Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление интересов групп национальной элиты в органах автономии






В 1917–1918 гг. основным направлением развития татарского общества было создание органов национальной автономии. Завершающим этапом этого процесса стало создание Вакытлы Милли Идарэ, а затем Милли Идарэ[52] Исследуем процесс формирования органов национально-культурной автономии в центре, регионах и на местах. В составе Милли Идарэ было создано три министерства, представлявшие интересы буржуазии, духовенства и светской интеллигенции. Внутри последней группы возник конфликт между старшим поколением тюркистской интеллигенции и младшим поколением татаристского учительства. Поэтому рассмотрим именно эти три группы национальной элиты. Проанализируем позиции этих групп в период перед I Всероссийским мусульманским съездом в мае 1917 г., затем между этим съездом и казанскими съездами июля 1917 г. Далее их деятельность будет рассматриваться в составе назаратов Милли Идарэ. Проанализируем также отношение сельского населения к созданию автономных структур на местном уровне. Четвертой автономной структурой татарской нации были военнослужащие, объединенные Харби Шуро. Остановимся на деятельности Харби Шуро, непосредственно направленной на организацию воинских частей и создание Штата Идель-Урал. Проанализируем функционирование Миллет Меджлисе, как единственного в татарской истории национального парламента, позиции и деятельность основных фракций в Миллет Меджлисе, а также его деятельность по принятию Конституции и созданию исполнительных структур автономии. Особое внимание уделим различным проектам Штата Идель-Урал. Проанализируем позицию мусульманской фракции в Учредительном Собрании и отношение татарских лидеров к процессу перехода власти в России в руки большевиков.

После уничтожения светских структур нации, духовные органы, в соответствии со статусом ОМДС, оказались единственными общенациональными органами[53]. В начале XX века у татарского общества существовал консенсус в вопросе автономии духовных органов. Сразу после Февральской революции 1917 г. национальные деятели Уфы взяли под контроль ОМДС и сместили муфтия М.-С. Баязитова. Для управления ОМДС была создана комиссия из 16 человек под председательством имама Хабибуллы Ахтямова. Временный муфтий Салихджан Урманов издал обращение к духовенству ОМДС с призывом поддержать новую власть. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», что заложило основу для разработки планов автономии. В марте 1917 г. были выдвинуты первые планы реформы ОМДС. В Казани было восстановлено существовавшее в дни российской революции 1905–1907 гг. Общество Духовенства. По его проекту предполагалось равенство органов религиозной и светской автономии.

Второй группой населения, ориентированной на общенациональную деятельность и сформировавшей собственные автономные организации, были учителя. Первый съезд учителей проходит в Казани в апреле 1917 г. Он создает «Русия тюрек-татар укытучылары берлеге» («Союз российских тюрко-татарских учителей»). Председателем центрального бюро Союза избирается член КМК Г. Губайдуллин.

На I Всероссийском Мусульманском съезде в мае 1917 г. резолюция Закира Кадыри по культурно-просветительным делам предусматривала, что «заведование просветительными и культурными делами должно быть в руках отдельных наций, осуществляющих это свое право через особые выборные органы каждой нации». «В средних школах преподавание общетюркского языка должно быть обязательно. В высших школах языком преподавания является общетюркский язык». Наряду со школами «учительские школы, семинарии и курсы, открытые для мусульман, должны быть переданы в руки нации». Резолюцией предусматривалось повсеместное открытие средних и профессиональных школ. Вместо кафедр по изучению истории и этнографии нерусских народов, «для подготовки педагогического персонала в средне-учебные заведения должны быть открыты при русских высших школах и курсах особые тюркские кафедры».

Таким образом, уже в мае 1917 г. была сформулирована общенациональная программа создания общенациональной системы просвещения, и сами работники образования создали свой профессиональный корпоративный орган. При этом на уровне местного самоуправления было получено согласие на создание начальной государственной школы на родном языке и открытие мусульманских учительских школ, в соответствии с решениями III Всероссийского Мусульманского съезда в 1906 г. и совещания при Уфимском губернском земстве в 1911 г.[54]

Третью автономную группу составляла буржуазия, которая финансировала создание национальных фондов, то есть финансовых институтов автономии. 24 марта 1917 г. в Казани собрание под председательством Г. Баруди приняло решение создать «Милли сермая» (Национальная казна), составившую 825 223 рубля на 27 марта. «Милли Сермая» возглавило бюро из двенадцати человек. Так как деятельность всех национальных форумов и организаций не получала никакой государственной поддержки, то буржуазия обеспечивала проведение всех национальных съездов, деятельность органов автономии в центре и на местах, финансирование Миллет Меджлисе, создание «Харби Фонд» (Военного Фонда) для финансирования мусульманских воинских частей.

Создание трех назаратов правительства автономии являлось свидетельством наличия собственных автономных организаций у буржуазии, учителей и духовенства. Съезд учителей прошел в апреле 1917 г., а Съезд духовенства в июле того же года. Исключение составляет здесь буржуазия. Но эта группа элиты была представлена во всех общенациональных организациях и на всех съездах. Поэтому созыв съезда корпорации в октябре 1917 г. скорее объясняется рассредоточением буржуазии по огромным территориальным пространствам и слабыми экономическими связями между буржуазией различных регионов[55].

Наряду с духовенством, наиболее ранние действия по созданию автономных неполитических органов, занимающихся вопросами местного самоуправления, относятся к сельским районам. Сельское население выступало за создание единых комитетов на всех уровнях. Отмечается необходимость создания губернского национального органа и придания официального статуса татарскому языку. Новым было и создание органа волостного самоуправления, так как при царском режиме не было введена самоуправляющаяся волость. Для сельского населения важным являлось создание органов на родном языке, имеющих официальный статус и занимающихся их повседневными проблемами. За исключением вопросов, касающихся деревенского и волостного самоуправления, распоряжения лесным и земельным фондами, организации делопроизводства, образования и судоговорения в суде первой инстанции на родном языке, крестьяне оставляли решение всех остальных проблем другим органам. Татарское крестьянство не представляло целостную корпорацию, не провело общенационального съезда и не создало своего общенационального органа, хотя и составляло абсолютное большинство татарского населения.

Духовенство, учителя, буржуазия и сельское население в марте–апреле 1917 г. выдвинули свои основные требования и создали на местах автономные непартийные органы. Их особенностью являлось отсутствие связи с организациями нетатарского населения. Везде татары входили в ведомство губернского комиссара, земские управы и Исполкомы Советов. Харби Шуро в марте–апреле занималось преимущественно сбором информации и организацией отделений во всех частях с большим процентом мусульман. Однако уже были выдвинуты идеи создания мусульманских частей и Татарского Военного Округа. Таким образом, все основные программные требования, касающиеся автономии в вопросах религии, просвещения, национальных финансовых органов и воинских частей были сформулированы еще до I Всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 г. Все эти мероприятия носили пока региональный и местный характер[56].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.