Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маленькими братьями и сестрами






(сиблинги)

Представьте себе, что бы вы чувствовали, если бы правительство вдруг объявило о

проведении странной лотереи. Вы вытягиваете номер из барабана, и после этого

обладатель билета под этим номером приходит к вам, чтобы разделить с вами жилище,

доходы, пищу и семью на всю жизнь. У вас нет возможности отказаться, нет способа,

который мог бы заранее предопределить номер, который вы вытянете. Думаю, все это

покажется вам похожим на ужасный сон. И, тем не менее, многие из нас такое испытали:

это происходит с рождением крохотного братишки или сестренки.

Появление нового ребенка в семье— ответственнейшее событие. Описываемая здесь

история происходит в более поздний период, когда родившаяся девочка уже больше не

маленький ребенок. Она уже подросла и может играть со своей сестренкой; она стала

достаточно взрослой, чтобы выяснять с ней отношения в драке.

Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом. Они борются

за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание, и т.д. Они могут быть

абсолютно разными как личности и, тем не менее, вынуждены жить вместе и находиться в

более тесных отношениях, чем простая дружба. И как бы они ни старались, от этих

отношений им не уйти. Неудивительно поэтому, что в таком случае конфликты—

явление обычное.

Их преодоление требует времени и усилий со стороны самих братьев и сестер, а также

поддержки и понимания родителей. Последние часто оказывают сильное давление на

детей, настаивая на их непременной любви друг к другу и отказываясь признавать и

принимать в расчет какие-либо иные эмоции: “Она же твоя сестра”... “Ведь он твой

единственный брат”... и т.д. Реакция же ребенка на это может быть: “Лучше бы у меня их

вовсе не было”.

Братьев и сестер не выбирают. Если повезет, вашим братом или сестрой может стать

человек, которого бы вы хотели иметь своим другом. Но часто бывает совсем наоборот.

Даже если братья и сестры очень общительны по природе, все равно в их отношениях

сохраняются такие качества, как соревновательность, зависть и соперничество. А если они

менее дружелюбны друг к другу, ситуация еще более чревата раздорами.

Естественно, временами братья и сестры испытывают по отношению друг к другу чувства

злости, ненависти и недовольства. Утверждение, что это не так, не соответствует

действительности. Враждебность просто загоняется “в подполье”, где подогревается и

отягощается дополнительным бременем неприязни и обиды, усугубляется чувством своей

непонятости и, возможно, сознанием вины или страхом по поводу накала своих

“запрещенных” чувств. Нередко дурные, злые чувства уходят в “подполье” вместе с

искренними, добрыми чувствами. Вместо этого может появиться нечто похожее на

вооруженный нейтралитет, вежливую враждебность или явно наиграннаую ласковость.

Признайте за аксиому тот факт, что иногда ваши дети могут питать друг к другу явно

выраженные негативные чувства... Необходимо направить их “злую энергию” в нужное

русло. Если ваши дети, например, обычно выражают свою взаимную неприязнь

потасовками, постарайтесь убедить их заменить кулаки на слова. А если они осыпают

друг друга бранными словами, посоветуйте им завести “Жалобный лист” и записывать в

нем эти слова, вместо того, чтобы выкрикивать их истошным голосом. Научите их

взбивать подушки вместо того, чтобы дубасить друг друга. Пусть они лучше дадут выход

злости, выводя гневные каракули на бумаге, и гоняя мяч по двору и т.д. Нередко добрые

чувства могут быть спонтанно выражены только после того, как уйдут чувства дурные.

Существует несколько способов, применяя которые родители могут помочь своим детям в

их сложных отношениях друг с другом.

Они могут признать, что каждый их ребенок по-своему уникален, уважать его

потребность в своем личном, индивидуальном пространстве и вещах. Личные вещи важны

для детей; они составляют часть их ощущения своей индивидуальности, и если их братья

или сестры постоянно берут эти вещи или портят их— это их сильно огорчает. Вряд ли

вам понравится, если ваш сосед будет постоянно пользоваться вашей машиной, забывая

поставить ее на место или выключить передние фары на ночь. Требуйте, чтобы дети

просили разрешения друг у друга прежде, чем одолжить какую-либо вещь или поиграть с

ней. Это освобождает ее владельца от постоянной угрозы непрошенного вторжения или

ограбления.

Детям необходимо знать, что их любят и ценят как индивидуальностей. Им абсолютно

необходимо знать и чувствовать, что к каждому из них относятся справедливо.

Справедливо не обязательно означает одинаково. В разные периоды у детей возникают

разные потребности; сосредоточьте внимание на нуждах одного ребенка в подходящее

время. Например, одному из них понадобится новое платье для какой-то вечеринки. Это

не должно означать, что другой ребенок также должен получить новую одежду.

Несколько позже этому другому ребенку может понадобиться новая теннисная ракетка.

На этот раз подарок получит он, а не первый ребенок. Старайтесь учитывать личные

потребности каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

В большинстве случаев родителям следует избегать роли судьи или арбитра в стычках

между детьми. Часто они затеваются, чтобы привлечь ваше внимание. Если вы клюнете на

это, образуется треугольник, а, как известно, треугольники— весьма трудно разрешимая

вещь. Вместо этого, когда возникают конфликты, рекомендуется ознакомить своих детей

с техникой их разрешения. Во время горячего спора многие из нас считают, что наш

оппонент не расслышал нашего аргумента или не понял его сути. Мы думаем, что если мы

ее выскажем достаточно громко, напористо и многократно, это “исправит” его глухоту.

Однако это совсем не так: оппонент бывает настолько поглощен подготовкой к обороне

против нашей предполагаемой атаки, что просто не в состоянии нас слушать. Если же мы

чувствуем, что нас услышали, то уже не испытываем такой необходимости прибегать к

крику. Прежде всего необходимо дать каждому ребенку возможность высказать свою

жалобу или обиду, в то время как другой ребенок слушает. Далее, пусть каждый ребенок,

участвующий в конфликте, кратко изложит мнение или точку зрения своего оппонента,

чтобы убедиться, что он все слышал и понял.

После того, как каждая “враждующая сторона” изложит в сжатом виде то, что говорил его

обидчик или оппонент, пусть они укажут на суть конфликта. Например: “У нас только

одна такая игра, а мы оба хотим поиграть в нее”.

Затем попросите детей составить перечень возможных путей и способов разрешения

конфликта, подчеркнув при этом, что ни один из них не будет играть в эту игру до тех

пор, пока оба не придут к согласию.

Если такое согласие не будет достигнуто, выносите проблему на “семейный совет”—

совещание, на котором присутствуют все члены семьи и каждый из них принимает

активное, заинтересованное участие в совместной выработке выполнимого, реально

достижимого компромисса.

Хотя взаимоотношения между детьми в семье действительно содержат зерна

деструктивных эмоций, они могут также научить детей преодолевать различные

жизненные неурядицы, препятствия и негативные моменты, в том числе, потери, драки и

зависть, и стать сильнее в результате их преодоления.

Энни была маленькой девочкой, которая жила в коричневом кирпичном доме вместе с

мамой, папой и большой черной собакой. В этом доме жило еще одно существо—

маленькая сестренка Энни, которую звали Синтия.1

В данный момент Энни желала, чтобы Синтия не жила в этом доме, чтобы ее вообще не

было. Она желала, чтобы Синтия стала маленькой игрушечной собачонкой, на которую

вот-вот кто-нибудь наступит, или жабой, настолько противной, что, увидев ее, люди

визжали бы от омерзения и убегали бы от нее прочь, или куском льда, лежащим на

тротуаре в жаркий-прежаркий день...

... У Энни уже иссякла вся фантазия. Казалось, не осталось ни одного гадкого существа

или непотребного предмета, которые она не хотела бы сделать прототипом Синтии.

Увидев сестру, она нахмурилась.

“Это нечестно, — сказала Синтия. — Сейчас моя очередь играть с Бобо”. Она потянулась

к игрушечному зайчику и схватила его.

“Нет! ”— грозно и твердо возразила Энни и отняла игрушку у Синтии.

“Да! ”— закричала Синтия.

“Нет! ”— завопила Энни.

“Да! ”

“Нет! ”

“Дети, — раздался голос их мамы, которая только что подошла к двери, закрыв уши

руками. — “Почему вы учинили такой ужасный галдеж в этом доме? Люди, живущие за

многие километры отсюда, буквально обрывают телефон и спрашивают, что стряслось?

По всему городу кошки и собаки попрятались под кровати. Кто-то даже позвонил в

местный телецентр и сказал, что началась третья мировая война. Что же такое могло

произойти? ”1

Энни слегка улыбнулась.

Синтия хихикнула.

“Я не могу себе представить, что же это могло быть”, — продолжала удивляться мама.

“Это все мы”, — сказала Энни.

“Мы дрались”, — пояснила Синтия.

“Из-за чего же была драка? ”— спросила мама.

Синтия указала на Бобо. “Энни не дает мне поиграть с ним”.

“Она пыталась вырвать его у меня, а я еще с ним не наигралась”, — объяснила Энни.

“Энни— жадина! — сказала Синтия. — Я ее ненавижу”.

“Синтия— дура! — отомстила ей Энни. — Я ее ненавижу”.

“Похоже на то, что вы крепко злы друг на друга”, — сказала их мама.

“Еще бы, — сказала Синтия и скорчила рожицу Энни. — Свинюшка! ”

“Ползучка противная! ”— огрызнулась Энни и тоже скорчила рожицу в ответ.

“Я думаю, пора бы поостыть на минуточку, — сказала мама. — Пойдемте со мной в

большую комнату и посидим там. Я расскажу вам кое-что интересное”.

Энни направилась вслед за мамой в большую комнату. Синтия вышагивала следом. Энни

была уверена, что Синтия строит рожи за ее спиной.

Мама поудобнее уселась на кушетку между двумя девочками. “Давным-давно, — начала

она, — жила-была маленькая девочка, которую звали Эндреа. Эндреа жила в коричневом

кирпичном доме вместе с мамой, папой и большой черной собакой. В том же доме жила

еще одна особа. Это была Селия, сестра Эндреа.1 Эндреа любила свой дом, но ей не

нравилось жить вместе с Селией. Когда Эндреа играла в какую-нибудь игру, Селия

приходила и мешала ей. Если Селии хотелось поиграть с какой-нибудь игрушкой Эндреа,

она просто брала ее и все. Более того, иногда она ее даже ломала. Селия всегда хотела,

1 Измените детали применительно к вашему ребенку.

1 Немного юмора может помочь разрядить напряженность.

1 Если вы рассказываете это сразу обоим детям, рекомендуется подобрать имена, сходные по звуча­нию с их именами. Это позволяет им чувствовать себя героями рассказа.

Онлайн Библиотека






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.