Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы региональной политики






Региональная политика — государственная политика в отноше­нии крупных территориальных общин, учитывающая их геополити­ческие, исторические, социокультурные и экономические особен­ности. Региональная политика регламентирует отношения цен­тральной власти и регионов, определяет права и полномочия поли­тико-административных единиц. Региональная политика включает следующие направления:

выравнивание региональных социально-экономических и других диспропорций развития;

достижение политической и социальной стабильности;

достижение экономической эффективности;

эффективное использование трудовых ресурсов;

развитие периферийных ресурсно-сырьевых регионов;

демографическую политику;

инновационную политику;

экологическую политику и др.

Выделяется перераспределительная и стимулирующая регио­нальная политика.

Перераспределительная региональная политика направлена на финансовую помощь депрессивным территориям за счет регионов-доноров. Широкое распространение получили различного рода на­логовые и другие преференции, что часто усиливает дефицит госу­дарственного бюджета.

Стимулирующая региональная политика поощряет самостоятельное развитие. Такая политика характерна преимущественно для высоко­развитых государств и основывается на принципе субсидиарности.

Государственную политику, направленную на создание префе­ренциальных (налоговых и др.) льгот для регионального развития называют государственным протекционизмом. Местная политика, Дезинтеграционная по отношению к центру, движение за повыше­ние статуса региона вплоть до объявления нового национального государства, является проявлением регионального сепаратизма.

Большая роль в проведении региональной политики принадле­жит местной элите. Региональная элита — привилегированная со­циальная прослойка лиц, обладающая политическим влиянием на региональном уровне. Различается властная, партийная и хозяйственная региональные элиты.

Выделяются несколько функциональных типов региональной политики: собственно региональная политика, экономическая, со­циальная и экологическая.

Собственно региональная политика заключается, прежде всего, в развитии местного самоуправления, создании эффективной власт­ной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами.

Региональная экономическая политика основывается на бюджет­ных отношениях между центром и регионами. Она должна способ­ствовать росту региональной экономики и занятости населения, преодолению диспропорций между проблемными и развитыми ре­гионами в целях создания достойного человека качества жизни.

Региональная социальная политика должна способствовать пре­одолению социальных контрастов между регионами. Региональная экологическая политика направлена на решение местных экологи­ческих проблем.

Региональная политика включает стимулирование социально-экономического развития за счет централизованного создания со­временной инфраструктуры, особых условий для предприниматель­ской и инвестиционной деятельности в регионах. При выработке региональной экономической политики центральная власть вынуж­дена выбирать между выравниванием межрегиональных диспропор­ций и достижениями экономических целей.

Региональная политика зависит от политико-административ­ного устройства государства. В унитарных государствах доминирует централизованный подход, а в федеративных государствах местная власть более активно привлекается к разработке экономической политики. В таких странах, как Германия, с традиционно сильными позициями регионов (земель), государственная власть стремится к усилению централизации.

Выделяются три основных теоретических подхода в области ре­гиональной экономической политики:

Отрицание необходимости воздействия центральных властей на региональный рост.

Стимулирование «естественных» направлений экономическо­го роста, привлекательных для частных компаний.

Централизованное интенсивное регулирование регионального развития.

Неоклассическая теория регионального роста основана на произ­водственной функции. Предусматривает выравнивание межрегио­нальных различий путем перемещения капитала и трудовых ресур­сов. Капитал из высокоразвитых районов с относительно низкой прибыльностью инвестиций направляется в менее развитые, отли­чающиеся большой доходностью капиталовложений. Трудовые ре-

сурсы, наоборот, перемещаются в развитые регионы с высоким уровнем зарплаты. Однако межрегиональная мобильность факторов роста является более сложным процессом и не всегда приводит к декларируемым целям выравнивания диспропорций.

Теория кумулятивного роста является синтезом неокейнсиан-ских и институционалистских моделей и основана на производст­венной специализации, создании центров (полюсов) роста, что в конечном итоге может привести к усилению диспропорций в разви­тии центра и отстающего региона. Механизм полюсов (точек) эко­номического роста используется по-разному в постиндустриальных и развивающихся странах. В постиндустриальных странах этот ме­ханизм используется для преодоления экономического отставания проблемных территорий. Для развивающихся стран полюса роста имеют большое значение в масштабах всего государства.

Выделяются следующие инструментарии региональной эконо­мической политики в проблемных (депрессивных) регионах:

развитие инфраструктуры;

финансовая помощь в виде безвозмездных субсидий под конкретные проекты;

установление преференциального режима;

сбалансированная политика в отношении малого, среднего и крупного бизнеса;

привлечение иностранного капитала.

В Европейском союзе, располагающем значительным консоли­дированным бюджетом, предпочтение отдается безвозмездным суб­сидиям, тогда как в Восточной Европе доминируют преференции. В странах Восточной Европы власть может бесконечно декларировать важность местного самоуправления и одновременно с помощью бюджетной политики сделать большинство регионов дотационны­ми, зависимыми от центра. Наиболее «успешно» такую реформу осуществила Украина. Здесь преференциальный режим устанавлива­ется не в интересах государства, а раздается местным промышленно-финансовым группировкам за лояльность к власти (президенту).

Эффективность региональной политики в проблемных регионах определяется показателями темпов экономического роста и занятости населения, способствующими преодолению разрыва в уровнях эконо­мического развития между регионами страны. При этом не ставится задача догнать по абсолютным экономическим показателям высоко-Развитые регионы. Таким путем была осуществлена региональная по­литика в Великобритании и Италии, где частично удалось преодолеть Разрыв в уровнях экономического развития Севера и Юга.

Современная региональная политика является важнейшим инст­рументом согласования государственных и местных интересов, дости­жения оптимального соотношения между экономической эффектив­

ностью и социальной справедливостью. Успешный опыт регионально!!

политики демонстрируют Европейский Союз, США и Китай.

Региональная политика ЕС является важнейшим элементом ев­

ропейской интеграции. В европейском регионализме доминирует концепция «развития снизу», с опорой на региональную власть и

внутренние источники финансирования.

Региональная политика США служит классическим примером стимулирующей политики, поощряющей самостоятельное развитие регионов. Благодаря такой политике Калифорния превратилась из удаленного штата Дикого Запада в мировой центр высоких техноло­гий. ВВП штата сопоставим с ВВП крупнейших мировых держав. В отношении депрессивных регионов применяется финансовая по­мощь из федерального бюджета или создаются предприниматель­ские зоны с преференциальным режимом. Американский опыт оп­роверг представления о географической периферии. Здесь человече­ская энергия оказалась способной превратить периферию в миро­вой полюс в созданном информационном пространстве Интернета. I

Региональная политика Китая характеризуется поэтапностью включения китайских провинций в международное разделение тру­да с опорой на авторитарную государственную власть. «Локомоти­вами» открытой экономики стали наиболее развитые в промыш­ленном отношении приморские провинции, где были созданы спе­циальные экономические зоны.

В региональной политике в Восточной Европе в советский период доминировал экономический (производственный) детерминизм, основанный на «госплановском» и партийном принципе райониро­вания. После распада Советского Союза региональная политика активно используется в борьбе за власть.

Региональная политика России — самого протяженного государст­ва мира — уже почти столетие демонстрирует неспособность создать в регионах достойное человека качество жизни и является крупно­масштабной имитацией европейского опыта. В постсоветской России в основу региональной политики был положен средневековый прин­цип «берите суверенитета, сколько можете». Это обострило проблемы российской федерализации и регионализации.

Федеративная модель государственного устройства России унасле-' довала основные принципы советского федерализма, включая нацио­нально-территориальные автономии, дробность и многоуровневость'

административно-территориального деления. В 90-е гг. эффективность политической системы снизилась из-за центробежных тенденций, борьбы субъектов Федерации за расширение полномочий. В условиях Чеченской войны Центр оказался неспособным полностью блокиро­вать сепаратизм и расширял местные полномочия в обмен на лояль­ность национальных элит. В результате в декларированном демократи­ческом государстве образовались ханско-байские республики.

Властная региональная элита представлена руководством ис­полнительной и законодательной местной власти, включая губерна­торов, мэров. Местная партийная элита является понятием исклю­чительно условным и меняет ориентацию в зависимости от очеред­ной партии власти. Хозяйственная элита представлена местными экономическими кланами или промышленно-финансовыми груп­пировками, которые в значительной степени определяют политиче­ский ландшафт в регионах.

Большинство субъектов Российской Федерации являются дота­ционными. За годы постсоветской трансформации произошло крупномасштабное перераспределение природной ренты в интере­сах олигархо-бюрократических группировок, сосредоточенных пре­имущественно в Москве. Глубокие различия в уровне социально-экономического развития субъектов РФ представляют реальную угрозу национальной безопасности.

Для России характерна исключительно неэффективная модель региональной политики. В Сибири и на Дальнем Востоке создана «лагерная» экономика, разрушающаяся в процессе рыночной трансформации. Региональная политика, исходящая из принципа «и на Марсе будут яблони цвести», привела к строительству городов в условиях вечной мерзлоты и заселению территорий, мало пригод­ных для жизни человека. Другая крайность проявилась в попытках нивелирования региональных исторических и культурных различий малой родины на пути формирования общности «советского чело­века» — «наш адрес не дом и не улица, наш адрес — Советский Союз». Региональная политика постоянно использовалась и про­должает использоваться в борьбе за власть. Самый впечатляющий пример — передача Крыма из Российской Федерации Украинской ССР в 1954 году.

В 1996 г. был издан Указ Президента РФ «Об основных поло­жениях региональной политики в Российской Федерации». Создан Фонд регионального развития, из которого финансируются феде­ральные целевые программы социально-экономического развития Регионов и свободных экономических зон. Однако остается открытым вопрос о наиболее эффективной модели региональной политики для самого протяженного государства мира. Целевые программы' часто разрабатываются исходя из политической, а не экономической целесообразности. Свободные экономические зоны (СЭЗ) не только не стали плацдармами для мирохозяйственной интеграции, но их деятельность часто наносит ущерб федеральному бюджету. СЭЗ не превратились в полюса роста для депрессивных регионов.

Бездумные попытки копирования зарубежного опыта без учета цивилизационных

особенностей Запада и Востока привели к имита­ции региональной экономической политики.

Россия является самой протяженной и самой холодной страной мира. Эти два важных стратегических ресурса имеют геополитиче­ское и экономическое значение. Протяженное пространство служи­ло дополнительным барьером против врагов. Обширные территории способствовали нерациональному и экономически неэффективному использованию ресурсов благодаря рабскому труду заключенных

ГУЛАГа. Если монголы с востока успешно использовали фактор

холода против Руси, то Наполеоновская армия и Третий рейх, рас­считывая на блицкриг летней военной компании, потерпели пора­жение в том числе из-за крепких морозов.

Исследования Института Брукингса и Университета штата Пен­сильвания (США) показали следующую цену сибирского холода. Традиционно учитывается влияние «средней температуры» на влия­ние экономической активности в стране.

За годы советской власти Россия стала «экономически холод­нее, чем в прошлом. Исходя из принципа рыночной экономики, население Сибири и Дальнего Востока переселено примерно на 16 млн человек. Показатель «температуры на. душу населения» (ТДН), рассчитанный по данным января, оказался на 1, 5 градуса холоднее, что облагает дополнительными налогами российскую экономику. Ежегодно выплачиваемый «налог на холод» из-за нера­ционального размещения производительных сил на востоке страны составляет 2—3% ВВП.

Неисчерпаемые трудовые ресурсы ГУЛАГа в течение двух деся­тилетий обеспечивали индустриализацию, добычу минеральных и других ресурсов Сибири и Дальнего Востока. В период Великой Отечественной войны на Восток были эвакуированы сотни круп­ных заводов. После ликвидации ГУЛАГа осуществлялись крупно­масштабные проекты по увеличению добычи нефти и газа, золота, алмазов, никеля, олова и других стратегических ресурсов. В резуль­тате росли численность и размеры городов на востоке страны.

100 самых холодных городов Северной Америки и России с населе­нием свыше 100 тыс. человек включает 85 российских, десять ка­надских и пять американских городов. При этом самый холодный канадский город занимает 22-е место, а американский — 58-е ме­сто. На американской Аляске всего один крупный город с населе­нием свыше 100 тыс. человек, Анкоридж, даже не попадает в этот список. В США лишь один город с населением свыше полумил­лиона жителей (Миннеаполис), где средняя температура января ниже -8° по Цельсию, а в России таких городов больше 30. Не слу­чайно инвестиции в Сибирь в последние десятилетия советской власти имели крайне низкую отдачу.

Переселение людей из «зоны вечной мерзлоты» требует значи­тельных капиталов, которыми государство и большинство местного «лишнего» населения не располагают. Можно использовать техно­логичные, вахтовые методы освоения Севера и Востока, но при этом нельзя забывать проблемы безопасности «безлюдных земель» в контексте соседства с самой населенной державой мира.

Для того чтобы своевременно избежать территориальных дис­пропорций в социально-экономическом развитии, важная роль от­водится региональному прогнозированию — предвидению тенденций развития региона под воздействием геополитических (геоэкономи­ческих) факторов глобализации и регионализации, внешней и внут­ренней политики государства. Основные принципы регионального прогнозирования: исторический (генетический), аналогий (сопос­тавлений), инерционности, ассоциативности и непрерывности. Особое значение приобретает прогнозирование инновационной мо­дели регионального развития.

 

1.7. Региональная инновационная политика

Важная роль в успешной мирохозяйственной интеграции регио­нов принадлежит инновационной политике. Независимо от текущих экономических трудностей и финансового дефицита, всегда необ­ходимо думать о будущем регионального развития, ориентирован­ного на высокие технологии. В мире сложилось три основных Функционально-территориальных типа инновационных образова­ний: инновационные центры, научно-технологические парки и тех­нополисы.

Инновационные центры (инкубаторы) осуществляют поддержку малого и среднего предпринимательства. Создают благоприятную сРеду для подготовки кадров конкурентоспособных фирм, предостав-

ляют фонды венчурного капитала. В настоящее время в мире насчи­тываются тысячи инкубаторов — университетские, корпоративные и частные. Если раньше инкубаторы создавались преимущественно в высокоразвитых западных странах, то в настоящее время по темпам их создания выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион.

В научно-технологических парках осуществляется маломасштаб­ное производство, основанное на местных научно-технических раз­работках. Здесь концентрируются внедренческие фирмы в области высоких технологий. Конкретные формы функционирования пар­ков весьма многообразны, в них, как правило, доминируют научно-исследовательские или производственно-технологические функции. Большинство первых научных парков возникло в США, затем они распространились в Европе, а ныне их новое поколение успешно развивается в Японии, Сингапуре, Китае и других азиатских странах.

Наиболее перспективной формой интеллектуализации хозяйства являются технополисы, в которых не только осуществляется науч­ная и производственная деятельность, но и проживает население. Эти центры производства высоких технологий размещаются в мест­ностях с комфортной средой обитания, культурными и рекреаци­онными возможностями вблизи базового города с крупным универ­ситетом. Технополисы, как правило, являются ядром регионального развития. Классическим примером служит Кремниевая долина вблизи Сан-Франциско, ставшая символом научно-технического прогресса, одной из мировых столиц микроэлектроники. Этот тех­нополис является мировым лидером производства микропроцессо­ров. Значительная часть монтажных и других работ в микроэлек­тронике размещена в новых индустриальных странах с льготным режимом для иностранных инвестиций и дешевой рабочей силой.

Создание технополиса предъявляет исключительно высокие требования к капитальным затратам в инфраструктуру и качеству среды. Кремниевая долина в США является результатом многомиллиардных объемов финансирования научно-исследовательских и проектных программ со стороны государства и частного капитала.

Идея создания технополисов получила широкое распростране­ние в постсоветских странах, однако в большинстве случаев наме­рения по их созданию не имеют реальных оснований.

Основой создания технополисов является государственная ин­новационная политика, ориентированная на формирование соответствующей инфраструктуры и развитого технологического рынка.

В региональном развитии особая роль принадлежит инноваци­онным программам, ориентированным на новые технологии, поощрение малого и среднего бизнеса и создание рабочих мест. С усилением международной конкуренции в предпринимательской деятельности многие страны начали испытывать затруднения с привлечением дополнительных капитальных вложений зарубежных инвесторов. Это заставило изыскивать внутренние возможности для создания рабочих мест на основе экспортно-ориентированных отечественных предприятий.

В этой связи наибольший интерес представляет опыт Европей­ского Союза, осуществляющего в рамках Генерального плана раз­вития малого бизнеса региональные проекты поддержки предприни­мательской деятельности. Потребность в совершенствующих тех­нологию фирмах малого бизнеса является чрезвычайно важной за­дачей для конкурентоспособности экономики любой страны на ми­ровом рынке. Государственная политика здесь направлена не на формальное обучение, а на выработку нетрадиционного подхода к подготовке потенциальных предпринимателей на основе создания новых фирм, ориентированных на экспорт. Технология такого под­хода заключается в следующем:

выявление и подготовка потенциальных предпринимателей, способных открыть собственное малое предприятие с использованием современных технологий;

демонстрация способов подготовки и запуска в производство изделий, изготавливаемых на базе новейших технологий;

облегчение формирования и содействие деятельности руководителей экспериментальных предприятий;

содействие подготовке и анализу планов экономической деятельности экспериментальных предприятий;

предоставление участникам программы сведений о передовых идеях в области маркетинга, их применение, а также обучение навыкам управления финансовой деятельностью;

предоставление участникам возможности приступить на за­вершающем этапе программы к созданию собственных кон­курентоспособных на внешнем рынке предприятий;

согласование организации новых предприятий с сущест­вующими проектами, связанными с модернизацией изделий в процессе их эксплуатации.

Уникальность предлагаемого подхода заключается в целена­правленном формировании сплоченных групп будущих предприни­мателей, способных создать конкурентоспособную фирму. Это тре­бует тщательного отбора участников, так как для осуществления Программы нужны высококвалифицированные и умеющие брать на

себя ответственность люди. Высшей точкой этого процесса являет­ся формирование небольших административных групп, члены кото­рых обладают взаимодополняющими навыками, необходимыми для открытия фирмы при соответствующей поддержке. Таким образом, государственные средства направляются на конечный результат — создание конкурентоспособного на внешнем рынке предприятия. При оказании государственной поддержки только на уровне физи­ческих лиц эффект был бы минимальным при значительных неэф­фективных затратах.

 

1.8. Геоинформатика

Стабильное социально-экономическое развитие регионов и их успешная мирохозяйственная интеграция зависят и от использова­ния информационно-коммуникационных технологий. Разработка концепции развития рынка геоинформационных технологий и ус­луг государства обусловлена стратегической целью соответствия мировому уровню и паритетной интеграции в мировое экономиче­ское пространство. Стабильное социальное и экономическое разви­тие ныне невозможно без осознания ключевой роли геоинформати­ки как средства изучения и удобного представления результатов для принятия управленческих решений. Мировое сообщество проявляет все большую заинтересованность в объединении информационных ресурсов, стандартизации подходов к решению возникающих про­блем, считая их магистральным условием взаимопонимания и со­трудничества, всемирного обеспечения доступов к пространствен­ной информации различных категорий пользователей и разработчи­ков.

Глобальная и национальная инфраструктуры пространственных данных со всеми их прикладными задачами становятся решающим условием обеспечения экономического развития нации. Это на­глядно демонстрируют США, где разработана первая фаза нацио­нальной сети передачи цифровой геопространственной информа­ции. Геоинформационные технологии позволяют существенно об­легчить и улучшить сбор, распространение и использование гео­данных и картографирования.

Геоинформационные системы (ГИС) являются мощным интел­лектуальным продуктом современной эпохи. За сравнительно ко­роткий промежуток времени ГИС-технологии получили широкое распространение при поддержке принятия решений в планирова­нии, проектировании и управлении, создании информационно-

справочных банков данных, автоматизированном картографирова­нии, составлении земельных кадастров, инженерных изысканиях и проектировании, на транспорте, в связи и бизнесе, образовании и туризме.

Геоинформационные технологии берут начало с появления первых автоматизированных картографических систем. В начале 60-х гг. в США была создана первая программа построения карт на алфавит­но-цифровых печатающих устройствах, включающая набор про­граммных модулей для анализа пространственных данных. Появле­ние и широкое распространение персональных компьютеров с гра­фическим дисплеем позволило перейти к децентрализации исследо­ваний в области ГИС-технологий. К началу 80-х гг. в США были созданы сотни интегрированных ГИС, направленных на решение задач, связанных с проектированием, планированием и управлением.

Дальнейший прогресс в компьютерных технологиях привел к появлению новых поколений ГИС, когда стало возможным пользо­вателю создавать коммерческие пакеты в соответствии с его собст­венными запросами и возможностями. С конца 80-х гг. мощный интеграционный потенциал ГИС-технологий используется в гло­бальных и межнациональных проектах, таких как Глобальная сис­тема мониторинга окружающей среды, выполняемого под эгидой ООН. Большое внимание созданию геоинформационных систем уделяет Европейский союз. По сравнению с США рынок геоин­формации в Западной Европе менее развит, имеются существенные различия в политических подходах к ее использованию.

В последние годы под эгидой Европейской комиссии ведется целый ряд международных геоинформационных проектов. Про­ведены системные исследования по изучению спроса и предло­жений на геоинформацию. Информационный рынок Европы оценивался к 1997 г. в 550 млрд ЭКЮ, в том числе геоинформа­тики в 10 млрд ЭКЮ с темпом роста 14—20% в год. Таким обра­зом, рынок геоинформатики удвоится в начале XXI века. Абсо­лютно будет доминировать информация в цифровом виде. Учи­тывая множество государственных и национальных баз данных, первоочередное внимание ныне уделяют проблемам метаданных и граничным политическим решениям по защите информации, ее качеству, доступности, правам личности, стандартизации, преодолению барьеров на пути к свободному рынку геоинформации. От реализации проектов создания единой геоинформацион-Пой инфраструктуры будет в значительной степени зависеть ре­зультат европейской интеграции.

В 90-е гг. начала создаваться «Глобальная информационная инфра­структура» (ГИИ) — правила нового мирового единого порядка и формирования соответствующих организационно-правовых преце­дентов на основе регионально-географического использования тех­нологических решений Интернета или Всемирной информационной сети. Дальнейшим развитием ГИИ стало создание «Глобального ин­формационного сообщества» в целях повышения экономической от­дачи от информационных сетей и электронной коммерции.

В восточноевропейских странах приняты законодательные акты об информатизации. В национальных программах информатизации осо­бое внимание уделяется региональным ГИС, основной целью которых является разработка технологии информационно-аналитического обеспечения управления административной областью, районом и городом.

Применение ГИС-технологий требует наличия соответствующе­го технического, программного и информационного обеспечения. Необходимы компьютеры с достаточно большим объемом опера­тивной и постоянной памяти и набора соответствующих перифе­рийных устройств. За последние годы Восточная Европа преврати­лась из производителя современных электронно-вычислительных машин в потребителя устаревших иностранных моделей средств вычислительной техники. " " Уменьшился парк вычислительных ма­шин, почти половину которого составляют устаревшие модели пер­сональных компьютеров. Но даже на современных ПЭВМ неэф­фективно используются программные технологии. Многочисленные компьютерные курсы и вузовские спецкурсы дают общие представ­ления о работе с компьютером, но не прививают навыков пользо­вания современными компьютерными технологиями. Поэтому акту­альной задачей высшего образования становится формирование об­щеобразовательной культуры и мышления, где важная роль отводит­ся ГИС-технологиям. Среди них следует особо выделить экономиче­ские, ориентированные на подготовку специалистов-управленцев, способных принимать решения на основе обширной пространст­венной информации.

Программный блок ГИС представляет совокупность интегриро­ванных программных модулей, обеспечивающих выполнение ос­новных функций геоинформационных систем. Информационный блок ГИС содержит соответствующим образом закодированные данные об определенной территории.

ГИС-технологии особенно активно используются в качестве под­держки принятия решений в региональном планировании и управле-

нии, включая организацию территории, развитие инфраструктуры, природопользование и охрану окружающей среды. ГИС способны интегрировать разнообразную геоэкономическую информацию и представить ее пользователю в виде компьютерных карт и атласов. Комбинирование аналитических возможностей ГИС с другими про­граммами математического моделирования и искусственного интел­лекта рождает новый вид информационной технологии — пространст­венные системы поддержки решений, в которых благодаря наличию функциональной связи между геоданными и имитационно-оптимизационными моделями создается интегрированная информа­ционно-аналитическая среда.

Назрела необходимость развития системы геоинформационного об­разования. Создание прикладных ГИС, включаемых в государственные и коммерческие программы, увеличивает спрос на специалистов-управленцев, практически владеющих ГИС-технологиями. В таких специалистах заинтересованы отраслевые и территориальные органы управления. Однако в области геоинформационной подготовки ква­лифицированных специалистов пока преобладает самообразование.

Современное образование требует формирования творческого мышления и всемерного развития у студентов и слушателей способно­стей к самостоятельной работе. ГИС-образование отличается, прежде всего, междисциплинарным характером, высокой техничностью, ин­формационной насыщенностью и широким спектром приложений.

Проблема ГИС-образования является актуальной для большин­ства стран Западной Европы и США, где издаются многочисленные специальные журналы и проводятся конференции. В 1992 г. в Ев­ропе была создана международная группа по ГИС-образованию. В постсоветских странах в области ГИС-образования выделяется Рос­сия, где эта идея нашла поддержку в первую очередь на природо­ведческих факультетах университетов. Однако внедрение ГИС в образование лимитируется высокой стоимостью технического и программного обеспечения.

Сложность создания обучающей ГИС определяется не только техническими и организационными проблемами, но и разномас-штабностью, разнотипностью и условностью геопространственной информации, различиями в уровнях ее территориальной организа­ции и разнообразием управленческих задач.

Общие методические основы обучающих ГИС включают обес­печение тематической полноты слоев базы данных серии ГИС для вУзов в соответствии с содержанием учебных программ. Например, требования экономистов к решению проблемы ГИС-образования

существенно отличаются от требований математиков и представите­лей технических и природоведческих специальностей. Вместе с тем представляется плодотворным использование идеи ГИС-практикума, которая может быть положена в основу обучения гео­информатики. Обучение ГИС-технологиям строится на системе логически увязанных между собой и с читаемыми спецкурсами практических управленческих заданий, каждое из которых пред­ставляет небольшой ГИС-проект. Эти задания должны быть увяза­ны единой целевой программой, но дифференцированы для раз­личных специализаций.

ГИС-практикум, функционально включающий технические сред­ства, программное и информационное обеспечение, ориентирован на достижение главной цели — обучение будущих управленцев актив­ному общению, диалогу с персональным компьютером, знакомству с отечественными и зарубежными достижениями в области геоинфор­матики и возможностями коммерческих ГИС-продуктов.

В условиях недостаточного финансирования высшей школы ак­туальной проблемой является дороговизна обеспечения ГИС-практикума цифровыми картами, разномасштабными и разновре­менными аэрокосмическими снимками, материалами наземных на­блюдений, обеспечения координатной привязки для пространст­венной информации. Поэтому на стадии обучающих ГИС необхо­димо максимально стремиться к их практическому применению, ориентированному на решение конкретных инвентаризационных, экспертно-оценочных, управленческих и прогнозных задач:

земельный кадастр и землеустройство;

оценка природных ресурсов и природопользование;

региональное управление;

кадастр недвижимости;

формирование единого информационного пространства горо­да, административного района и области на основе системы электронных карт;

• мониторинг экологической и радиационной обстановки и др. Наиболее практичным направлением обучающих ГИС является соз­дание их локальной сети в учебных хозяйствах или на полигонах вузов.

Внедрение обучающих ГИС-технологий в вузах требует государ­ственного подхода к геоинформационному обеспечению. В этой связи особенно актуальным является решение следующих задач:

• создание автоматизированной системы государственного зе­мельного кадастра как основы информационной инфра­структуры рынка недвижимости;

координация земельной политики с задачами строительных отраслей и жилищно-коммунального хозяйства;

усиление государственного контроля за использованием земли, соблюдением строительных норм и эксплуатацион­ных требований;

создание кадастра недвижимости и др.

Следует отметить, что Россия, Украина и Белоруссия отстают от стран Центрально-Восточной Европы в подходах к реформирова­нию управления рынком земли и недвижимости, что сдерживает процесс цивилизованной приватизации. Негативно сказываются на внедрение ГИС-технологий устаревшие представления о них как прикладных методах в различных науках, тогда как в современном мире геоинформатика становится основой общей культуры и гра­мотности.

1.9. Направления практического применения программных средств и ГИС-технологий

В 90-е гг. наиболее широкое распространение получили разра­ботки по территориальным кадастрам регионов, позволяющим ра­ционально решать задачи обеспечения цифровыми картами и их согласованного обновления с участием различных отраслей, ис­пользования материалов дистанционного зондирования, создание инфраструктуры для работы в режиме реального времени, обучения специалистов, постановки и решения управленческих задач. Все больше осознается необходимость создания комплексных геоин­формационных систем, объединяющих земельный и территориаль­ный кадастры, управление инженерными коммуникациями, реше­ние пространственных задач правоохранительных ведомств, эколо­гии и здравоохранения. В России создаются, как правило, незави­симые коммерческие организации, которые, не являясь собственни­ками информации, отвечают только за ее техническое накопление, увязку и обношгение. Консолидация финансовых средств позволяет Уменьшить затраты на разработку геоинформационной системы. Хотя Россия является лидером применения ГИС-технологий в постсоветских странах, их внедрение на региональном уровне идет медленно. Основные проблемы в большинстве субъектов Федера­ции связаны с дефицитом финансовых средств, разобщенностью основных пользователей и разработчиков систем в регионах.

Распространение получают муниципальные ГИС в целях фор­мирования единого городского информационного пространства с помощью геоинформационных технологий. Как правило, в город, ских администрациях организуются отделы информационного обеспечения, где на базе WEB-технологии (Интернет) создаются электронные карты города, планы зданий, строений, сооружений и инженерных коммуникаций, предоставляются информационные услуги юридическим и физическим лицам и т.д. Успешно внедря­ются ГИС-технологии в Обнинске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Красноярске, Арзамасе и других городах. По­давляющее большинство пользователей настольных ГИС сосредо­точено в Москве и Санкт-Петербурге.

Важным потребителем ГИС-технологий является топливно-энергетический комплекс, где требуется осуществлять контроль за локальными инженерными сетями и магистральными трубопрово­дами. Ведутся работы по созданию ГИС магистральных газопрово­дов, что позволяет контролировать состояние системы и удешевить ее эксплуатацию.

Консультативной помощью ГИС-технологий пользуются лесо­устроительные предприятия, лесное и дорожное хозяйства. Цифро­вые карты автодорог позволили существенно сократить сроки и за­траты на издание автодорожных атласов. Особенно широкое при­менение геоинформационные технологии нашли в геодезии и кар­тографии, что позволило за короткий срок создать банк из имею­щихся цифровых карт с высоким качеством и по минимальным це­нам с соблюдением условий лицензирования.

Программные средства и ГИС-технологии находят все большее применение в региональных и городских экологических программах. Российскими учеными совместно с Центризбиркомом создан элек­тронный электоральный атлас страны, работающий с базами данных по выборам федерального и регионального уровней. Традиционными потребителями геоинформационных технологий являются военные ведомства и правоохранительные органы, где используются системы слежения за подвижными объектами. Возрастает применение ГИС-технологий в бизнесе, рекламе и образовательных программах. Соз­даются ГИС-приложения для Интернета, что позволяет доступными средствами использовать в образовательных целях мощь геоинфор­мационных систем, обходясь малыми затратами.

В Интернете представлено множество аналогичных разработок, но большинство из них несет в первую очередь информационную нагрузку. В предлагаемых геоинформационных системах пользова­тель может легко найти искомую точку, масштабировать и получить разного рода информацию по анализируемому объекту. Однако предлагаемые технологии не позволяют пользователю что-либо изменить. Этот недостаток частично устраняется в новых ГИС-приложениях, позволяющих самостоятельно формировать карто­графическое изображение и подключать атрибутивные данные.

В заключение необходимо подчеркнуть, что создание геоинформа­ционных систем является необходимым условием для повышения ка­чества принимаемых управленческих решений и успешной интеграции Восточной Европы в мировое информационное пространство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.