Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мать-Дракон и рождение Вселенной






Самым древним и, пожалуй, «химически чистым» примером являются мифы о первичном Хаосе воплощенном в образе Праматери (или, если угодно, Первоматерии), зачастую чудовищного облика. Самый известный образ – шумеро-вавилонская Тиамат, могущественная богиня в обличье дракона с челюстями крокодила, львиными клыками, крыльями летучей мыши, лапами ящерицы, орлиными когтями, питоньим телом и воловьими рогами. Другой пример – ацтекская богиня Тлальтекультли, также имеющая облик огромного дракона или крокодила. В других мифах облик первоматери не упоминается, но о ее хтонической, темной природе можно догадаться по порожденным ею существам. Такова греческая Гея, богиня земли. Ее чрево рождает чудовищ- титанов, циклопов, сторуких великанов-гекатонхейров. Ею же был порожден и Тифон- стоглавый дракон, противник Зевса. Что характерно: великанов Гея рождает от бога неба Урана, а Тифона- от Тартара, мрачной бездны возникшей из первородного Хаоса. Несмотря на столь противоположных отцов результат, получается примерно схожим – разница лишь в степени разрушительности.

Другое женское божество возникшее из первоначального Хаоса и в общем-то воплощающее основные его черты – Никта «Ночь». В орфических гимнах, которые как считается, воспроизводят самые древние пласты греческой мифологии Ночь прямо называется прародительницей Вселенной.

Вначале Никта Эвринома, Богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса и обнаружила, что Ей не на что ступить и опереться. Поэтому Она расчленила Хаос и отделила три части: Широкогрудую Гею, всеобщее безопасное пристанище, равного Ей ширью звездного Урана, чтобы он точно покрыл Ее всюду, и шумного Понта, омывающего со всех сторон Гею.

Греческий миф находит свои параллели и в скандинавской «Младшей Эдде». Здесь, правда порядок немного изменен – не изначальная Тьма рождает хтонических великанов, а наоборот – одно из этих чудовищных порождений первичного Хаоса, порождает дочь «от рождения сумрачную и мрачную», которая и получила имя Ночи. Впрочем, кто кого породил, не имеет значения, поскольку все происходит, в контексте «мира до творения». И греческая и скандинавская мифология сходятся на том, что свет и день родились именно от Мрака и Ночи (от брака скандинавской Ночи с одним из великанов происходит еще и земля).

Кроме дня греческая Никта порождает и целый сонм менее благостных божеств: Танатоса (смерть), Гипноса (сон с тяжелыми видениями), Эриду (раздор), Ату (обман), Кер (уничтожение), Немесиду (месть), Мома (злословие и насмешка). Ночь также порождает Мойр (божеств судьбы)- силы, скрывающие в себе тайну жизни и смерти, вызывающие дисгармоничность в бытии мира. Впрочем, и у скандинавов богини судьбы- Норны, появляются именно по ночам.

Ночь была в доме,

Норны явились

Судьбу предрекать

властителю юному.

(Старшая Эдда).

Иными словами Рок или Судьба, перед велениями которой бессильны и сами боги, оказывается порождением изначальной Тьмы. Своеобразное предупреждение белосветным богам – чтобы не забывали, что на самом деле лежит в основе мироздания.

Несмотря на то, что Темная Богиня, рождает космос, она, в конце концов, оказывается враждебной ему. Ее порождения несут в себе явный отпечаток изначального Хаоса, то, как она их творит, несет в себе все тот же след неустроенности, случайности, «творческого поиска», вынуждающий Богиню порождать все новых и новых чудовищ. Это идет вразрез с требованиями нового поколения богов, которым нужен полностью обустроенный, предсказуемый мир.

Темная Богиня, Мать-Дракон оказывается врагом демиурга – практически всегда мужского бога. Свой порядок он утверждает именно за счет победы над Богиней Хаоса или на худой конец, над ее хтоническим потомством. Чтобы уничтожить молодых богов Тиамат порождает своих чудовищ: людей-скорпионов, демонических львов, кентавров, гигантских змей и драконов. Но бог Мардук убивает богиню и из ее тела создает мир, знаменуя тем самым временное торжество космоса над Хаосом. Эта же победа дает ему право на титул царя богов. Бог Уран- воплощение неба, заточает во мраке своих детей-великанов, греческий громовержец Зевс побеждает Тифона, тогда как все остальные боги в страхе бегут от детища Геи и Тартара. Тем самым происходит окончательное возвеличивание Зевса как бога над богами, а также заканчиваются все попытки Геи оспорить власть олимпийцев.

В ацтекской мифологии богиню-каймана Тлальтекультли разрывают на две части боги Тецкатлипока и Кетцалькоатль. Из двух половинок чудовища Хаоса создают небо и землю. Впрочем здесь все происходит не столь радикально, как в случае с Тиамат- Тлальтекультли даже после столь болезненной операции не просто продолжает жить, но и пользуется большим почитанием. Ей в жертву приносят человеческие сердца и кровь, как своеобразную компенсацию за произведенную экзекуцию. Причины такого «либерального» отношения, возможно, следует искать в том, что и сами боги-демиурги имеют ярко выраженные хтонические черты, сближающие их с божеством Хаоса. Да и сам акт расчленения они совершают в обличье двух змей. Можно сказать, что конфликт между Хаосом и порядком в ацтекской мифологии был решен чуть ли не полюбовно.

Но подобные мифологические повороты редки. Чаще всего окончательное становление космоса происходит за счет решительной победы над Хаосом и воплощающей его Темной Богине. В мире устанавливается порядок, в котором власть мужского божества-властителя четко увязывается с представлениями о незыблемости созданной им Вселенной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.