Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия






Переживаемые страной события не могли не породить попыток философского осмысления происходящего представителями крымских изгнанников, а общий характер событий неизбежно окрашивал эти попытки в религиозные тона. «В Крыму был расцвет умственной и религиозной жизни» — писал Г. Вернадский, который накануне перехода на службу в правительственные структуры врангелевского Крыма активно сотрудничал с кадетской газетой «Таврический голос» и в своих статьях сформулировал некоторые тезисы евразийского учения. Одна из его статей была посвящена колонизационному движению русского народа и называлась «Против солнца», впоследствии это стало одним из ключевых «мыслеобразов» евразийства38. В многочисленных публичных выступлениях своими рецептами спасения России делились многие известные люди от М. Волошина до В.М. Пуришкевича.

Эти авторы остались в рамках культурного «неонационализма», однако другие представители «крымских изгнанников» пошли дальше в религиозно-мистическом осмыслении происходившего. Как явствует, в частности, из воспоминаний митрополита Вениамина (Федченкова)39, атмосфера в Крыму временами достигала высших степеней религиозно-мистической экзальтации, что иногда было причиной недоразумений с властями. Врангель, который вообще уделял большое внимание вопросам сохранения и возрождения церкви, неодобрительно отнесся к проповедям о. И. Востокова, как сеющим «гражданскую рознь»40. Апофеозом попыток возрождения православной духовности в Крыму стали «Дни покаяния» в сентябре 1920 г., организованные Высшим церковным управлением.

С.Н. Булгаков, выдающийся мыслитель, в 1918 г. принял священство и с этого времени практически безвыездно жил в Крыму, близ Ялты, а также в Симферополе, где ему была предоставлена кафедра в Таврическом университете и возможность проводить службы в одном из храмов. Булгаков принимал активное участие в работе возникших в 1919 г. Религиозно-философского общества и Общества философии, истории и социологии при Таврическом университете. В местной прессе появлялась информация о прочитанных им докладах, которые представляли собой, скорее всего, фрагменты его большой работы, которую он писал в годы крымского «сидения», — «У стен Херсонеса». Это обширное произведение является впечатляющим образцом отечественной культурфилософии, вышедшим «из глубины» бездны социального переворота и одним из наиболее ярких свидетельств осмысления трагедии России и её интеллигенции. Это произведение не публиковалось при жизни Булгакова, поскольку в нем отразился (признаваемый им самим) «католический соблазн», постигший этого выдающегося православного мыслителя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.