Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные теории






 

Теория социальной стратификации — учение американского со­циолога Питирима Сорокина (1889—1968). В основе социальной стратификации лежит дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге (включая высшие и низшие слои). Ее сущность заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти или влияния среди членов того или иного сообщества. Социальная стратификация находит выражение в существовании трех форм: экономической, политической и профессиональной. В социальном пространстве, в отличие от географического, расположенные вблизи друг от друга люди могут быть отдалены огромной дистанцией.

Анализ политической стратификации не подтверждает постоянных тенденций перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствия правительственного вмешательства в жизнь общества ко всестороннему государственному контролю, не наблюдается и обратных тенденций. Как свидетельствует история, демократия способна привести к установлению диктатуры (фашистская Германия), которая по убеждению многих немцев была способна восстановить порядок в стране.

В обществе происходят также направленные флуктуации профес­сиональной стратификации. Всегда есть люди, жаждущие продвижения в верхние слои. Механизм селекции и распределения индивидов состоит из социальных институтов. Семья и школа проверяют общие свойства индивидов, необходимые для успешного выполнения множества функций (уровень интеллекта, здоровье и характер). Другие институты, подобно профессиональным организациям, тестируют специфические качества индивидов, необходимые для выполнения специальных функций в той или иной профессии. Любой гражданин, приступивший к переустройству общества, должен обращать внимание на проблему правильной организации этих социальных институтов и распределительных функций, а уже потом — как образовательных меха­низмов. Если они дефектны под этим углом, то никакая модернизация не принесет длительного и глубокого изменения. Историю делают люди, занимающие положение. Если они ему не соответствуют, то можно «успешно» разрушить общество, и наоборот. По нашему мнению, особая социальная стратификация возникает при переходе от закрытого общества к открытому, когда в условиях свободы вскрываются маргинальные реликтовые социальные «страты».

В основу теории конвергенции положена идея эволюционного развития общества и взаимопроникновения капитализма и социализма, образующих единое индустриальное общество. Впервые представления о сходстве двух систем были сформулированы американским социологом Питиримом Сорокиным в его теории о «гибридизации общества». В дальнейшем теория была модернизирована Уолтом Ростоу, Дж. Гелбрейтом и др. Согласно теории капиталистическая и коммунистическая системы должны были ко­ренным образом реформироваться через взаимное усвоение преимуществ соперника, вобрав лучшие черты от атлантизма и конти-нентализма. Запад весьма эффективно использовал мондиализм в «холодной войне» против СССР и стран Восточной Европы. Капитализм ввел определенные элементы планового регулирования экономики и расширил программы социального обеспечения, что наряду с научно-техническими и другими достижениями способствовало переходу к постиндустриальной эпохе.

Неоклассические теории описывают долгосрочные тенденции развития в постиндустриальную эпоху научно-технического прогресса.

Теория технологических революций предложена американским социо­логом и футурологом Элвином Тоффлером (р. 1928) и изложена в трилогии «Шок будущего» (1972), «Третья волна» (1980) и «Метаморфозы власти» (1990) и других книгах, ставших мировыми бестселлерами. «Третья волна» была запрещена в некоторых странах. В Китае книга обвинялась в распространении западного «духовного загрязнения», но в дальнейшем стала Библией для архитекторов китайских реформ и издавалась огромными тиражами.

Ученый исследует три технологических «волны». Первая волна — аграрная революция, Вторая волна — промышленная революция и Третья волна — информационная революция.

В Советском Союзе индустриализация была осуществлена за счет народа, принадлежавшего к Первой волне. Переоценка материально­го производства и недооценка продуктов ума (за исключением сферы ВПК) привели к краху советской системы.

Ученый обрисовывает будущее общество как возврат к доиндуст-риальной цивилизации на технологическом фундаменте, предупреждает о трудности психологической адаптации людей к ускорению социальных изменений. Происходит трансформация власти. Высококачественная власть формируется на основе знания. В постиндустриальном обществе новые знания выступают в качестве заменителей традиционных ресурсов и видов транспорта, ускоряют время, выступающее в качестве важного экономического ресурса. В политике знание является самым демократическим источником власти высочайшего качества. Здесь знание одновременно выступает в качестве интеллектуального продукта и средства коммуникации. Одновременно новая экономика, основанная на знании, потенциально опасна для всех держателей власти. В бизнесе особенно актуально выдвижение знания или идеи, которую можно превратить в необходимую и выгодную производительную деятельность.

Теория информационализма рассматривает информационные тех­нологии как материальную основу постиндустриального общества. В нем производство благ, осуществление власти и создание культурных кодов стало зависимым от информационно-технологических возможностей общества. Информационные технологии стали необходимым инструментом для эффективной социально-экономической реструктуризации общественных отношений в рамках капитализма и социализма. Автором теории информационализма или информациональной/глобальной экономики является известный западный социолог Мануэль Кастельс (р. 1942, в Испании), который, получив образование в Париже, с 1979 г. является профессором Калифорнийского университета (Беркли). Теория изложена в фундамен­тальном труде в трех томах «Информационная эпоха», переведен­ным на многие европейские и другие языки.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.