобритании

10) Право основано на идее приоритета обязанностей, а не прав человека.

 

51. Позитивистский тип правопонимания.

Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности, включающий в себя понимание права, его оценку и отношение к нему как к социальному институту.

Сформировалась в середине 19в. И до начала 20в. Занимала господствующее положение в юридической науке. Представители: Эсмен, Бергбом, Остин.

Основные положения:

1) Право и закон тождественны. Право не подразделяется на естественное и позитивное.

2) Правом является любая по содержанию норма, закрепленная государством в НПА или ином источнике права

3) Исследуют закон с позиции его соответствия естественному праву, поэтому всегда будет прослеживаться субъективизм исследования

4) Источником прав человека является государство, которое закрепляет в НПА перечень этих прав

5) Субъективные права производны от права в объективном смысле

6) Право есть закрытая система, содержащая все необходимые основания для своего существования в себе самой

7) Задача юридической науки состоит в исследовании текстов НПА и других источников права, поэтому основным методом исследования является формально-юридический метод

 

52. Естественно – правовой тип правопонимания.

Правопонимание – научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности, включающий в себя понимание права, его оценку и отношение к нему как к социальному институту.

Её рассвет приходится на 17-18 века, т.е. эпоху буржуазных революций. Её основателем считается ГугаГроций. Её представители Дидро, Руссо, Вальтер, Монтескьё, Томас Гоббс, Локк, Радищев

Основные положения:

1) Право подразделяется на естественное и позитивное

· Естественное право обусловлено самой природой человека и принадлежит каждому от рождения

· Позитивное право создается государством

2) К естественным правам относятся:

· Право на жизнь

· Свободу

· Собственность

3) Источником естественного права является не государство, а сама природа человека

4) Естественные права не создаются государством, а признаются им и гарантируются

5) Естественное право является критерием оценки позитивного права, поэтому, закон (позитивное право) может быть правовым (если он соответствует естественным правам человека), либо не правовым (если он противоречит естественным правам человека и воплощает в себе произвол со стороны государства по отношению к личности и обществу)

 

53. Понятие и признаки государства. Сущность государства.

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно–территориального деления.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно по всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом.В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть – это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

 

54. Понятие, признаки и принципы организации государственной власти в Российской Федерации.

Власть – способность одного субъекта оказывать управляющее воздействие на поведение других субъектов. Власть существует только в обществе и проявляется в общественных отношениях

Признаки власти:

1)​ является социальным явлением

2)​ существует и проявляется в общественных отношениях

3)​ существует на всех этапах развития общества

4)​ ее осуществление представляет собой интеллектуально-волевую деятельность

5)​ она проявляется в особом виде общественных отношений – влестеотношениях, для которых характерно неравенство сторон.

6)​ Ее осуществление основано на использовании различных ресурсов

7)​ Для нее характерно подчинение воли подвластного воле властвующего

Виды власти:

По уровню:

- власть в масштабах общества

- власть внутри организации или коллектива

- власть в отношениях между двумя субъектами

По характеру:

- политическая власть

- неполитическая власть

По методам осуществления:

- демократическая

- недемократическая

По наличию правового основания:

- легальная(основана на законе)

- нелегальная(не имеет правовых оснований)

Важнейшим видом политической власти является государственная власть

Особенности государственной власти:

1)​ является политической властью

2)​ имеет публичный характер

3)​ имеет универсальный характер, т.к. распространяется на всю территорию страны и ее население

4)​ имеет суверенный характер, т.к. обладает верховенством и независимостью

5)​ осуществляется постоянно, непрерывно

6)​ ее органы обладают исключительным правом на правотворчество

7)​ ее осуществление основано на возможности применения государственного принуждения

Принципы организации:

1)​ законность

2)​ разделение властей

3)​ федерализм

4)​ разграничение предметов ведения и полномочий

5)​ разграничение компетенции между госорганами

6)​ единство гос власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ — способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

Признаки государственной власти:

- Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

- Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

- Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

- Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью.

- Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

- Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность.

Принципы организации государственной власти в РФ:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

2. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства.

3. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

4. Принцип разделения властей.

5. Принцип законности – основной метод осуществления деятельности органов государственной власти.

6. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что: все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти; между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения; субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственной власти и т.д.

7. Принцип равного доступа граждан к государственной службе.

8. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принцип гласности означает информирование граждан о деятельности государственных органов и государственных служащих.

 

55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества.

Под политической системой общества понимают совокуп­ность различных политических институтов, социально-поли­тических общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть.

В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов:

» Государство решает общие проблемы страны.

» Оно является единственной полновластной организа­цией в масштабе всей страны.

» Оно определяет основные направления развития обще­ства в интересах всех и каждого человека.

» Является официальным представителем общих интере­сов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

Политическая система отражает уровень политическо­го творчества в обществе, характер политического учас­тия населения в жизни общества, процессы правового закрепления власти, распределение политических ролей и др. Она оказывает огромное влияние на культуру, эко­номику, идеологию, являясь необходимым элементом всей общественной действительности.

Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие полити­ческих интересов. Оно занимает ведущее место в поли­тической системе общества.

 

56. Понятие формы государства.

Форма государства - это способ организации и реализации государственной власти.

В состав формы государства входят:

1) форма государственного правления,

2) форма государственного устройства,

3) форма государственного (политического) режима.

 

57. Форма правления: понятие и виды.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственнойвласти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимосвязь этих органов друг с другом, степень участия населения в формировании этих органов.

В соответствии с этим все государства подразделяются на 2 вида:

1. Монархия – это форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.

1. абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена и отсутствует конституционное правление (Российская империя времен Петра I, Современный Ватикан, Саудовская Аравия).

2. конституционная (ограниченная) монархия. Это форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

1. Парламентарная (Швеция, Дания, Бельгия, Япония.)

2. дуалистическая (изживает себя). Государственная власть носит двойственный характер. Полномочия монарха ограничены в области законодательной деятельности, но широки в области исполнительной деятельности (формировании правительства). Правительство ответственно перед монархом.

2. Республика – это форма государственного правления, при котором верховная государственная власть осуществляется выборными органами (парламентом, президентом), избранными населением на определенный срок

1. Парламентская республика – форма правления, при котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Италия, Германия).

2. Президентская республика – это форма правления, при которой высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства (США, Индия).

3. Смешанный тип, т.е. сочетающая черты парламентской и президентской республики (Франция, Россия).

 

58. Формы государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, который раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственной власти.

Виды форм государственного устройства:

1. Унитарное государство – это единое и неделимое государство, подразделенное на административно-территориальные единицы, не обладающее какой-либо политической самостоятельностью (Испания, Италия, Япония).

2. Федерация – это сложное государство, представляющее собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных органов в одно союзное государство.

1. территориальная: государственные образования не являются суверенными образованиями; субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях; установлен запрет одностороннего выхода из союза; управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами (США, Мексика).

2. национальная: субъектами федерации являются национальные государства и национально-государственные образования; субъекты федерации объединяются на основе принципа добровольности; гарантированность суверенитета больших и малых наций; высшие государственные органы федерации формируются из представителей субъектов федерации; право наций на самоопределение (Россия, Индия).

3. Конфедерация – это временный государственный союз государств, обладающих государственным суверенитетом, созданный для обеспечения их общих интересов.США (1781-1787)

 

59. Государственно-правовой режим: понятие и виды.

Государственно-правовой режим представляет собой совокупность форм, методов и приемов реализации публичной (государственной) власти посредством государственного механизма.

Различное сочетание методов и средств осуществления власти позволяет классифицировать государственный режим на две основные группы: демократические и недемократические.

Демократический режим обладает следующими признаками:

- демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти;

- обеспечение подлинного народовластия;

- обеспечение демократических прав и свобод в обществе и признание приоритета прав личности;

- конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга);

- демократические принципы функционирования механизма государственной власти;

- определенный уровень гласности в работе государственного аппарата;

- обеспечение режима законности;

- независимость судебной власти;

- наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством;

- ответственность должностных лиц;

- политический плюрализм и идеологическое многообразие, наличие легальной оппозиции;

- учет интересов меньшинства при принятии государственных решений;

- реальное обеспечение многопартийной системы и независимости средств массовой информации;

- признание многообразия форм собственности и их защита.

Антидемократические политические режимы отличаются разнообразием, вместе с тем, их общие признаки противоположны чертам режима демократии.

Чаще всего недемократические режимы устанавливаются в кризисные (чрезвычайные) периоды (их возникновение крайне необходимо, но только на временный период) или в ситуации неразвитых политических и социальных структур общества.

Традиционно выделяют авторитарный и тоталитарный режимы.

Тоталитарный режим является порождением XX в. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть. Характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается господствующей (правящей) политической партией.

Авторитарный режим считается наиболее мягким среди недемократических режимов. Отличительной особенностью данного режима является наличие правящей элиты, власть которой не ограничена законом и не контролируется населением. Вместе с тем, существуют внешние атрибуты демократии: выборы, существование многопартийности, при отсутствии оппозиции и политического плюрализма. Однако частная жизнь и экономика свободны от политического контроля, принуждение и насилие применяется лишь в отношении открытых оппозиционеров.

60. Функции государства: понятие и виды

Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства (государственного управления обществом).

Виды функций государства:

1. Функции государства по сферам государственной деятельности (объектам воздействия):

а) внутренние – это функции, связанные с реализацией задач государства внутри страны;

1) экономические

2) социальные

3) финансового контроля

4) охраны правопорядка

5) экологическая функция

б) внешние – это основные направления деятельности государства на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами:

1) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах (экономическое, политическое, культурное, научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды и т.д.);

2) функции обороны страны от внешней агрессии.

2. Функции государства по продолжительности действия:

а) постоянные – это функции, присущие государству на всех этапах его существования (экономическая функция)

б) временные – это функции, характеризующиеся непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его развития.

Они прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия и т.д.)

3. Функции государства по социальной значимости:

а) основные (=общие) – это функции, которые выполняются всеми органами государства во взаимодействии;

б) неосновные (=отдельные) – это функции, которые осуществляются конкретными государственными органами.

4. Функции государства по правовым формам осуществления:

а) законодательные (правотворческие);

б) управленческие;

в) судебные.

61. Механизм государства и аппарат государства.

1. Механизм государства и аппарат государства тождественны.

В рамках этого подхода существуют два направления:

а) механизм (аппарат) государства включает государственные органы;

б) механизм (аппарат) государства включает государственные органы и государственные организации.

2. Механизм государства и аппарат государства не тождественны.

Механизм государства шире по содержанию, чем аппарат государства. Аппарат государства включает только государственные органы. Механизм государства включает государственные органы и государственные организации.

Механизм государства – это совокупность государственных органов и государственных организаций, осуществляющих функции государства.

Элементы механизма государства:

1. Государственный аппарат - это система государственных органов, осуществляющих функции государства и наделенных государственно-властными полномочиями.

2. Государственные организации. Они создаются по решению государственных органов и осуществляют функции государства в своей практической деятельности. Они не имеют государственно-властных полномочий внешнего характера.

Виды государственных организаций:

а) государственные учреждения (они осуществляют функции государства в социальной, политической и иных сферах);

б) государственные предприятия (они осуществляют экономическую функцию государства в ходе своей производственно-хозяйственной деятельности).

Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, состоящий из государственных органов.

 

62. Государственные органы: понятие, классификация

 

Орган государства – это организационно-обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее функции государства и наделенное государственно-властными полномочиями.

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

- представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации;

- исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства;

- судебные органы - осуществляют правосудие.

- Органы надзора. Занимаются специфической деятельностью - надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура

- Органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы

Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).

63. Признаки правового государства.

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

· преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

· выработка высокой политико-правовой грамотности;

· появление действенной способности противостоять произволу;

· разграничение партийных и государственных функций;

· установление парламентской системы управления государством;

· торжество политико-правового плюрализма;

· выработка нового правового мышления и правовых традиций.

64. Суверенитет государства и его значение.

Понятие «суверенитет» государства появилось в конце эпохи средневековья, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной власти

Государственный суверенитет – свойство государственной власти, выражающееся в ее верховенстве по отношению ко всем другим властям внутри страны и в независимости от других государств в осуществление внутренней и внешней политики.

Государственный суверенитет имеет 2 стороны

1)​ внутреннее верховенство. Верховенство государственной власти внутри страны выражается:

- в исключительном праве государства официально представлять все общество

- в распространении государственной власти на все население страны

- в исключительном праве государства на правотворчество

- в праве государства отменять решения органов всех других властей, если они противоречат нормам права

- в исключительном праве государства на легализованное принуждение

Таким образом верховенство государственной власти предполагает ее полноту на всей территории государства. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти

Важнейшими свойствами государственного суверенитета являются его единство и неделимость. Это означает что на одной территории не может быть двух суверенных властей. Единственным носителем государственного суверенитета является государство, составные части государства суверенитетом не обладают

Независимость государственной в

2)​ внешняя независимость. Независимость государственной власти от других государств выражается в следующем:

- признании государства международным сообществом

- в осуществлении самостоятельной внутренней и внешней политики

- в невмешательстве других государств во внутреннюю и внешнюю политику государства.

В суверенитете государства находят свое политическое и юридическое выражение полновластие народа

Государственный суверенитет – это верховенство и независимость государственной власти по отношению к любым другим властям внутри страны и в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

1) внутренняя сторона – исключительно монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, в пределах всей государственной территории;

2) внешняя сторона – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом.

Значение - Верховенство государственной власти означает неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Верховенство государственной власти означает, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти и над ней нет и не может стоять никакая иная власть. Таким образом, исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

 

65. Понятие, структура и виды правового статуса личности.

Правовой статус - система признанных и гарантируемых госу­дарством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы;

б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

в) основные права, свободы и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина; - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется Конституцией.

б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан; отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

в) индивидуальный статус. Характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

 

66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают

- гражданские (личные).право на жизнь, достоийство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства и др.

- Экономические. Право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т. д.

- Политические. Право человека на гражданство, право определять и указывать свою национальную принадлежность, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов и демонстраций, право на участие в управл






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.