Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Простыми словами невидимая рука рынка






Из «Исследования о природе и причинах богатства народов» Адама Смита: любой бизнесмен «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это»[60].

Переводим: даже когда мы преследуем свои собственные интересы (например, стараемся сколотить побольше денег), мы все равно, словно подталкиваемые невидимой рукой, действуем на благо всего мира.

Переводим: в капиталистическом обществе нет проигравших.

Со времен публикации «Богатства народов» прошло уже двести с лишним лет, а «невидимая рука» все еще остается фундаментальным понятием экономической науки. Однако, к сожалению, в реальной жизни возникает масса ситуаций — вроде ситуации на рынке подержанных машин, — в которых «невидимая рука» не оказывается не только невидимой, но и вовсе несуществующей:

• вы должны были получить новую должность, но она достается вашему придурочному коллеге только потому, что ваш босс гораздо больше интересуется гольфом, чем положением дел на работе;

• вы могли бы сейчас смотреть суперинтересное шоу по ТВ, но вместо этого смотрите повтор какого-то старого бесконечного сериала, потому что ваша вторая половина завладела пультом всевластия;

• мы давно уже могли бы использовать в домах энергию ветра, но все еще продолжаем жечь мировые запасы нефти, потому что так удобнее.

Проблема в том, что подобное отношение покупателей заставляет продавцов действительно хороших машин снимать с продажи свой товар — ведь никто не предлагает им достойную цену. И что у нас остается? Лимоны. В общем, как видите, рынок с асимметричной информацией невыгоден ни покупателям, ни честным продавцам.

И подобные проблемы возникают не только с подержанными машинами. Как страховщикам определить сумму взноса по программам медицинского страхования, если они не знают наверняка, кто из их клиентов курильщик с ожирением, а кто — спортсмен-трезвенник?

Как сотрудник банка может дать клиенту ипотеку, будучи не в курсе, ответственный ли перед ним плательщик или хронический должник?

Как компания может нанять нового сотрудника, когда ей неизвестно, не по его ли вине сгорела столовая в той фирме, из которой он недавно уволился?

Как женщине или мужчине решиться пригласить к себе домой кого-то после свидания, если этот кто-то может оказаться бабником или какой-нибудь вертихвосткой?

Но не торопитесь оплакивать горькую судьбину продавцов подержанных машин, страховых компаний, банкиров, менеджеров по подбору персонала и одиночек, тщетно ищущих свою вторую половину. Помните, что асимметричную информацию можно выровнять. Так, продать и купить подержанную машину можно через официального дилера, по программе реализации сертифицированных автомобилей с пробегом. Страховщики могут изучить вашу медицинскую карту и разнюхать все о ваших вредных привычках за последние 30 лет. Банк может поднять вашу кредитную историю. А работодатели могут попросить вас предоставить рекомендации. Что же касается одиноких людей, то с ними, конечно, посложнее, но в наш век любого нового знакомого можно «погуглить» (в разумных пределах, естественно) — и уже на этом этапе распознать откровенного психопата.

Итак, с экономической точки зрения информация — это всегда благо: чем больше мы знаем, тем проще нам принимать адекватные решения и тем лучше функционирует наш рынок.

Это же касается вашего брака. Постоянный обмен информацией жизненно необходим для поддержания экономики ваших отношений. Вы всегда звоните домой, если задерживаетесь на работе, чтобы ваша вторая половина немного подождала с семейным ужином. Вы не затаиваете обиду, а открыто говорите о своих оскорбленных чувствах супругу, чтобы тот смог вовремя извиниться. Вы честно признаетесь, что сегодня у вас болит голова и секса не будет — но не потому, что вам не хочется, а потому что вы правда не в силах. По состоянию здоровья.

Погодите, в чем дело?

У вас все не так просто? Вы не всегда звоните? Не делитесь друг с другом переживаниями? Копите негатив до тех пор, пока в один прекрасный момент вас не прорвет? Считаете, что супруг должен учиться понимать вас без слов?

Может, информация в вашем браке тоже несколько асимметрична?

И не только в вашем! Готовы поспорить, что все мы наживаем проблемы в категории «коммуникация» именно из-за асимметричной информации. Если вы отфильтровываете при рассказе какие-то неблаговидные подробности, потому что боитесь реакции жены, — это асимметрия. Если по вашему стойкому убеждению муж должен сам догадываться, о чем вы думаете, чего хотите и каких действий от него дожидаетесь, — это тоже асимметрия. Если вас что-то беспокоит, но вы предпочитаете помалкивать, — это опять же асимметрия.

В этой главе мы поделимся с вами некоторыми способами восстановления информационного баланса, такими как обмен сигналами и привычка говорить, что думаете, и делать так, как сказали. Мы также научим распознавать ситуации, в которых к дисбалансу приводит не недостаток, а переизбыток информации. Никаких особых хитростей тут нет, сплошная экономика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.